Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:50, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени.
Проблемы состояния рынка труда и занятости населения исключительно актуальны для российской экономики, стоящей перед необходимостью сохранить, приумножить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее продвижение России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны является высококвалифицированная, мобильная рабочая сила, заинтересованная в результатах производства и обеспеченная устойчивой занятостью.
Рынок труда и занятость населения занимают особое место в системе рыночных отношений. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы……………………4
2. Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная
политика занятости………………………………………………………………..7
3. Особенности безработицы и политики занятости в современной экономике России………………………………………………………………………….…16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.
Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.
В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке
труда должно осуществлять систему
мер целенаправленного
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
Государственное регулирование
рынка труда целесообразно
1. Согласование финансово
- кредитной, структурной,
2.Согласование социальной,
демографической, миграционной политик с целями и приоритетами
регулирования рынка труда. В число задач
этого блока входят минимизация оттока
квалифицированных кадров за рубеж, ограничение
нежелательных и нелегальных форм иммиграции,
содействие занятости зарегистрированных
беженцев и вынужденных переселенцев,
регулирование доходов, рассматриваемых
в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной
поддержки незанятого населения. В число
задач данного блока входят организационное
развитие Министерства труда и социального
развития, в том числе службы занятости
и других структур. Основой данного блока
является политика Министерства труда
и социального развития (службы занятости)
на рынке труда.
В основе государственной системы занятости
лежит сеть служб и фондов занятости различных
уровней. На федеральном уровне - это Государственный
Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом
из субъектов Федерации существуют региональные
или республиканские фонды и службы занятости,
а в городах и населенных пунктах, а также
в крупных сельских пунктах существую
местные службы занятости. Структурные
подразделения федеральной службы занятости
подчиняются соответствующим вышестоящим
органам и органам исполнительной власти.
Функции, права, обязанности службы занятости
нацелены на проведение мероприятий по
ее увеличению.
Органы службы
занятости на безвозмездной основе предоставляют
органам государственной статистики,
налоговым органам и получают от них сведения,
необходимые для выполнения своих функций.
Службы занятости имеют право запрашивать
на безвозмездной основе у органов исполнительной
власти, у предприятий, организаций, учреждений
все сведения, необходимые для разработки
программ занятости.
Органы служб занятости на основе прогнозов
экономического развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после согласования
утверждаются представителями соответствующих
органов власти. Органы исполнительной
и представительной власти вместе со службами
занятости контролируют реализацию принятых
программ.
Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
2. вести учет свободных
рабочих мест и граждан,
3. информировать обращающихся
работников и работодателей о
возможности получения работы
и обеспечения рабочей силы;
4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей
работы, а работодателям - в подборе необходимых
работников;
5. организовывать
6. оказывать услуги
в профессиональной ориентации
и трудоустройстве,
7. регистрировать безработных и оказывать
им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
9. подготавливать предложения об использовании
труда иностранных работников, привлекаемых
на основе межправительственных соглашений;
10. оплачивать стоимость профессиональной
подготовки и переподготовки, если трудоустройство
требует получение новой профессии, также
выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать, в соответствии
с законом, пособие по
12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной государственной
службы, связанные с обеспечением занятости
граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование
мероприятий, связанных с разработкой
и реализацией государственной политики
занятости, происходит за счет средств
ГФЗН, которые являются государственной
федеральной собственностью и находятся
в оперативном управлении и распоряжении
Госкомстата РФ, а также его территориальных
органов.
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости направляются на:
1. оплату расходов
по профессиональной
2. организацию общественных работ;
3. выплату пособий
по безработице и материальной
помощи;
4. возмещение затрат пенсионному фонду
в связи с назначением досрочных пенсий
безработным;
5. мероприятия по созданию
и сохранению рабочих мест;
6. расходы по анализу рынка труда, разработке
программ занятости, информационного
обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности
и на содержание органов занятости.
Федеральная служба занятости, имея централизованное
финансирование, оказывает услуги бесплатно
как гражданам, так и работодателям, пропагандируя
их сведения о вакансиях.
Особенности занятости и функционирования
рынка труда в промышленном регионе обусловлены
спецификой формирования экономически
активного населения, сложившимся уровнем
и структурой занятости, инвестиционной
активностью и привлекательностью территории,
характером поддержки предприятий федеральными
и региональными органами власти и управления.
Эта поддержка должна носить выборочный
характер и определяться приоритетами
структурной перестройки экономики на
федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми
средствами из соответствующих бюджетов.
Меры по преодолению временных финансовых
затруднений предприятий должны стать
стержнем региональных программ и финансироваться
за счет средств фонда занятости населения
с целью сохранения или увеличения рабочих
мест на том или ином предприятии, особенно
если оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.
В современной России учёт занятого населения ведётся двумя методами:
Численность безработных в России в сентябре 2012г. составила, по предварительным данным, 4 млн человек, или 5,2% численности экономически активного населения. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). По сравнению с августом 2012г. количество безработных выросло на 0,8%, а по сравнению с сентябрем 2011г. - снизилось на 13,7%.
Численность экономически активного населения в сентябре 2012г. составила 76,2 млн человек, или около 54% от общей численности населения страны. При этом численность официально зарегистрированных безработных в сентябре 2012г. сократилась по сравнению с августом с.г. на 4,3% и достигла 1 млн 022 тыс. человек. По сравнению с сентябрем 2011г. этот показатель снизился на 19,1%.
В январе-сентябре 2012г. были зафиксированы
4 забастовки, в которых приняли участие
399 человек, потери рабочего времени составили
1 тыс. 672 человеко-дня.
Заключение
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В настоящее время
российский рынок труда не сбалансирован,
о чем свидетельствуют
Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства).
По мнению большинства экономистов, полная занятость – понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.
Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Список использованной литературы
1. Сажина М.А., Чибриков Т.Г. Экономическая теория: учебник. –
М.: НОРМА, 2009.
2. Макконнелл К., Брю C. Экономикс: учебник. – М.: ИНФРАМ,
2003.
3. Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное посо