Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 13:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России и Краснодарского края.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
проанализировать работу государственной службы занятости;
раскрыть основные проблемы российского рынка труда;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране и в крае.
Введение
1. Теория занятости населения и безработицы
1.1 Понятия и формы занятости
1.2 Показатели, виды и причины возникновения безработицы
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
1.4 Государственное регулирование занятости
2. Анализ занятости и безработицы
2.1Особенности безработицы в России
2.2 Особенности безработицы в Краснодарском крае
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда. Направления политики занятости в РФ
Заключение
Список использованных источников
С начала года консультации специалистов службы занятости населения по телефонам «горячей линии» получили 13,9 тыс. человек. Мобильные центры занятости населения выполнили 983 рабочих поездок по краю, услуги предоставлены 29,1 тыс. гражданам.
На 1 апреля 2011 года в органы службы занятости заявлено 81,5 тыс. вакансий (в том числе вакансии для привлечения ИРС – 37,6 тыс. единиц) (на 1 апреля 2010 г. – 59,2 тыс. вакансий, в т.ч. для привлечения ИРС – 22,6 тыс. вакансий). В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в органы службы занятости за предоставлением государственных услуг, приходится 1 вакансия (без учета вакансий для привлечения ИРС). Наибольшее число вакансий на одного незанятого гражданина зарегистрировано в городах: Сочи – 2,9 вакансии, Краснодаре – 2,3 вакансии, Северском районе – 1,8 вакансии. В Новопокровском районе на одну вакансию претендуют по 4 человека, в Лабинском, Белоглинском, Крыловском и Мостовском районах – по 3 человека.
На 1 апреля 2011 года численность безработных граждан – 27,5 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения) – 1,1% (на 1 апреля 2010 г. – 1,2 %).
В программах социальной адаптации («Клубы ищущих работу», «Новый старт») приняли участие 613 безработных граждан. Проведено 39 ярмарок вакансий, число участников – 1,4 тыс. человек.
Следует отметить, что трудности в трудоустройстве населения Краснодарского края связаны также с возросшими требованиями работодателя к работникам. Очень неохотно предприятия берут на работу выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы. Положение осложняется отсутствием координации со стороны государства рынка образовательных услуг и рынка труда. В стенах учебных заведений учащиеся не получают, на наш взгляд, самых важных для их дальнейшего развития и успеха знаний – о том, как ориентироваться на рынке труда, где и как искать работу, строить и развивать профессиональную карьеру.
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда. Направления политики занятости в РФ
Как показал анализ ситуации в сфере занятости России, безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.
Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Решениями проблемы молодежной безработицы могут стать:
раннее привлечение подростков к труду;
механизма как квотирование рабочих мест для выпускников;
трудоустройства для рядовых запаса российской армии;
введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов;
предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала;
специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;
создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам занятости населения – молодежных бирж труда
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие трудовых ресурсов;
2. Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;
3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;
4. Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;
5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;
8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;
9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.
Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.
Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить политику продуктивной занятости можно только при условии сочетания взвешенных экономических реформ и адекватной социальной политики.
Заключение
Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).
Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.
К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.
Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве.
Использование материалов периодической прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.
К сожалению только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.
Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.
Список использованной литературы
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда»: учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2004
2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Г.М. Гукасьян. -2-е изд. – С –Пб.: ПИТЕР, 2004
3. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие. –М.: Юристъ, 2001
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт –М, 2005
5. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2007
6. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008
7. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2006
8. Иохин В.А. Экономическая теория: Учебник /В.А. Иохин. – М.: Экономист, 2005
9. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2004
10. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Финансы и статистика, 2005
11. Кузнецова Н.Г. «Экономическая теория». М.: ЮНИТИ, 2004
12. Курс экономической теории. / Под общ. Ред. Чепурина М.Н., Киселевой М.А. – 5е изд., доп. И перераб. – Киров: АСА, 2003
13. Лобкович Э.И. «Экономическая теория. Системный курс. Учебное пособие. – М.: - ЮНИТИ, 2005
14. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Учебник. /Пер. с англ. -13е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002
15. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Финансы и статистика, 2005
16. Российский статистический ежегодник 2004. - М.: ИНФРА-М, 2004
17. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия М.: «Экономика», 1994.
18. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. - М.: Инфра–М, 2002
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: «Дело ЛТД», 1993
19. Экономика. / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2005
Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика занятости