Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:48, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие связано с функционированием всей рыночной системы в целом и взаимосвязями между различными рынками и ценами, а также ценами и ьезраьотицей. Полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически, поэтому проблемы инфляции и безработицы важно рассматривать во взаимосвязи и исследовать их влияние на экономику.
Фискальную
и денежно-кредитную политику Республики
Беларусь можно охарактеризовать как
стимулирующую. В течение последних лет
наблюдался дефицит государственного
бюджета, т.е. превышение государственных
расходов над доходами бюджета. Правительство
предприняло меры для стимулирования
совокупного спроса. В рамках валютной
политики оно пошло на завышение курса
белорусского рубля, чтобы поддержать
покупательную способность населения;
в сфере денежно-кредитной политики —
на снижение ставки банковского процента
и увеличение объема кредитования экономики.
Хотя номинальные процентные ставки были
велики, реальные ставки с учетом темпов
инфляции в течение второй половины 1990-х
гг. оказались отрицательными. Данное
обстоятельство снижало стимулы населения
к хранению средств на банковских депозитах,
однако повышало заинтересованность предприятий
в получении кредитов. Льготное государственное
кредитование хозяйственных субъектов,
многие из
которых не возвращали кредитов, стало
стимулирующим инструментом денежно-кредитной
политики белорусского правительства.
Последняя обеспечила и значительные
темпы прироста валового внутреннего
продукта во второй половине 1990-х гг., однако
имела
следствием достаточно высокую инфляцию.
В
конце 1990-х гг. правительство и Национальный
банк Республики Беларусь ужесточили
денежно-кредитную политику. Реальные
процентные ставки по кредитам и депозитам
стали положительными, что
привело к росту банковских вкладов субъектов
экономики, прежде всего физических лиц.
Дефицит государственного бюджета также
несколько сократился.
Все это позволило снизить темпы инфляции,
не уменьшая при этом темпов экономического
роста. Благоприятная конъюнктура внешних
рынков (прежде всего российского) давала
возможность поддерживать
стабильный рост объемов производства
и обеспечивать занятость.
В
политике занятости белорусского государства
в 1990-е гг. следует выделить аспект
ограничения заработной платы. Во многих
развитых странах профсоюзы оказывают
влияние на рост оплаты труда, тем
самым
подстегивая рост безработицы и повышение
инфляции.
В Беларуси профсоюзы не имеют таких рычагов
влияния. В качестве одного из факторов
экономического роста здесь выступает
квалифицированная и относительно дешевая
рабочая сила. В рассматриваемый период
это позволило предприятиям наращивать
объемы производства на фоне низких производственных
издержек, что в свою очередь определило
увеличение предложения. Недостатком
проводившейся политики было ограничение
совокупного спроса. Кроме того, сдерживание
роста заработной платы вступало в противоречиес
политикой повышения благосостояния граждан.
В мировой практике дешевизна рабочей
силы — признанный стимул экономического
роста, но он имеет ограничения по времени.
Данный фактор не может использоваться
очень долго. В перспективе необходимо
стремиться к увеличению доходов населения,
в том числе и оплаты труда, а повышение
издержек производства следует компенсировать
ростом производительности
труда. В последние годы именно такие процессы
харак-
терны для многих отраслей белорусской
экономики.
Важнейшая особенность государственной политики занятости и антиинфляционной политики республики заключается в использовании не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев в данной курсовой работе взаимосвязь инфляции и безработицы в разных периода можно отметить, что в краткосрочном периоде существует обратная взаимосвязь между безработицей и инфляцией, а в долгосрочного периода такая зависимость отсутствует.
Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество платит за них.
Продвижение в направлении реформ ставят и другую проблему сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Путь выхода из кризиса
Инфляция как негативное
В
экономически развитых странах инфляция
может рассматриваться как
В отличие от Запада в Беларуси уровень
инфляции является достаточно высоким.
Снижение темпов инфляции является одной
из основных целей, предусмотренных проектом
Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2006-2010гг.
Снизить инфляцию достаточно нелегко,
так как её поддерживают инфляционные
ожидания, нарушения народнохозяйственной
сбалансированности. Управление инфляцией
представляет важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. Необходимо
при этом учитывать многофакторный характер
инфляции. При всей значимости сокращения
государственных расходов, постепенного
сжатия денежной эмиссии требуется проведение
широкого комплекса антиинфляционных
мероприятий. Среди них - стабилизация
и стимулирование производства, совершенствование
налоговой системы, повышение ответственности
предприятий за результаты хозяйственной
деятельности, проведению определенных
мер по регулированию цен и доходов. Нормализация
денежного обращения и противодействие
инфляции требуют выверенных, гибких решений,
настойчиво и целеустремленно проводимых
в жизнь.