Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:17, курсовая работа
Я выбрала эту тему курсовой работы, потому что проблема безработицы современной экономики России стоит очень остро. Я являюсь безработной и хочу изучить эту проблему более подробно.
Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.
Введение……………………………………………………………………..3
Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы……………..5
Экономические и социальные последствия безработицы.
Государственная политика занятости………………………………………9
Особенности безработицы в современной экономике России……….14
Практикум…………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………….20
Литература…………………………………………………………………..22
Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.
Экономические
последствия безработицы
В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП.
В правой части:
u – это фактический уровень безработицы,
u*
- естественный уровень
β- коэффициент Оукена (β > 0).
Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы.
Знак
«минус» перед выражением, стоящим
в правой части уравнения, означает,
что зависимость между
Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года.
Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:
где Yt – фактический ВВП данного года,
Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам,
u
t – фактический уровень
u
t – 1 - фактический уровень
а) ростом численности населения,
б) ростом капиталовооруженности и
в) научно-техническим прогрессом;
2
– это коэффициент,
Безработица, уменьшая возможности роста ВВП (ВНП), приводит к сокращению налогов, поступающих в бюджет, в результате уменьшения налогооблагаемой базы. Более того, с ростом безработицы требуется дополнительные расходы из бюджета.
В российской экономике проблемы занятости, появившиеся в период рыночных преобразований, вызвали необходимость формирования и реализации Государственной политики занятости. Государственная политика занятости – это комплексная система мер, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы.
«Регулирование рынка труда преследует две цели: удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, а также достижение оптимальной занятости. Действия государства по регулированию рынка труда включают:
Выплата пособия по безработице является пассивной мерой политики занятости, выполняющей функцию социальной поддержки безработных. Если говорить о системе профессионального образования, то эффективность её функционирования определяется не только удовлетворением текущих запросов рынка труда, но и способностью предвидеть их изменения в будущем. Сегодняшняя система профобразования слабо ориентирована на подготовку тех специалистов, в которых экономика заинтересована. Выпускники школ стремятся получить высшее образование по тем специальностям, которые им представляются престижными. В результате рынок труда перенасыщается невостребованными специалистами, при том, что усиливается нехватка квалифицированных кадров.»1
Схема
Рис.1 Виды
государственной политики в области безработицы
«Для предотвращения безработицы и сохранения трудового потенциала нации правительство разработало антикризисные меры на 2009 год, предусматривающие дополнительные мероприятия по снижению напряжённости на рынке труда, которые включают:
- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы их массового увольнения;
-
организацию общественных
- оказание адресной поддержки гражданам, в том числе, организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в частности, создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
-
содействие развитию малого
Поскольку результаты осуществления указанных антикризисных мер были оценены положительно, в 2010 году их реализация продолжается.
В 2009 году подобные региональные программы действовали в 82 субъектах Федерации.» 2
В
настоящее время экономика
Положительные
преобразования в сфере трудовых
отношений возможны при усилении государственного
регулирования экономики, структурной
перестройке отраслей народного хозяйства,
а также при переходе на инновационные
методы развития хозяйственной системы.
3.
Особенности безработицы в
«Мировой экономический кризис негативно отразился на состоянии российского рынка труда. Численность безработных в 2009 г. резко возросла по сравнению с уровнем 2008 г.: в среднем с 4,8 млн. до 6,3 млн. человек. Кроме того, увеличилось число тех, кто работал неполное время (до 1,4 млн. человек в апреле 2009 г.), и ушедших в отпуска (1,3 млн.). Существенно сократились темпы роста номинальной начисленной заработной платы - со 127% до 108,5%; соответственно рост реальной начисленной заработной платы (111,5%) сменился падением (97,2%). Увеличилась просроченная задолженность по выплатам заработной платы - с 2,7 млрд. на начало 2008 г. до 4,7 млрд. руб. на начало 2009 г.
Обычно, когда речь заходит о численности безработных в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. В марте 2010 г. общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с определениями МОТ, по итогам обследования населения по проблемам занятости в 2,9 раза превышала численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных.
В 2008 г. (до кризиса) уровень безработицы среди мужчин на 0,2-0,4 п.п. превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009 г. этот разрыв увеличился до 1,6 п.п., в феврале 2010 г. - до 1,7 п.п. В марте 2010 г. уровень безработицы среди мужчин составил 9,3% и был на 1,4 п.п. выше уровня безработицы среди женщин (7,9%), то есть почти на 20%. В первом полугодии 2008 г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составлял 6% (соответственно 53% и 47%), в феврале 2009 г. он повысился до 10% (соответственно 55% и 45%). В феврале 2009 г. количество безработных мужчин возросло по сравнению с февралем 2008 г. на 39%, женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).
До
кризиса, в феврале 2008 г., уровень
безработицы среди сельских жителей почти
в 2 раза превышал уровень безработицы
городского населения. Кризис изменил
это соотношение до 1,6 раза: за год (с февраля
2008 г. по февраль 2009 г.) численность безработных
городских жителей увеличилась на 40%, безработных
сельских жителей - на 22%. В 2010 г. ситуация
вновь поменялась, и сейчас соотношение
составляет 1,8 раза.
В марте 2010 г. около 4,1 млн. безработных,
или 64% их общей численности, проживали
в городской местности и 2,3 млн. человек
(36%) - в сельской. При этом среди занятого
населения соотношение другое: доля городского
составляет 77%, сельского - 23%.
Уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах: в марте 2010 г. в группе молодых людей, чей возраст 15-19 лет, уровень безработицы составил 37% (в том числе среди юношей - 31,8%, среди девушек - 45,4%), 20-24 года - 17,5% (среди юношей - 18,2%, среди девушек - 16,6%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы составил 19,8%, в том числе среди городского - 18%, среди сельского населения - 24,2%. Надо отметить, что ситуация с безработицей среди молодежи не улучшается, а в возрастной группе 15-19 лет - ухудшилась.»3
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на третью неделю октября 2010 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2010г. составила 75,6 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 70,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По
сравнению с октябрем 2009г. численность
занятого населения увеличилась на
580 тыс.человек, или на 0,8%, численность
безработных сократилась на 753 тыс.человек,
или на 12,9%.
Рис.2 Динамика численности экономически активного населения
Численность безработных увеличилась с 5,0 млн.человек в сентябре 2010г. до 5,1 млн.человек в октябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,6% до 6,8%.
Рассмотрим динамику численности занятых и безработных за несколько лет в таблице.
Таблица 1.
Численность экономически активного населения в России
1992 | 1995 | 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Среднегодовая
численность занятых в в том числе в организациях негосударственной формы собственности и в индивидуальном секторе |
71905 22245 |
66330 38385 |
64517 40145 |
66407 42825 |
66792 44292 |
67174 45136 |
68019 46223 |
68474 46944 |
66995 45648 |
Численность
безработных, тыс.чел.
Численность безработных, зарегистрированных в гос.учреждениях службы занятости, тыс.чел. |
3889 578 |
6684 2327 |
7059 1037 |
5775 1920 |
5208 1830 |
4999 1742 |
4246 1553 |
5289 1522 |
6162 2147 |