Взаимодействие спроса и предложения на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:54, реферат

Описание

Рынок автоматически  способствует формированию равновесных  цен. Превышение цены спроса над ценой  предложения способствует перераспределению  ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей  к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

Содержание

1. Введение……………………………………………..3
2. Спрос. Функция спроса……………………………..5
3. Предложение. Функция предложения……………..8
4. Взаимодействие спроса и предложения…………...11
5. Заключение…………………………………………..14
6. Список используемой литературы………………....15

Работа состоит из  1 файл

Экономич.теория реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Министерство Российской Федерации  по связи и информатизации

 

Сибирский Государственный Университет  Телекоммуникаций и Информатики

 

Межрегиональный центр переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По предмету:  Экономическая  теория

 

Тема: Взаимодействие спроса и предложения

 на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнил:

 

            Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

Содержание:

 

1. Введение……………………………………………..3

2. Спрос. Функция спроса……………………………..5

3. Предложение. Функция предложения……………..8

4. Взаимодействие спроса  и предложения…………...11

5. Заключение…………………………………………..14

6. Список используемой  литературы………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Рынок – это форма  организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен – ключевое звено рыночных отношений, так как  именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложения товаров и услуг  со спросом на них. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес и правительство.

Важнейшими условиями  возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация, экономическая обособленность и свободный обмен ресурсами.

Основные элементы рыночного  механизма – цена, спрос, предложение. Итогом их взаимодействия  становится сделка – соглашение сторон о купле-продаже товара или услуги в определенном количестве и по определенной цене.

Рыночная экономика  – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения.  Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории  экономической науки. Именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой.

Участниками рынка являются покупатели и продавцы. Покупателями и продавцами могут быть как отдельные  люди, так и целые фирмы, предприятия.

Потребители, выходя на рынок  какого-либо товара, предъявляют спрос  на этот товар, а производители этого товара образуют предложение товара.

Спрос – это количество продуктов, которое потребители  готовы и в состоянии купить по определенным ценам за его единицу  в течение определенного периода. В основе спроса лежат потребности. Именно они определяют, что покупатель желает купить. Желание лимитируется располагаемой суммой денег. Связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет  характерную направленность.  Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены – к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса. 

На рынке покупатели и продавцы заключают между собой сделки, т.е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки.

Продавец стремится повысить цену, основываясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель стремится к «своей» цене, желая снизить свои расходы на единицу полезного эффекта.  Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями. Производителю помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.

Рынок автоматически  способствует формированию равновесных  цен. Превышение цены спроса над ценой  предложения способствует перераспределению  ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей  к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

Понимание рыночного  равновесия и рыночного механизма в целом дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Спрос. Функция спроса.

 

Спрос – отношение  между ценой блага и его  количеством, которое покупатели хотят  и в состоянии приобрести.

В основе спроса лежит не просто потребность  в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо  находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между ценой блага и  объемом спроса на него выражается в законе спроса, согласно, которому потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Различают индивидуальный спрос как  спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Между ценой товара и тем количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенной соотношение. Эта зависимость называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. 

                     

Чем выше цена товара, тем на меньшее  его количество предъявляется спрос.

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Эта функция может быть представлена  в виде формулы:

                                QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W),

где QD - объем спроса на данный товар, I – денежный доход, Т – вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W – накопленное имущество.

Если все названные  факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, кроме цены рассматриваемого товара, тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость называется функцией спроса от цены:  QD = f (P).

При прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшится.     

                                    

К числу факторов, смещающих  кривую спроса, относят:

1. Потребительские предпочтения:

а) изменение потребностей;

б) мода;

в) реклама.

2. Цена на другие товары.

3. Число покупателей.

4. Доходы.

На величину спроса также  оказывают влияние изменения  в ожиданиях будущих цен. Эти  ожидания играют важную роль в определении  положения линии спроса. Если ожидается увеличение цен, то при прочих равных условиях линия спроса сместиться вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместиться влево.

       Согласно  закону спроса, потребители при  снижении цены будут приобретать  большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

       Помимо  ценовой эластичности спроса большое значение имеют еще две концепции эластичности.

       Ценовая  эластичность спроса измеряет  влияние изменения цены продукта  на величину спроса, предъявляемого  на данный продукт. Концепция  перекрестной эластичности спроса  позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (скажем, Х) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле простой ценовой эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного изменения объема потребления продукта Х к процентному изменению цены продукта У:

                            процентное изменение количества 

                                спрашиваемого продукта Х          

              Еху =


                          процентное изменение цены продукта У

       Можно  заметить, что эта концепция эластичности  позволяет нам количественно  охарактеризовать и более глубоко  понять смысл явлений взаимозаменяемости  и взаимодополняемости товаров.  Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта У, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми товарами.

Концепция эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением доходов потребителей:

                              процентное изменение количества 

                                спрашиваемой продукции          

           Еi =


                            процентное изменение дохода

        Для большинства товаров коэффициент  эластичности по доходу будет  иметь положительное значение. Продукты, приобретение которых расширяется  по мере роста доходов, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. При этом положительный коэффициент эластичности существенно варьируется от одного товара к другому.

       Практическое  значение коэффициента эластичности  по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост  будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

 

 

 

 

3. Предложение. Функции предложения.

 

Предложение – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или  период времени.

Объем предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного  промежутка времени.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и  величиной предложения блага  в течение определенного периода.

Закон предложения –  с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Закон предложения имеет  две формы выражения: шкала предложения  и кривая предложения.

Шкала предложения – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения  – это графическое выражение  связи между рыночной ценой блага  и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Информация о работе Взаимодействие спроса и предложения на рынке