Занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание

Я выбрала эту тему курсовой работы, потому что проблема безработицы современной экономики России стоит очень остро. Я являюсь безработной и хочу изучить эту проблему более подробно.

Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы……………..5
Экономические и социальные последствия безработицы.

Государственная политика занятости………………………………………9
Особенности безработицы в современной экономике России……….14

Практикум…………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………….20

Литература…………………………………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

Курсовая эк. теория.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

      Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

    Экономические последствия безработицы выражаются, прежде всего, в потери части валового национального продукта (ВНП). Американский исследователь А. Оукен подсчитал, что каждый процент, превышающий уровень безработицы, сокращает объём ВНП на 2,5%. Представленная зависимость получила название закон Оукена, выражающего математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВВП.

    

     В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП.

     В правой части:

     u – это фактический уровень  безработицы, 

     u* - естественный уровень безработицы,  поэтому (u - u*) – уровень циклической  безработицы, 

     β- коэффициент Оукена (β > 0).

     Этот  коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы.

     Знак  «минус» перед выражением, стоящим  в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим  ВВП и уровнем циклической  безработицы обратная (чем выше уровень  безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

     Отставание  фактического ВВП любого года можно  подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года.

     Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

     

     где Yt – фактический ВВП данного  года,

     Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего  года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам,

     u t – фактический уровень безработицы  данного года,

     u t – 1 - фактический уровень безработицы  предыдущего года, 3% - темп роста  потенциального ВНП, обусловленный: 

     а) ростом численности населения,

     б) ростом капиталовооруженности и

     в) научно-техническим прогрессом;

     2 – это коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

     Безработица, уменьшая возможности роста ВВП (ВНП), приводит к сокращению налогов, поступающих в бюджет, в результате уменьшения налогооблагаемой базы. Более того, с ростом безработицы требуется дополнительные расходы из бюджета.

     В российской экономике проблемы занятости, появившиеся в период рыночных преобразований, вызвали необходимость формирования и реализации Государственной политики занятости. Государственная политика занятости – это комплексная система мер, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы.

     «Регулирование рынка труда преследует две цели: удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, а также достижение оптимальной занятости. Действия государства по регулированию рынка труда включают:

  • установление пороговых значений гарантий, адресованных различным категориям населения (МРОТ, минимальная и максимальная величина пособия по безработице и др.);
  • обеспечение сбалансированного соотношения спроса и предложения на рынке труда (реализация программ по профессиональной ориентации, профессиональному обучению, проведение ярмарок вакансий и др.);
  • содействие созданию рабочих мест (организация общественных работ, временного трудоустройства, поддержка самозанятости и др.).

    Выплата пособия по безработице является пассивной мерой политики занятости, выполняющей функцию социальной поддержки безработных. Если говорить о системе профессионального образования, то эффективность её функционирования определяется не только удовлетворением текущих запросов рынка труда, но и способностью предвидеть их изменения в будущем. Сегодняшняя система профобразования слабо ориентирована на подготовку тех специалистов, в которых экономика заинтересована. Выпускники школ стремятся получить высшее образование по тем специальностям, которые им представляются престижными. В результате рынок труда перенасыщается невостребованными специалистами, при том, что усиливается нехватка квалифицированных кадров.»1

 
 
 
 
 
 
 

Схема 

Рис.1 Виды государственной политики в области безработицы  

       «Для предотвращения безработицы и сохранения трудового потенциала нации правительство разработало антикризисные меры на 2009 год, предусматривающие дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда, которые включают:

     - опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы их массового увольнения;

     - организацию общественных работ,  временного трудоустройства, стажировок в целях приобретения опыта работы безработными гражданами, включая выпускников образовательных учреждений, а так же работников, которым грозит массовое увольнение;

     - оказание адресной поддержки гражданам, в том числе, организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в частности, создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

     - содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных  граждан. ( Постановление «О дополнительных  мероприятиях, направленных на снижение  напряжённости на рынке труда  субъектов РФ» от 31 декабря 2008года № 1089).

     Поскольку результаты осуществления указанных  антикризисных мер были оценены  положительно, в 2010 году их реализация продолжается.

     В 2009 году подобные региональные программы  действовали в 82 субъектах Федерации.»  2

     В настоящее время экономика России характеризуется значительным числом безработных, что является следствием затянувшегося спада промышленного производства инвестиционного кризиса.

     Положительные преобразования в сфере трудовых отношений возможны при усилении государственного регулирования экономики, структурной перестройке отраслей народного хозяйства, а также при переходе на инновационные методы развития хозяйственной системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Особенности безработицы в современной  экономике России

    «Мировой экономический кризис негативно отразился на состоянии российского рынка труда. Численность безработных в 2009 г. резко возросла по сравнению с уровнем 2008 г.: в среднем с 4,8 млн. до 6,3 млн. человек. Кроме того, увеличилось число тех, кто работал неполное время (до 1,4 млн. человек в апреле 2009 г.), и ушедших в отпуска (1,3 млн.). Существенно сократились темпы роста номинальной начисленной заработной платы - со 127% до 108,5%; соответственно рост реальной начисленной заработной платы (111,5%) сменился падением (97,2%). Увеличилась просроченная задолженность по выплатам заработной платы - с 2,7 млрд. на начало 2008 г. до 4,7 млрд. руб. на начало 2009 г.

    Обычно, когда речь заходит о численности  безработных в соответствии с  методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В марте 2010 г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследования населения по проблемам занятости в 2,9 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных.

    Безработица среди мужчин и женщин

    В 2008 г. (до кризиса) уровень безработицы среди мужчин на 0,2-0,4 п.п. превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009 г. этот разрыв увеличился до 1,6 п.п., в феврале 2010 г. - до 1,7 п.п. В марте 2010 г. уровень безработицы среди мужчин составил 9,3% и был на 1,4 п.п. выше уровня безработицы среди женщин (7,9%), то есть почти на 20%. В первом полугодии 2008 г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составлял 6% (соответственно 53% и 47%), в феврале 2009 г. он повысился до 10% (соответственно 55% и 45%). В феврале 2009 г. количество безработных мужчин возросло по сравнению с февралем 2008 г. на 39%, женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

    Безработица среди городских и сельских жителей

    До  кризиса, в феврале 2008 г., уровень безработицы среди сельских жителей почти в 2 раза превышал уровень безработицы городского населения. Кризис изменил это соотношение до 1,6 раза: за год (с февраля 2008 г. по февраль 2009 г.) численность безработных городских жителей увеличилась на 40%, безработных сельских жителей - на 22%. В 2010 г. ситуация вновь поменялась, и сейчас соотношение составляет 1,8 раза. 
В марте 2010 г. около 4,1 млн. безработных, или 64% их общей численности, проживали в городской местности и 2,3 млн. человек (36%) - в сельской. При этом среди занятого населения соотношение другое: доля городского составляет 77%, сельского - 23%.

    Безработица по возрастным группам 

    Уровень безработицы среди молодежи намного  выше, чем в старших возрастах: в марте 2010 г. в группе молодых людей, чей возраст 15-19 лет, уровень безработицы составил 37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди девушек - 45,4%), 20-24 года - 17,5% (среди юношей - 18,2%, среди девушек - 16,6%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы составил 19,8%, в том числе среди городского - 18%, среди сельского населения - 24,2%. Надо отметить, что ситуация с безработицей среди молодежи не улучшается, а в возрастной группе 15-19 лет - ухудшилась.»3

    Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на третью неделю октября 2010 года.

    Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2010г. составила 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

    В численности экономически активного  населения 70,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

    По  сравнению с октябрем 2009г. численность  занятого населения увеличилась на 580 тыс.человек, или на 0,8%, численность безработных сократилась на 753 тыс.человек, или на 12,9%. 

    Рис.2 Динамика численности экономически активного населения

    Численность безработных увеличилась с 5,0 млн.человек в сентябре 2010г. до 5,1 млн.человек в октябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,6% до 6,8%.

    Рассмотрим  динамику численности занятых и  безработных за несколько лет  в таблице. 

Таблица 1.

Численность экономически активного населения в России

  1992 1995 2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.чел.

в том  числе в организациях негосударственной формы собственности и в индивидуальном секторе

 
71905 
 
 

22245

 
66330 
 
 

38385 

 
64517 
 
 

40145

 
66407 
 
 

42825

 
66792 
 
 

44292

 
67174 
 
 

45136

 
68019 
 
 

46223

 
68474 
 
 

46944

 
66995 
 
 

45648

Численность безработных, тыс.чел.

Численность безработных, зарегистрированных в гос.учреждениях  службы занятости, тыс.чел.

 
3889 
 

578

 
6684 
 

2327

 
7059 
 

1037

 
5775 
 

1920

 
5208 
 

1830

 
4999 
 

1742

 
4246 
 

1553

 
5289 
 

1522

 
6162 
 

2147

Информация о работе Занятость и безработица