Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Проблема финансового анализа в условиях рыночной экономики является особенно актуальной. Успешное функционирование предприятий в современных условиях требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Финансовый анализ имеет первостепенное значения для целей финансового менеджмента, так как на его основе вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 4
1.1 Сущность и назначение финансового анализа 4
1.2 Формы, методы и инструментарий финансового анализа 6
1.3 Информационная основа финансового анализа 10
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.1 Характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 16
2.3 Оценка эффективности и интенсивности использования средств (показатели оборачиваемости) 19
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 21
2.5 Анализ рентабельности предприятия 23
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 30
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 4
1.1 Сущность и назначение финансового анализа 4
1.2 Формы, методы и инструментарий финансового анализа 6
1.3 Информационная основа финансового анализа 10
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.1 Характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 16
2.3 Оценка эффективности и интенсивности использования средств (показатели оборачиваемости) 19
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 21
2.5 Анализ рентабельности предприятия 23
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 30
Приложение А. Баланс предприятия ОАО «АВТОВАЗ» за 2009-2010 гг 31
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ОАО «АВТОВАЗ» за 2009 -2010 гг 32
ВВЕДЕНИЕ
Проблема финансового анализа в условиях рыночной экономики является особенно актуальной. Успешное функционирование предприятий в современных условиях требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Финансовый анализ имеет первостепенное значения для целей финансового менеджмента, так как на его основе вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Различные методы и формы финансового анализа позволяют провести всестороннюю оценку деятельности предприятия для целей различных групп пользователей данными финансового анализа.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовый анализ предприятия формы его проведения. Решаются следующие задачи:
1. Исследование сущности финансового анализа, форм и методов его проведения, а также информационной базы финансового анализа;
2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «АВТОВАЗ»;
3. Разработка путей оптимизации финансового состояния предприятия.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
1.1 Сущность и назначение финансового анализа
Финансовый анализ является важным элементом финансового менеджмента и аудита. Финансовый анализ (англ. financial analysis) – совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу [5, стр.202].
По мнению известного финансист-аналитика И.А. Бланка финансовый анализ – это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения его эффективного развития.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятия. Оно характеризует финансовую конкурентоспособность предприятия (т.е. платежеспособность и кредитоспособность), использование финансовых ресурсов и капитала. Выполнение обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Проведение финансового анализа строится на соблюдении определенных принципов:
1. регулярности проведения (анализ должен проводиться через регулярные интервалы времени, при любых результатах деятельности, что позволяет устранить имеющиеся трудности и закрепить достигнутые успехи);
2. объективности (результаты анализа должены описывать фактическое состояние и давать ему непредвзятую оценку);
3. комплексности (выявляются всевозможные взаимозависимости и факторы).
Оперативные аспекты финансового анализа выражаются в контроле и анализе дебиторской, кредиторской задолженности, оперативном анализе показателей операционного и финансового циклов, контроле показателей оборачиваемости отдельных элементов оборотных активов, а также анализе финансовых бюджетов и оценке их исполнения. Т.е. оперативные аспекты финансового анализа реализуются в процессе текущей финансовой работы, обеспечивающих непрерывный контроль реализации управленческих решений.
В свою очередь стратегические аспекты, связаны с применением методологии финансового анализа в разработке и обосновании стратегии развития, стратегические аспекты финансового анализа проявляются при разработке и реализации инвестиционных программ, их финансового обеспечения, в анализе эффективности вложений в капитал и финансовой устойчивости компании. В настоящее время усиление роли стратегических аспектов финансового анализа обусловлено внедрением в практику управления концепции управления стоимостью компании и необходимостью анализа стратегических рисков [7].
Так как основной критерий деятельности любой компании это извлечение прибыли (максимизация прибыли), цель финансового анализа состоит в оценке реального финансового состояния хозяйствующего субъекта и сравнение полученных результатов с результатами предыдущих периодов, а также поиск возможностей повышения эффективности операционной деятельности с помощью.
По своей сути финансовый анализ является способом накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий следующие задачи:
1.охарактеризовать текущее и будущее финансовое состояние предприятия;
2. рассчитать возможные и оптимальные темпы развития компании с позиции финансового обеспечения;
3. выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
4. изучить причины улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия за анализируемый период;
5. подготовить рекомендации по повышению платежеспособности и устойчивости хозяйствующего субъекта.
1.2 Формы, методы и инструментарий финансового анализа
Основными формами финансового анализа являются экспресс-анализ и детализированный анализ.
Целью экспресс-анализа финансового состояния является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта.
Ковалев В.В. выделяет следующие этапы экспресс-анализа:
1. подготовительный этап;
2. предварительный обзор финансовой отчетности;
3. экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.
Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.
Цель детализированного анализа финансового состояния - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.
Этапы детализированного анализа (по мнению Ковалева В.В.):
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования: характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности; выявление «больных» статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования: оценка имущественного положения; построение аналитического баланса-нетто; вертикальный анализ баланса; горизонтальный анализ баланса; анализ качественных сдвигов в имущественном положении; оценка финансового положения; оценка ликвидности; оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования: оценка основной деятельности; анализ рентабельности; оценка положения на рынке ценных бумаг.
Особенности основных форм финансового анализа (Таблица 1).
| Экспресс-анализ | Детализированный анализ |
Преимущества | Оперативность, легкость расчетов, простота оценок | Высокая степень надежности результатов |
Недостатки | Меньшая степень надежности результатов | Большая трудоемкость аналитических процедур |
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
1. множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
2. разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
3. наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
4. ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
5. ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
6. максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия [4, стр.16].
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
Существуют следующие методы финансового анализа:
1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
4. анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Автоваз"