Внутренний и внешний ввп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание

Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития одной и той же страны в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.

Работа состоит из  1 файл

контролтьная катя эконом.теория.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)


5

 

 

1.Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.

Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т.е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития одной и той же страны в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.
Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора [4,с.282]:

1.      изменение реального объема производства

2.      изменение уровня цен.

Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВВП 1980 года в ценах 1999 года. В этом случае 1999 год будет базовым, а 1980 год – текущим).

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен

Общий уровень цен рассчитывается с помощью индекса цен. Очевидно, что в базовом году номинальный ВВП равен реальному ВВП, а индекс цен равен 100% или 1. Если известны процентные изменения номинального ВВП, реального ВВП и общего уровня цен (а это есть темп инфляции), то соотношение между этими показателями следующее:

изменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) - изменение общего уровня цен (в %)

Например, если номинальный ВВП вырос на 15%, а темп инфляции составил 10%, то реальный ВВП вырос на 5%. (Однако следует иметь в виду, что эта формула применима лишь при низких темпах изменений и, в первую очередь при очень небольших изменениях общего уровня цен, т.е. при низкой инфляции. При решении задач корректнее использовать формулу соотношения номинального и реального ВВП в общем виде [4,с.287].
Различают несколько видов индексов цен: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВНП и др. Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. (В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг). Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований. И ИПЦ, и ИЦП статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года, т.е. как индекс Ласпейреса [2,с.210]:

ИПЦ = IL = (ptq0/?p0q0) ? 100%

Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше, т.е. индекс с весами (объемами) текущего года:

def ВВП = (?ptqt/?p0qt) ? 100%

Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП.
Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем:

 

        ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные экономикой;

        при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП только товары, произведенные национальной экономикой;

        для определения общего уровня цен и темпа инфляции могут использоваться и дефлятор ВВП, и ИПЦ, но ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и разработки на их основе программ социального обеспечения;

        ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП занижает эти показатели. Это происходит по двум причинам: а) ИПЦ недооценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми), поскольку рассчитывается на основе структуры потребительской корзины базового года, т.е. приписывает структуру потребления базового года текущему году (например, если к данному году относительно подорожали апельсины, то потребители увеличат спрос на мандарины, и структура потребительской корзины изменится – доля (вес) апельсинов в ней сократится, а доля (вес) мандаринов увеличится. Между тем, это изменение не будет учтено при подсчете ИПЦ, и текущему году будет приписан вес (количество килограммов относительно подорожавших апельсинов и относительно подешевевших мандаринов, потребляемых за год) базового года, и стоимость потребительской корзины будет искусственно завышена. Дефлятор же ВНП переоценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения), приписывая веса текущего года базовому году;
б) ИПЦ игнорирует изменение цен товаров в связи с изменением их качества (рост цен на товары рассматривается как бы сам по себе, и не учитывается, что более высокая цена на товар может быть связана с изменением его качества. Очевидно, что цена утюга с вертикальной глажкой выше, чем цена обычного утюга, однако в составе потребительской корзины этот товар фигурирует как просто «утюг»). Между тем, дефлятор ВВП переоценивает этот факт и занижает уровень инфляции.
В связи с тем, что оба индекса имеют недостатки и не могут точно отразить изменение общего уровня цен, может использоваться так называемый «идеальный» индекс Фишера, который снимает эти недостатки и представляет собой среднее геометрическое из индекса Пааше и индекса Ласпейреса:
Индекс Фишера используется для более точного расчета темпа роста общего уровня цен, т.е. темпа инфляции. В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен (Р – price level) (как правило, определяемый с помощью дефлятора) за период времени, прошедший от базового до текущего года, номинальный ВВП может быть как больше, так и меньше реального ВВП. Если за этот период общий уровень цен повысился, т.е. дефлятор ВВП > 1, то реальный ВНП будет меньше номинального. Если же за период от базового года до текущего уровень цен снизился, т.е. дефлятор ВВП < 1, то реальный ВВП будет больше номинального.

2.Особенности денежно-кредитной политики РБ.

В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку наряду с положительными сторонами, она имеет и недостатки. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся[3,с.148]:

   Гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки.

   Независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Однако денежно-кредитная политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся следующие:

   Циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия Центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия Центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения.

   Изменение скорости обращения денег. Исходя из количественной теории денег, общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, т.е. на такое число раз, которое одна денежная единица тратится на товары и услуги в течение года. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя изменения предложения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег весьма вероятно упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег, например, приведет к снижению процентной ставки (рис. 5.4). Но когда процентная ставка понизилась, население будет держать большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы будут переходить от фирм к населению и обратно менее быстро, т.е. скорость обращения снизится. Политика дорогих денег, скорее всего, вызовет увеличение скорости обращения денег[3,с.149].

   Влияние на инвестиции. Существуют сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной политики на инвестиции (рис. 5.4, 5.5, 5.6).Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги и относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что изменения денежного предложения не вызовут больших изменений инвестиций и ВНП. Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции (рис.5.5). Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на инвестиции сместиться вправо, вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал, либо по другим причинам. В таких условиях, для эффективного сокращения совокупных расходов Центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко. И наоборот, экономический спад может подорвать доверие к предпринимательской деятельности, сместив кривую спроса на инвестиции влево, тем самым, сведя на нет политику дешевых денег.

В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики. В своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса. Увеличение степени открытости экономики приводит к размыванию границ между политикой по регулированию внутриэкономического положения и мерами по регулированию внешнеэкономических связей, именно поэтому указанный баланс внутреннего и внешнего компонентов регулирования становится крайне важным в настоящее время. С расширением процессов глобализации, к этой задаче добавилась проблема увязки национальной денежно-кредитной политики с денежно-кредитной политикой других государств.

Использование рычагов денежно-кредитной политики отличается в зависимости от того, какой установлен режим валютных курсов – фиксированный или плавающий. Пусть, например, в данной стране снижаются процентные ставки относительно уровня других стран. Тогда капиталы начинают утекать из страны. Однако само по себе это не может означать никаких серьезных изменений в денежной массе. Владельцы ценных бумаг или валюты этого государства будут продавать свои активы на рынке в обмен на национальные денежные единицы. Причем не всегда может иметь место и географическое перемещение денег, поскольку они могут лишь менять владельцев, даже не выходя за пределы государства. До тех пор пока в эти операции не включается Центральный банк, денежная масса остается неизменной.

В то же время избежать участия Центрального банка вряд ли возможно: если операции по продаже валюты (валютные интервенции) и ценных бумаг будут проходить с его участием, денежная масса в стране сокращается. Кроме того, перевод активов в другие валюты будет оказывать понижающее воздействие на национальную валюту. Если ее курс будет фиксирован, Центральный банк должен будет принять меры по его поддержанию. Для этого ему потребуется начать покупку национальной валюты на валютном рынке за счет продажи своих резервов. В данном случае денежная масса сократиться на величину закупок. Сокращение денежной массы вызовет повышение процентной ставки, что остановит отток средств из страны. В результате валютный курс останется на прежнем уровне. Что касается реального дохода, то вследствие возвращения процентных ставок к прежнему уровню, он останется без изменения. Таким образом, несмотря на то, что валютный курс не меняется и на первый взгляд не участвует напрямую в указанном взаимодействии, по существу именно он и является основным звеном, посредством которого осуществляются все изменения, нейтрализующие воздействия процентных ставок.

Еще одно обстоятельство может внести изменения в первоначальную модель – валютные стерилизационные интервенции Центрального банка. Поскольку вследствие участия Центрального банка в покупке или продаже валюты меняется денежная масса, что является не всегда желательным, иногда проводятся операции по нейтрализации такого побочного эффекта. Для этого банк проводит операцию, обратную, проведенной на валютном рынке. Если, например, было необходимо поддержать национальную валюту и осуществлялись ее закупки, то затем следовало купить ценные бумаги, чтобы восстановить сократившуюся денежную массу. Нестерилизованная валютная интервенция – интервенция на валютном рынке, при которой Центральный банк допускает возможность изменения денежной базы вследствие покупки или продажи валюты[3,с.151].

Информация о работе Внутренний и внешний ввп