Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:59, реферат
- Факторы размещения промышленности: общественные и природные.
- Развитие схемы размещения промышленности в историческом аспекте. Стратегии индустриализации в странах различных социально-экономических типов.
- Модели размещения промышленности (гравитационная модель Шеффле, модель Вебера, модель Тинбергена).
- Современные тенденции развития и размещения промышленности мира.
Закономерности размещения промышленности
- Факторы размещения
промышленности: общественные и
природные.
- Развитие схемы размещения промышленности
в историческом аспекте. Стратегии индустриализации
в странах различных социально-экономических
типов.
- Модели размещения промышленности (гравитационная
модель Шеффле, модель Вебера, модель Тинбергена).
- Современные тенденции развития и размещения
промышленности мира.
Промышленность
- самая значимая для современной
экономики отрасль
Наличие первоначального
капитала является необходимым условием
для создания промышленных предприятий
строительства мануфактур, фабрик и
заводов. В большинстве стран
мира он формировался за счет изъятия
ресурсов из аграрного сектора и
(или) за счет торговли и неэквивалентного
обмена с колониями. После того, как
капитал собран, решается вопрос о
выборе стратегии индустриализации.
В большинстве промышленно
Факторы размещения промышленности: общественные и природные
В каждый исторический период размещение промышленности в мире отражало экономическую мощь стран и технологические возможности использования ресурсов.
Всегда однозначными
были лишь факторы размещения добывающей
промышленности, локализованной в местах
добычи сырья - руд металлов, каменного
угля, нефти и др. Обрабатывающая
промышленность при прочих равных условиях
размещалась на территориях, которые
имели источники пресной воды,
свободные площадки и транспортную
инфраструктуру, дешевую и квалифицированную
рабочую силу. Важнейшей предпосылкой
для развития промышленности является
инвестиционный климат - особенности
социально-экономической и
В ряде случаев решающим фактором оказывается отношение местных властей и населения к размещению индустриальных объектов. Например, строительство аэропортов, атомных электростанций почти всегда вызывает протесты, поскольку такое соседство резко ухудшает экологическую ситуацию и снижает качество жизни.
Реклама может
обеспечить дополнительные преимущества
для сбыта продукции тем
Развитие схемы размещения промышленности в историческом аспекте. Стратегии индустриализации в странах различных социально-экономических типов.
Стратегия индустриализации: последовательность принятия решений. До середины XIX в. решения о размещении промышленности принимали отдельные предприниматели. С начала XX в. главную роль в принятии решений играли корпорации.
Решения о размещении предприятий могут приниматься также и государственными организациями. Их эффективность, кроме чисто экономических показателей, определяется такими понятиями как национальные интересы, социальные издержки и социальные выгоды. Ставя во главу угла социальные аспекты, государство почти всегда стремится развивать отрасли, ориентированные на переработку собственного сырья, чтобы уменьшить экспорт полезных ископаемых; расширяет производство средств производства, чтобы сократить зависимость от импорта; строит новые предприятия для "оживления" экономики отсталых районов в рамках региональной политики.
Как правило, изучается
несколько вариантов
Выбор конкретного местоположения требует, чтобы были обеспечены земельные участки под цеха, подъездные пути, водоснабжение, рабочая сила требуемой квалификации, соблюдение законодательства об охране окружающей среды.
Модели размещения промышленности (гравитационная модель Шеффле, модель Вебера, модель Тинбергена).
Итак, конкретное размещение предприятия зависит от множества факторов: природных, производственных и социальных; к последним относятся трудовые навыки, культурные и хозяйственные обычаи населения.
Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства. Экономист Лориа (1898 г.) считал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое, в свою очередь, должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.
Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:
где Мij - притяжение двух городских центров i,j
Pi, Pj - население городов i,j
Dij - расстояние между городами
Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.
Так или иначе, рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Ее автором стал немецкий экономист А. Вебер.
Модель Вебера. Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров. Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов; которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок). Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей - решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию.
Где же будет располагаться завод - ближе к источникам сырья или к рынку сбыта? Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений ( иначе - минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи МАТЕРИАЛЬНОГО ИНДЕКСА (К)
Если К>1, то точка минимальных перемещений находится ближе к источнику материалов, если К<1, то - ближе к рынку сбыта.
Предприниматель
будет строить заводы в местах
с минимальным уровнем
Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно-километрами является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта.
Влияние стоимости рабочей силы выявляется через РАБОЧИЙ КОЭФФИЦИЕНТ, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют от точки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки.
Агломерационная экономия, т.е. экономия от укрупнения позволяет добиться значительного роста прибылей.
Сосредоточение
индустриальных объектов может быть
обусловлено комплексной
В зависимости от взаимного сочетания главных показателей (объема и стоимости перевозок, значения рабочего коэффициента и экономии от агломерации), Вебер выделил группы отраслей промышленности, каждая из которых имеет свои принципы размещения:
1. Отрасли, ориентированные на
переработку повсеместных
2. Отрасли, ориентированные
на источники сырья, так как
в их производстве
3. Отрасли, предприятия
которых размещены в
Модель Тинбергена. Каково будет оптимальное (т.е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно.
Сравнение транспортных
издержек показало, что снабжение
продовольствием одного центра, где
сосредоточены все промышленные
предприятия, обходится намного
дороже, чем нескольких разбросанных
центров с тем же объемом спроса.
Таким образом, при высоких издержках
на транспортировку, наиболее оптимальным
будет децентрализация
Размещение промышленности и иерархия населенных пунктов. Размещение локализованных и повсеместно распространенных отраслей промышленности (строительство, издательская деятельность, пищевая промышленность) "привязано" к городам разного уровня иерархии. Таким образом существует определенная зависимость между людностью городов, структурой и масштабами производств. Локализованные отрасли имеют большие масштабы, сложное и специализированное производство. Они развиваются преимущественно в регионах с большим количеством городов, что обеспечивает минимизацию объемов перевозок, поскольку основным рынком сбыта промышленной продукции являются промышленные предприятия. Предприятия расположены в городах таких размеров, людность и емкость рынка сбыта которых достаточно велики для развития этих отраслей.
Повсеместно распространенные
отрасли с небольшими масштабами
производства более тесно связаны
с потребительским рынком, чем
с другими отраслями
Информация о работе Закономерности размещения промышленности