Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:24, доклад
Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится к комплексу наук изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается общество.
Введение в экономическую теорию.
Данная тема занимает особое место в структуре общей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.
Сегодня
человек не может считать себя
приобщенным к образованию и
культуре, если он не изучил и не понял
законов общественного
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится к комплексу наук изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается общество.
Жизнь
людей чрезвычайно
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III в. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), приводилось различение умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй – уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Ксенофонт был учеником Сократа, в работах «Домострой» и «Экономикос» он раскрыл правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Причем домохозяйства Ксенофонт рассматривал не в ограниченном, а в широком понимании, как рабовладельческое хозяйство.
Считается, что термин «экономика» изобрел еще VI в. до н.э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон, знаю), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем.
Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Варрона (116-27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234-249 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. до н.э.), Сенеки (4-65 гг. н.э.), Лекреция Кара (99-55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь еще обосновывается необходимость рабства, но в этих высказываниях уже отражается упадок и разложение рабовладельчества. Так, Марк Порций Катон в трактатах «О земледелии» и «Системе уроков» утверждает, что рабы должны трудится постоянно – и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурального довольствия. Марк Теренций Варон – сторонник мягкого принуждения к труду (его работа «Сельское хозяйство»), а Юний Модерат Калумелла (его работа «О сельском хозяйстве») признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные возможности рабского труда. Проблемы собственности исследовались римскими юристами («Институции» Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия II,Дигесты, Кодекс Юстиниана). Сенека утверждал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявляло самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом.
Но все эти взгляды даже в совокупности не представляли собой систематизированное учение об экономике (схема 1).
Древний Китай | Индия | Древняя Греция | Древний Рим | Христианство |
Конфуций
(551-479 гг. до н.э.)
Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.) Сюнь-Цзы (III в. до н.э.) |
«Законы Ману»
(IV-III вв. до н.э.)
Трактат «Артхашастра» |
Ксенофонт (430-354
гг. до н.э.)
Платон (427-347 гг. до н.э.) Аристотель (384-322 гг. до н.э.) |
Марк Порций
Катон старший (234-249 гг. до н.э.)
Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.) Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) Калумелла (I в. до н.э.) Сенека (4-65 гг. н.э.) |
Апостол Павел (I в. до н.э.) |
Основные положения | ||||
1. Разделение
«умственного» и «физического» труда.
2. Выделение «высших» и «низших» слоев общества. 3. Освобождение от рабства. 4. Всеобщее равенство. 5. Право частной собственности на землю. |
1. Общественное
разделение труда.
2. Выделение «высших» и «низших» слоев общества. |
1. Основа оценки
блага – полезность.
2. Соизмерение благ на основе полезности, а не труда. 3. Физический труд непрестижен. 4. Эквивалентность обмена. 5. Термин «экономика»: «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - знаю, закон. |
1. Разделение
труда: патриции, плебеи.
2. Фактическое разложение рабства. 3. Источник богатства – ростовщичество, торговля. 4. Физический труд непрестижен. 5. Трактат «О
земледелии», содержащий |
1. Источник богатства
– труд.
2. Социальная справедливость: «Кто не хочет трудиться, тот не ест». |
схема 1
Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления разделения общественного труда, расширения внутренних и внешних рынков, интенсификация денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатств.
Идейно
близкой к меркантилизму
Особое место в развитии экономической теории занимают У. Петти (1623-1686) в Англии и П. Буагильбер (1646-1714) во Франции. Их учение является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке – политической экономии. Работы У. Петти – «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1665), «Политическая арифметика» (1646), «Кое-что о деньгах» (1682). Заслуга У. Петти состоит в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Термин «физиократы» дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694-1774). Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал только труд в земледелии.
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).
А.
Смит вошел в историю экономической
мысли как основоположник классической
политической экономики. Систематизировав
в книге «Исследование о
Д. Рикардо продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд – «Начала политической экономии и налогового обложения». Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов.
Последователи классической школы Р. Торренс, Дж. С. Милль, Д. Р. Мак-Куллох и противники Д. Рикардо – Т.Р. Мальтус, С. Беили, Н.У. Сениор по существу определили переход о теории стоимости к теории спроса и предложения. Теорию цены у них вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства – трудовую теорию, анализ конкретных ситуаций – теоретические абстракции.
Определенным этапом эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского историка и экономиста Ж. де Сисмонди (1773-1842). В центр своего экономического учения Сисмонди ставил потребление и считал, что политическая экономия призвана быть наукой о совершенствовании социального механизма ради счастья человека.
Идею создания нового общества, понимая его каждый по-своему, выдвинули социалисты-утописты А.К. Сен-Симон (1760-1825), Ш.Фурье (1772-1837) – Франия, Т. Мор (1478-1535), Р. Оуэн (1771-1858) – Великобритания, Т. Кампанелла (1568-1639) – Италия. Они выступали с критикой существующего строя и требованиями реорганизации производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, снятия противоположностей между физическим и умственным трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Они были в основном за эволюционное развитие общества.
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.
Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.
Необходимо
отметить, что впервые попытка
рассмотреть капиталистическое
общество была предпринята социалистами-
Главный труд К. Маркса – «Капитал» (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные открытия, сделанные К. Марксом: было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, причинах смены формаций; были раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения – противоречие, исторически переходящий характер капитализма как формации; были разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, о противоречиях товара, о прибавочной стоимости; была раскрыта сущность абсолютной ренты, наемного труда; была дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.
Во второй половине XIX века была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), Е. фон Бём-Баверк (1851-1914), а также английский экономист У.С. Джевонс (1835-1882).
Маржинализм
– это теория, представляющая экономику
как систему взаимосвязанных
хозяйствующих субъектов и
Одним из широко известных теоретиков математической школы является Л. Вальрас (1834-1910), швейцарский экономист. Он разработал модель общего экономического равновесия, в основе которой – анализ спроса и предложения и ряд систем уравнений. По мнению экономистов-математиков, составляющими рыночной системы являются рациональные субъекты, непрерывно стремящиеся к оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.
Наиболее емкой классификацией является классификация, предложенная А. Маслоу. Он разделил все многообразие потребностей на пять основных групп:
В конце XX в. возникла новая тенденция – обобщения всех накопленных знаний не только по экономике, но и по ряду других наук (психологии, биоэнергетике, космоса, экологии и др.), что свидетельствует о появлении нового направления – экономической теории.
2. Предмет экономической теории.
Экономическая теория, как учебная дисциплина изучает, прежде всего, человеческое общество, представляющее собой сложную социальную среду, в которой каждый из нас осуществляет свою деятельность.