Занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:54, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе раскрываются проблемы занятости и безработицы в России. Рассмотрены понятия и проблемы занятости населения.
Проанализирована ситуация на рынке труда в России.
Рассмотрены проблемы регулирования занятости и безработицы.
Определены возможные пути решения проблемы занятости и безработицы.

Содержание

Введение
1. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.
1.1. Понятие занятости населения
1.2. Проблемы занятости населения
2. БЕЗРАБОТИЦА
2.1 Понятие безработицы.
2.2 Типы безработицы.
2.3 Причины безработицы
3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦА: СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
4.1 Проблемы регулирования
4.2. Основные направления политики занятости
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Занятость и безработица.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

        Численность экономически  активного населения  к концу марта 2008г. составила, по оценке, 75,4 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

          Преобладающая часть занятого  населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам  малого предпринимательства. В  феврале 2008г. в них работало 37,5 млн.человек, или 53,3% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,9 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2008г. составило 39,4 млн. и было больше, чем в феврале 2007г. на 0,5 млн.человек, или на 1,3%. ( См. приложение 1).

          Безработица. В конце марта 2008г., по оценке, 4,8 млн.человек, или 6,4% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн.человек, в том числе 1,3 млн.человек получают пособие по безработице. ( См. приложение 2).

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 

4.1 Проблемы регулирования 

    В современной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяются два главных направления: неоклассическое и кейнсианское. Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается  устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда. Суть их рекомендаций сводилось к тому, что если  основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособности спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение нецентрализованного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции. Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом А. Филлипсом в 50-е годы. Он установил  обратную зависимость темпа роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы, т.е. чем выше темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку  рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то кривая Филлипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен (инфляцией) и уровнем безработицы. (См. График 1) 
 

  График 1. Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции (кривая Филлипса)

 
 
 
 
 
 
 
 

    Выведенная  им закономерность долгое время оставалась основой для проведения макроэкономической политики. Однако продолжавшийся рост безработицы в 70-80-е годы при одновременном  увеличении темпов инфляции показал, что  данный метод борьбы с безработицей стал неэффективным. Альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная экономистом М.Фридменом. В отличии от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна лишь в краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса. В долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценке предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство не стремилось снизить  «естественный» уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма  при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства4.

    Отсутствие четкой государственной политики занятости в нашей стране не дает возможности региональным и муниципальным органам труда и занятости проводить более эффективную политику в этой сфере и разрабатывать действенный механизм регулирования рынка труда. Именно поэтому необходимы новые теоретические и практические подходы к решению данной проблемы. 

    4.2. Основные направления  политики занятости 

    Реализация  государственной политики занятости населения должна осуществляется по таким основным направлениям, как:

    • создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

    Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

    • создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

    В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.

    • поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

    Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

    • регулирование международных потоков рабочей силы.

    В этих целях должны быть подписаны  международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между  государствами.

    Также, я думаю, к основным направления  государственной политики на рынке  труда необходимо отнести:

    • осуществление мер по предупреждению высвобождений работников.
    • создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
    • содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда.

      Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

    Одним из ключевых элементов нового подхода  к политике занятости является повседневное внедрение современных методов  профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.

    Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости  населения является прежде всего  стратегическое планирование, предусматривающее  использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»5.

    Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия  по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан

    Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости населения и росте  на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

    На  мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень  важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.

    В настоящее время приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда сформулированы в проекте Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы.

    В 2008 году планируется обеспечить ее принятие и реализацию.

    В рамках Концепции предусматривается  провести мероприятия по расширению  возможностей для реализации прав граждан на достойный труд по выбранной профессии и роду деятельности, а для работодателей – на обеспечение рабочей силы в необходимом количестве и требуемой квалификации.

    Планируется принять меры по усилению взаимосвязи  рынка труда и профессионального образования, внедрению профессиональных стандартов развития программ профориентации, организации информационных кампаний о повышении престижа рабочих профессий, стимулированию выпускников образовательных учреждений к освоению рабочих профессий.

    Будут приняты решения по оптимизации  привлечения иностранной рабочей  силы, сокращению предпосылок для  использования труда нелегальных  мигрантов.

    Планируется осуществить специальные программы, способствующие интеграции в рынок  труда безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в трудоустройстве (женщины, имеющие малолетних детей, лица, имеющие ограниченную трудоспособность).

    Также планируется принять Программу  действий по улучшению условий и  охраны труда с тем, чтобы обеспечить в перспективе сокращение рабочих мест с опасными и вредными условиями труда, снижение уровня производственного травматизма, повышение мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда.

    Поставлена  задача прекратить рост количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, и увеличение численности работников, занятых в условиях, не отвечающим санитарно-гигиеническим нормам. Это будет существенным вкладом в демографическую программы страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Проблема  занятости и безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Информация о работе Занятость и безработица