Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической сущности категории заработной платы, исследование основных положений по заработной плате, сложившихся в России за последние годы.
Для достижения данной цели рассмотрены следующие вопросы:
- экономическая сущность заработной платы и её роль в воспроизводстве рабочей силы;
- формы и системы оплаты труда; состав ФОТ и порядок расчета средней заработной платы;
- государственное регулирование оплаты труда в России
Введение………………………………………………….…………………………...3
Глава 1. Понятие и виды заработной платы 5
1.1. Заработная плата, её сущность и формы проявления 5
1.2. Формы и системы оплаты труда 10
1.3. Принципы организации оплаты труда………………...………………………19
Глава 2. Дифференциация заработной платы 28
2.1. Причины дифференциации заработной платы 28
2.2. Номинальная и реальная заработная плата 30
2.3. Совершенствование системы оплаты труда в рыночных условиях…………33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………………41
Современные объективные тенденции ведут к постоянному повышению образовательного уровня наемных работников, к росту вложений в человеческий капитал и в итоге — к удорожанию самого фактора труда. Отсюда возникает необходимость нового отношения к человеку, выступающему полноправным владельцем своих способностей, мастерства, квалификации и профессионализма, своей интеллектуальной собственности. "Дорогой" человек эпохи НТР нуждается не просто в высокой оплате труда. В круг его жизненных потребностей (разумеется, наряду с желанием приобретать определенные товары и услуги) все более зримо начинает входить потребность в гуманистических, социально справедливых трудовых отношениях.
1.3 Принципы организации оплаты труда
Оплата труда работников — это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе; величина ее зависит от количества и качества труда. Однако, в условиях рыночных отношений она испытывает влияние спроса и предложения, сложившейся конъюнктуры рынка труда.
Организация заработной платы строится на основе следующих принципов:
дифференциации оплаты труда в зависимости от спроса и предложения;
самостоятельности предприятий в организации заработной
платы, в установлении форм, систем и размера оплаты труда
работника;
государственного регулирования оплаты труда;
дифференциации заработной платы в зависимости от условий труда, количества и качества затраченного труда;
материальной заинтересованности работников в высоких конечных результатах труда, в признании рынком продукта труда в качестве товара;
опережении темпов роста производительности труда над ростом заработной платы;
согласовании общих условий оплаты с профсоюзами.
Различают номинальную заработную плату, т. е. ее денежный размер, и реальную заработную плату, под которой понимается определенное количество приобретаемых товаров и услуг:
Ур =
где: Ур — реальная заработная плата;
Ун — номинальная заработная плата;
Р — уровень цен на предметы потребления и услуги.
Существенное влияние на величину реальной заработной платы оказывает спрос и предложение.
Реальная заработная плата выше там, где больше спрос на рабочую силу, а предложение труда воздействует на динамику заработной платы в обратно пропорциональной зависимости.
Рынок труда стремится к такой равновесной системе, при которой совокупный спрос на каждую категорию труда будет в точности равен предложению данной категории труда. Только в этом случае устанавливается общее равновесие, которое не будет порождать тенденций к увеличению или к уменьшению различий в размерах заработной платы.
Рынок труда относится к числу самых несовершенных рынком Рабочие, как правило, не осведомлены о состоянии спроса на их труд, они не знают обо всех вакантных местах работы даже в пределах своего города.
Величина заработной платы складывается под влиянием спроса и предложения, которые, в свою очередь, зависят от количества, качества труда и условий производства.[4]
В условиях перехода к рынку заработная плата продолжает оставаться основной частью доходов работников, но удельный вес ее постепенно снижается.
Доля оплаты труда во всех денежных доходах в 1998 году по сравнению с 1992 годом сократилась на 27,4 пункта и составила 42,5%, а доходов от предпринимательской деятельности увеличилась на 28,3 пункта и составила 44,4%, что говорит о развитии рынка и расширении предпринимательства.
В современных условиях предприятия, независимо от организационно-правовых форм, самостоятельно определяют формы и системы оплаты труда.
Однако пока еще отсутствуют эффективно функционирующие рыночные механизмы, под воздействием которых складываются оптимальные пропорции в заработной плате в соответствии со сложностью выполняемого труда и профессионально-
Организация заработной платы строится на основе коллективных договоров, заключаемых, как правило, на 1—3 года между работодателями и работниками предприятия в лице профсоюзов. В них регулируются следующие вопросы: формы, системы и размер оплаты труда, вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты, механизм регулирования оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции, выполнение показателей коллективного договора, занятость, переобучение, условия высвобождения работников, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков, улучшение условий и охраны труда работников, экономическая безопасность и охрана здоровья, льготы для работников и т. д. В своей правовой основе коллективные договоры должны исходить из генеральных и отраслевых соглашений.
Одним из элементов, определяющих размер оплаты труда, является прожиточный минимум. Он представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Используется в качестве базы для проведения адресной социальной политики, для обоснования минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального пособия по безработице и стипендий студентов.
Минимальный потребительский бюджет представляет прожиточный минимум более высокого стандарта; соотношение между бюджетом прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, по данным Министерства труда РФ, составляет примерно 1 : 2.
Минимальный размер оплаты представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которое получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.
Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязательства (нормы труда), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
И в коммерческой, и в бюджетной организации месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ, далее - Закон о МРОТ):
с 1 июля 2000 г. - 132 руб./мес.;
с 1 января 2001 г. - 200 руб./мес.;
с 1 июля 2001 г. - 300 руб./мес.;
с 1 мая 2002 г. - 450 руб./мес.;
с 1 октября 2003 г. - 600 руб./мес.;
с 1 января 2005 г. - 720 руб./мес.;
с 1 сентября 2005 г. - 800 руб./мес.;
с 1 мая 2006 г. - 1 100 руб./мес.
Обратите внимание: согласно статье 5 Закона о МРОТ налоги, сборы, штрафы и иные платежи, которые исчисляются в зависимости от МРОТ, рассчитываются с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Платежи по гражданско-правовым обязательствам, установленные в зависимости от МРОТ, также исчисляются исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
В некоторых случаях исходя из установленной законом суммы МРОТ рассчитываются суммы пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам.
Согласно статье 2 Закона о МРОТ законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ*(1) могут принимать законы, устанавливающие более высокий размер минимальной заработной платы в конкретном субъекте РФ. При этом все работодатели, действующие в данном субъекте РФ, должны соблюдать установленный законом субъекта размер минимальной заработной платы.
Региональные власти могут принимать такие законы на основании трехсторонних соглашений - между правительством субъекта РФ, объединением работодателей и объединением организаций профсоюзов.
В частности, ежегодными Московскими трехсторонними соглашениями между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) были установлены следующие МРОТ с:
- 1 октября 2004 г. - 2500 руб./мес.;
- 1 мая 2005 г. - 3000 руб./мес.;
- 1 октября 2005 г. - 3600 руб./мес.;
- 1 мая 2006 г. - 4100 руб./мес.
В настоящее время минимум оплаты труда, установленный для Москвы трехсторонним соглашением, на законодательном уровне не закреплен - соответствующий закон г. Москвы не принят. Тем не менее работник государственной инспекции труда, обнаруживший при проверке, что зарплата сотрудников меньше этого минимума, может наложить на работодателя штраф в соответствии со статьей 5.31 КоАП РФ*(2).
Дело в том, что, как следует из преамбулы к Московскому трехстороннему соглашению, этот документ открыт для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в Москве, в порядке, который определен Законом г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве" (в редакции Закона г. Москвы от 19.05.2004 N 30). В соответствии с пунктом 9 статьи 9 этого закона действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, которые не заявили письменно о своем несогласии с его содержанием в 30-дневный срок со дня его публикации.
Обратите внимание: минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может использоваться только в целях оплаты труда. Выплаты, производимые за счет средств ФСС России, начисляются исходя из МРОТ, принятого федеральным Законом о МРОТ.
В Трудовом кодексе есть норма, согласно которой заработная плата в организации должна повышаться в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).
В организациях, финансируемых из бюджета, индексация заработной платы производится в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами. В других организациях - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.[1]
К сожалению, на практике эта норма применяется далеко не всегда.
Единая тарифная сетка предназначена для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы и является основой тарифной системы этой сферы деятельности. Она представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников — от рабочего низшего разряда до руководителей организаций.
При разработке единой тарифной сетки за основу приняты следующие принципы ее построения:
Определение исходной базы на уровне не ниже минимальной
заработной платы;
Нарастание ставок оплаты по разрядам, обеспечивающее ма
териальную заинтересованность работников в труде высокой
квалификации на основе использования соответствующих та
рифных коэффициентов.
Оплата труда работников организаций не бюджетной сферы (муниципальных, индивидуальных (частных) организаций, смешанных товариществ, акционерных обществ и т. д.) определяется собственником предприятия, исходя из законодательно установленного минимального размера оплаты, отраслевых и специальных соглашений, закрепленных в коллективных договорах предприятий и индивидуальных трудовых договорах (контрактах) и регулируются действующей системой налогообложения на прибыль (доход) предприятия.
При оплате труда работников этих организаций может быть ре- комендовано: использование соотношений между профессионально-
В условиях перехода к рыночной экономике и расширения праи организаций в области оплаты труда, размеры ставки (окладов), со отношения в оплате различных категорий работников, системы премирования и выплаты вознаграждений определяются в коллективном договоре.
В трудовых договорах (контрактах) могут устанавливаться более-высокие размеры оплаты, чем предусмотрено в коллективных договорах.
Дифференциация и регулирование уровня заработной платы раз личных групп и категорий работников осуществляется при помощи тарифной системы. Основными элементами тарифной системы являются тарифные сетки и ставки, тарифно-квалификационные справочники.[2]
Тарифные сетки по оплате труда — инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности. Они представляю: шкалу соотношений в оплате труда различных групп работников, включают количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Например, Единая тарифная система для предприятий бюджетной сферы имеет 18 разрядов с диапазоном (соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов) 1 : 10,07 и прогрессивным абсолютным возрастанием тарифных коэффициентов (разница между тарифными коэффициентами смежных разрядов).
Тарифную ставку, соответствующую тому или иному разряду, можно получить путем умножения тарифной ставки разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда.
Тарифно-квалификационные справочники предназначены для тарификации работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов на основе включенных в справочники тарифно-квалификационных характеристик: они содержат требования, предъявляемые к тому или иному разряду работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню, описание работ, наиболее часто встречающихся по профессиям и квалификационным разрядам.
Информация о работе Заработная плата: сущность, виды, системы