Заслуга Н.Д. Кондратьева и современное значение его теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 08:36, курсовая работа

Описание

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима первоначально не отделяется от других форм мышления общества, и отделить первые ее проявления невозможно. В древности экономической науки как таковой еще не было. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за сотни лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже.

Содержание

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА 2

1. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима 2

2. Экономическая мысль средневековья 3

II. ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ ЦИКЛОВ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА 4

1. Краткая биография Н.Д. Кондратьева 4

2. Н.Д. Кондратьев и его исследования 5

3. Результаты исследования 6

3.1. Процент на капитал 6

3.2. Заработная плата 7

3.3. Обороты внешней торговли 7

3.4. Добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца 7

3.5. Выводы по исследованиям Кондратьева 7

4. Эмпирическое доказательство существования больших циклов 8

4.1. Первая эмпирическая правильность 8

4.2. Вторая эмпирическая правильность 10

4.3. Третья эмпирическая правильность 10

4.4. Четвертая наблюдаемая правильность 11

5. Условия и события, вызывающие большие волны в экономической динамике 12

6. Заслуга Н.Д. Кондратьева и современное значение его теории 12

Литература 14

Работа состоит из  1 файл

Реферат История экономических учений.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА 

  1. Экономическая мысль Древней  Греции и Древнего Рима
 

        Экономическая мысль Древней  Греции и Древнего Рима первоначально  не отделяется от других форм мышления общества, и отделить первые ее проявления невозможно. В древности экономической науки как таковой еще не было. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за сотни лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе;  своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже.

      “Экономика” - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает “домоводство” - впервые встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Этот смысл сохранялся в течение веков.

      Экономическая мысль - предполагает обобщение, абстракцию, т.е. экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Его можно назвать первым экономистом в истории науки. Экономические воззрения Аристотеля получили развитие в экономической мысли средневековья. Оно покоится на так называемых догмах Аристотеля.   В своей Nicomachean Ethics Аристотель утверждал, что меновая стоимость или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Аристотель поднял проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется: “Чем определяются пропорции обмена товаров”(что делает товары сравнимыми). Это разделило экономистов на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории. Последние считали стоимость  категорией субъективной и выводили ее, оценивая полезность товара.

      В трудах Аристотеля можно найти зачатки  и как первой, так и второй теории стоимости. Аристотель сформулировал проблему «Четко сформулировать проблему - на половину решить ее». Аристотель провел анализ капитала, при этом он разделил капитал на торговый и денежный. Для анализа капитала Аристотель ввел понятие “хрематистика” (“хрема” - “имущество” (греческое) - извлечение прибыли, накопление богатства). Аристотель считал эту деятельность (накопление богатства) противоестественной, отрицательной,  относящейся к ростовщичеству. Его волновал вопрос “о справедливой цене”. Экономические и этические проблемы Аристотель не рассматривал порознь в отличие от древнеримских мыслителей, которые  экономические проблемы отделяли от этических.

      О характере экономического строя  Древней Греции узнаем и из трудов Ксенофонта Афинского (444–356 до н.э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «Экономикос». Трактат Ксенофонта «О земледелии» – настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, в ней 12 томов. И у греков сельское хозяйство – наиболее ценимая сфера деятельности. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Интенсивно развита в Древних Афинах торговля. Источники государственных средств – налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин – основа их военного могущества.

      Согласно  Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет  хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки  прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять  одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы. «Домоводство», по словам Ксенофонта, наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство. Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить, и друзьям облегчать нужду».

       

         Древнеримские мыслители исследовали  практические вопросы организации  крупного хозяйства рабовладельческого типа. Представителем этого типа является Марк Катон (234-149 вв. до н.э. Военачальник, квестор, консул в Испании, талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство) автор трактата «о земледелии». Из земледельцев, как утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти». Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как приобретать имение («не бросайся на покупку – не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»). Катон пишет, что велика обязанность управителя, об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о постройках и сельскохозяйственных орудиях. Он ввел  критерии выбора земли для организации хозяйства, также дал рекомендации по определению структуры угодий (шкала доходности отраслей сельского хозяйства), по организации подневольного труда. Катон считал, что “хозяйский глаз” является важным фактором организации труда в поместье.

      Ю.Колумелла (1 в. до н.э.) в истории античной мысли  поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Условием интенсификации хозяйства считал реорганизацию рабского труда. Рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников - от тюрьмы в подвале до обмена шутками и совместного обсуждения новых работ. Все это можно рассматривать как зачатки теории  “человеческих отношений”, получивших распространение в 20 веке.

      Древний Рим - круг рассматриваемых экономических вопросов сводил к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. В 19 в. эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют существенную часть современного курса “микроэкономика”.  

  1. Экономическая мысль средневековья
 

      Экономическая мысль средневековья  опирается  на труды Аристотеля, на так называемые “догмы Аристотеля”. Влияние Аристотеля видно в экономических взглядах Ф.Аквинского (1225-1274 гг.).

      Аристотель  одобрял тот вид хозяйствования, который сводился к приобретению благ для дома и государства. Это  естественная хозяйственная деятельность, получившая со времен Ксенофонта название “экономика”, включала  обмен в пределах, нужных для удовлетворения разумных человеческих потребностей. В то же время деятельность, направленную на обогащение, т.е. деятельность ростовщическо-торгового капитала, Аристотель характеризовал как противоестественную, назвав ее “хрематистикой”.

      Фома  Аквинский, развивая мысль об естественности натурального хозяйства, в связи с этим  производит деление богатства на естественную (продукты натурального хозяйства) и искусственную (золото и серебро). При чем Ф.Аквинский считал, что золото и серебро не делают человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в “нравственном усовершенствовании”. Это вытекает из идеологии христианства, где экономические интересы должны быть подчинены подлинному делу жизни - спасению души.

      Фома  Аквинский осуждал ростовщичество (“постыдное ремесло”). Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить  сделку честной, требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф.Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

      Фома  Аквинский считал, что торговля занятие  законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Богом. Торговая прибыль само по себе не вносит ничего порочного в экономическую жизнь, поскольку может быть использована для честной цели, и к тому же прибыль может являться платой за труд, если произошла продажа вещи, “измененной к лучшему”.

      Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную  собственность и проблему справедливости. Он отвергает идею о равнозначности всех видов труда, физический труд считает рабским занятием. Частную собственность считает необходимой, когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

      Фома  Аквинский считал, что общество - иерархическое и сословное, где  подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию и определяет уровень богатства, к которому должен стремиться человек. Другими словами, человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его сословию, а сверх того - смертный грех.

      Эти положения легли в основу рассуждений  Ф.Аквинского о справедливой цене. В  средневековье дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:

  • первая - справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена ;
  • вторая - справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличествующие их сословию благосостояние (этим обосновывалось право светских властей устанавливать и регулировать цены).

Фома  Аквинский в теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене:

  • один вид справедливости гарантирует цену “сообразно вещи”, т.е. сообразно затратам труда и расходам (эквивалентность трактуется в терминах издержек);
  • второй вид справедливости обеспечивает благ тому, кто больше значит для общественной жизни, т.е. ценообразование ставилось в зависимость от социального статуса участников обмена.

Защита  привилегий правящих классов обнаруживается в трудах Фомы Аквинского и в оправдании правомерности получения земельной ренты, которую он рассматривает как продукт, созданный силами природы, и потому присваиваемый земельным собственником. Именно получение ренты дает возможность избранным заниматься духовным трудом “во имя спасения остальных”. 

      Таким образом, в заключение можно сказать, что основная форма экономического мышления древних римлян и греков – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяется вопросам хозяйственной этики. 
 

II.  ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ ЦИКЛОВ Н.Д. КОНДРАТЬЕВА. 

1.  Краткая биография Н.Д. Кондратьева 

    Николай Дмитриевич Кондратьев родился в марте 1892 года в деревне Галуевский Кинешмского уезда Иваново-Вознесенской губернии в многодетной крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе, села Хренова, Кинешмского уезда, в 1905 году поступил в Хреновскую церковно-учительскую гимназию, откуда был исключён в 1906 году за неблагонадёжность.  В 1911-1914 г.г. учился в Петроградском университете, где занимался социально-экономическими науками. В 1914 году окончил университет и был оставлен на кафедре политической экономии для подготовки к профессуре. Всё время усиленно занимался самообразованием. С 1905 года - в партии социалистов-революционеров, однако активной связи с партией не поддерживал из-за необходимости уделять большое внимание научной подготовке, а также из-за некоторых разногласий по социально-философским вопросам. В Октябрьской революции принимал активное участие. После установления Советской власти занимал различные посты в экономических отделах, занимаясь одновременно преподавательской деятельностью. Создал и возглавлял до 1928 года Конъюнктурный институт. Арестован в 1930 году и осуждён по обвинению в создании не существовавшей на самом деле “трудовой крестьянской партии”, которая якобы боролась против коллективизации в СССР. 1930-1932 г.г. – в Бутырской тюрьме. 1932-1938 г.г.  в Суздальском политизоляторе. 17 сентября 1938 года расстрелян.

    Полностью реабилитировали Николая Кондратьева (“за отсутствием состава преступления”) лишь спустя почти полвека – в 1987 году, а первая книга его трудов пришла к нынешнему поколению экономистов только в 1989 году.

    В письме жене от 15 августа 1934 года приводит список своих наиболее важных работ:

    a) Основные учения о законах социально-экономического развития (1913).

    б) Рынок хлебов (июль 1922).

    в) Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны (июль 1922).

Информация о работе Заслуга Н.Д. Кондратьева и современное значение его теории