Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:54, курсовая работа
В данной курсовой работе раскрываются проблемы занятости и безработицы в России. Рассмотрены понятия и проблемы занятости населения.
Проанализирована ситуация на рынке труда в России.
Рассмотрены проблемы регулирования занятости и безработицы.
Определены возможные пути решения проблемы занятости и безработицы.
Введение
1. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.
1.1. Понятие занятости населения
1.2. Проблемы занятости населения
2. БЕЗРАБОТИЦА
2.1 Понятие безработицы.
2.2 Типы безработицы.
2.3 Причины безработицы
3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦА: СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
4.1 Проблемы регулирования
4.2. Основные направления политики занятости
Заключение
Список литературы
Численность экономически активного населения к концу марта 2008г. составила, по оценке, 75,4 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого
населения сосредоточена в
Безработица. В конце марта 2008г., по оценке, 4,8 млн.человек, или 6,4% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн.человек, в том числе 1,3 млн.человек получают пособие по безработице. ( См. приложение 2).
4.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЗАНЯТОСТИ
4.1
Проблемы регулирования
В
современной экономической
График 1. Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции (кривая Филлипса)
Выведенная им закономерность долгое время оставалась основой для проведения макроэкономической политики. Однако продолжавшийся рост безработицы в 70-80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данный метод борьбы с безработицей стал неэффективным. Альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная экономистом М.Фридменом. В отличии от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна лишь в краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса. В долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценке предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство не стремилось снизить «естественный» уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства4.
Отсутствие
четкой государственной политики занятости
в нашей стране не дает возможности региональным
и муниципальным органам труда и занятости
проводить более эффективную политику
в этой сфере и разрабатывать действенный
механизм регулирования рынка труда. Именно
поэтому необходимы новые теоретические
и практические подходы к решению данной
проблемы.
4.2.
Основные направления
политики занятости
Реализация государственной политики занятости населения должна осуществляется по таким основным направлениям, как:
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.
Одним
из инструментов реализации политики
государства в области
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан
Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.
На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.
В настоящее время приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда сформулированы в проекте Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы.
В 2008 году планируется обеспечить ее принятие и реализацию.
В рамках Концепции предусматривается провести мероприятия по расширению возможностей для реализации прав граждан на достойный труд по выбранной профессии и роду деятельности, а для работодателей – на обеспечение рабочей силы в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Планируется
принять меры по усилению взаимосвязи
рынка труда и
Будут
приняты решения по оптимизации
привлечения иностранной
Планируется
осуществить специальные
Также планируется принять Программу действий по улучшению условий и охраны труда с тем, чтобы обеспечить в перспективе сокращение рабочих мест с опасными и вредными условиями труда, снижение уровня производственного травматизма, повышение мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда.
Поставлена
задача прекратить рост количества рабочих
мест с вредными и опасными условиями
труда, и увеличение численности работников,
занятых в условиях, не отвечающим санитарно-гигиеническим
нормам. Это будет существенным вкладом
в демографическую программы страны.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.