Воздействие приватизации на производство, занятость, заработную плату

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:40, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение воздействия приватизации на производство, занятость, заработную плату.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическую сущность приватизации в переходной экономике.
2. Изучить особенности и основные черты приватизации в России 90-х годов.
3. Выявить социально-экономические последствия приватизации.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………………..3-4
Экономическая сущность приватизации в переходной экономике……..5-7
Особенности и основные черты приватизации в России 90-х годов…. 8-14
Социально-экономические последствия приватизации……………….15-16
Заключение………………………………………………………………..…….17-18
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Воздействие приватизации на производство, занятость, заработную плату.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………..……………………..3-4

  1. Экономическая сущность приватизации в переходной экономике……..5-7
  2. Особенности и основные черты приватизации в России 90-х годов…. 8-14
  3. Социально-экономические последствия приватизации……………….15-16

Заключение………………………………………………………………..…….17-18

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Приватизация  в Россииприватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

     Приватизация  часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

     С другой стороны, как утверждает Владимир Мау, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей1.

     По  мнению Владимира Мау, главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счёт создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определённых сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что, считает Мау, приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль — а в перспективе и в собственность — их директоров2. Однако сам Анатолий Чубайс позднее говорил, что приватизация была проведена с единственной целью не допустить прихода коммунистов к власти.

     Целью работы является изучение воздействия  приватизации на производство, занятость, заработную плату.

     Для реализации поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

    1. Рассмотреть экономическую сущность приватизации в переходной экономике.

    2. Изучить  особенности и основные черты приватизации в России 90-х годов.

    3. Выявить  социально-экономические последствия  приватизации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

      Приватизация  в переходной экономике является, во-первых, главной формой разгосударствления и, во-вторых, основной формой наделения граждан собственностью за счет перераспределения государственного имущества. Это перераспределение осуществляется путем продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государственных предприятий возникают фирмы различных форм собственности – от частных до смешанных государственно-частных. В этом  состоит сущность приватизации.

     Главное содержание приватизации заключается в трансформации госпредприятий – производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе, в фирмы, базирующиеся на капитале. Основные и оборотные средства, находящиеся в пользовании госпредприятий, превращаются в основной и оборотный капитал. Это превращение несет с собой коренное изменение в целях деятельности предприятий, их функциях, внутренних и внешних связях.

     Зарождение  и развитие отношений по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения капиталом коренным образом меняют коллективные и частные интересы в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. Вместо рабочих, инженерно-технических работников и служащих советского предприятия, «сохозяев» общественной собственности, появляются новые социальные группы – собственники (акционеры), управляющие (менеджеры), наемные работники. Эти изменения в первичном звене экономики являются основой для коренных изменений в социальной структуре общества. Они и определяют типы и результаты (успех или провал) рыночной трансформации экономики. К основным факторам, определяющим темпы и успех трансформации, относятся:

- экономическая политика государства;

-  принципы и методы реформирования отношений собственности;

- рынок капиталов.

     При этом создание рынков капиталов имеет  первостепенное значение для успеха рыночной трансформации экономики.

     Основные  направления, конкретные способы приватизации зависят от того, на каких принципах  передается государственное имущество новым собственникам: платная или бесплатная передача; с учетом трудового вклада работника или без учета его; только членам трудового коллектива или всем, даже детям и заключенным; учитывать при этом бывших владельцев и их наследников или нет и т.д. При этом обязательным является соблюдение принципа социальной справедливости.

     В России в основу приватизации был  положен принцип – возвращение собственности народу. Именно в возвращении собственности народу, считали разработчики первой программы приватизации «500 дней» С. Шаталин, Н. Петраков, Г. Явлинский, проявится социальная ориентация экономики: восстановление социальной справедливости; закрепление права человека на его долю в национальном богатстве страны. Считалось, что государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и она может быть предоставлена им бесплатно или за символическую плату.

      В соответствии с этими принципами были определены цели, направления приватизации и ее этапы. Ставились задачи:

      а) покончить с монополизмом государственной  собственности;

      б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс».

      Весьма  остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизированных предприятий – все граждане или только члены трудового коллектива, обладатели достаточных для выкупа капиталов; могут ли претендовать пенсионеры – бывшие работники предприятия. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим вопросам в постсоциалистических станах шли острые дискуссии. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСОБЕННОСТИ И  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  ПРИВАТИЗАЦИИ В  90-х . 

     В условиях административно-командной  системы в СССР в конце 80-х годов  сложилось следующее соотношение  форм собственности: государственная  – 88,6 %; колхозная – 8,7 %; кооперативная – 1,5 % и частная – 1,2 %. Преодолеть монополию государственной собственности в начале рыночных реформ предполагалось на основе развития различных форм собственности и многообразия хозяйствующих субъектов в ходе приватизации.

     Выделялись  главные цели приватизации, такие  как:

  • формирование широкого слоя частных собственников;
  • повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;
  • создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;
  • привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в том числе иностранных;
  • уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие увеличения доходов и уменьшения расходов государства.4

     Ближайшая цель приватизации – вывести предприятия  из-под управления государственных  экономических органов. Это вызвано тем, что, согласно неолиберальной теории, главный недостаток государственной собственности – отсутствие эффективного собственника, заинтересованного в рациональном использовании и увеличении собственности. В условиях государственной собственности убытки не влекут за собой банкротство предприятия, а разными способами переносятся на общество в целом.

     Отношение к государственной собственности  остается одним из наиболее спорных  вопросов приватизации. В самом начале рыночных преобразований тезис о неэффективности государства как собственника был аксиомой. Высокая эффективность частного собственника признавалась без малейших сомнений. На этой теоретической базе делались два практических вывода. Во-первых, о необходимости дать максимальную свободу частному предпринимательству, во-вторых, о проведений приватизации государственных предприятий как можно быстрее и в наибольших масштабах. Предполагалось, что массовая приватизация приведет в движение механизм рыночного хозяйствования.

     Альтернативный подход к роли приватизации исходил из того, что для формирования рыночной экономики не было необходимости в скорейшей и массовой приватизации, а нужны были коммерциализация государственных предприятий (т.е. перевод их деятельности на рыночную основу) и свобода создания новых частных предприятий. В России идея коммерциализации госпредприятий рассматривалась в 1991 – 1992 гг. как своего рода подготовка их к последующей приватизации и не получила широкого практического распространения.

     Все способы приватизации могут быть объединены в четыре основные модели:

  • денационализация;
  • продажа;
  • бесплатное распределение;
  • создание национальных холдингов.

     На  практике приватизация осуществлялась путем комбинации этих основных моделей, которые считаются легальными, так как они юридически оформляются государством. Легальной приватизации обычно предшествовала спонтанная приватизация («прихватизация»), означающая захват государственной собственности старым управленческим аппаратом (номенклатурой). В этом случае приватизация осуществлялась нелегальным способом.

     Рассматривая  приватизацию в России, можно выделить несколько методов, в рамках которых  она происходила.

     Во-первых, это массовая приватизация путем  выдачи ваучеров. Этот метод позволяет  сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Ваучерная приватизация считается способом, порождающим наименьшее число социальных конфликтов.

     Во-вторых, это передача или льготная продажа  государственных активов приватизируемых  предприятий. В период ваучерной приватизации трудовые коллективы получили возможность выбора одного из трех вариантов льгот при распределении акций. По первому варианту льгот трудовым коллективам разрешалось приобретение 25 % привилегированных акций, 10 % обыкновенных акций и 5 % составлял опцион (право на приобретение) для руководства предприятия. По второму варианту льгот трудовой коллектив получал право приобретения 51 % голосующих акций. По третьему варианту – 20 % обычных акций для инициативной группы, берущей на себя ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20 % - для трудового коллектива. Остальные пакеты акций, принадлежащих государству, продавались на фондовом рынке.

Информация о работе Воздействие приватизации на производство, занятость, заработную плату