Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:50, контрольная работа
Политика управления организацией не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Политика управления организацией не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой. Методы и приёмы финансовой политики позволяют анализировать и оценивать:
· соответствие происходящих процессов и явлений намеченным целям;
· эффективность проводимой финансовой политики с точки зрения способностей и возможностей влиять на управляемые процессы;
· соответствие финансово-политических установок реальным условиям и возможностям корректировать стратегию и тактику финансового управления.
Построение финансовой политики побуждает предпринимателя ясно представлять намеченные цели, способы, приёмы, средства, механизмы и возможности их достижения. Проведение финансовой политики требует подбора адекватных форм, способов, приёмов, средств и механизмов её реализации. Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Поэтому финансовая политика является необходимым элементом управления, её построение и проведение не только отражают цели работодателей, но и характеризуют целеустремлённость руководства, способность систематически преследовать и реализовывать интересы сторон управления в финансово-производственных процессах.
Игнорирование финансовой политики приводит к потере целеустремлённости, ясного представления целей финансового управления, к неадекватному выбору форм, способов, приёмов, средств и механизмов управления финансами. Такие процессы сопровождаются потерей динамичности, стабильности, финансовой устойчивости в работе организаций. При таком подходе руководство упускает имеющиеся возможности. Кризисные явления становятся закономерными. Поэтому положения и методы краткосрочной и долгосрочной финансовой политики весьма актуальны и практически значимы. При построении и проведении финансовой политики используются методы управленческого учёта, экономического анализа, финансового менеджмента.
1. КРАТКОСРОЧНАЯ И ДОЛГОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
1.1. Основные положения финансовой политики
Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры. Финансовая политика выражает интересы тех, кто её организует. Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой.
Основными формами регулирования финансов со стороны государства являются:
· направления бюджетных средств на наиболее важные объекты финансирования;
· регулирование тех или иных экономических направлений и процессов через государственную систему налогообложения;
· регулирование конкурентоспособности отечественных товаров и внешнеэкономических финансовых потоков посредством изменения таможенных платежей;
· участие в регулировании стабилизации курса отечественной валюты по отношению к устойчивым иностранным валютам с помощью Центробанка и валютных резервов;
· другие формы.
Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Финансовый рынок предоставляет определённые возможности применения капитала хозяйственных структур, включая: производство, вложения в банки, приобретение ценных бумаг, недвижимости и т. д. В этих условиях возникают вопросы, связанные с управлением финансами организации, которое и является предметом деятельности финансового менеджера.
Управление финансами осуществляется не ради самого управления, не ради финансовой науки, а для достижения целей и выполнения задач, поставленных финансовой политикой. Управление финансами есть процесс реализации финансовой политики.
Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники организации.
Обобщая сказанное, сформулируем основное определение финансовой политики. Финансовая политика организации является составной частью её экономической политики и выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определённого направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.
Финансовая политика задаёт направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении.
Финансы, а значит, и финансовая политика неизбежно связаны с распределением и перераспределением денежной формы вновь создаваемого продукта. Более того, финансовая политика есть искусство перераспределять денежную форму стоимости, а значит должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения - финансовых ресурсов (капитала) организации.
Финансовая политика - есть искусство влиять на объект управления финансами - хозяйственную систему и её деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики - учредители и руководство (работодатели).
Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов. Финансовая политика определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
Объектом финансовой политики является хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность, на которую воздействует финансовая политика.
Составляющие элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.
К основным составляющим финансовой политики в области ценных бумаг относят способы увеличения акционерного капитала, размещение акций, допуск к котировке акций на фондовой бирже, а также распределение выпуска акций среди акционеров компании.
По направлению политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.
Внешней финансовой политикой организации называется политика, направленная на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).
Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта финансового управления. Она выступает базой, на которой строятся выводы финансовой науки.
Финансы и финансовая политика представляют соответственно объективный и субъективный составляющие в управлении финансами. Поэтому финансовая политика как субъективная составляющая может преследовать позитивные и/или негативные цели в финансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берётся за формирование политики в соответствии с собственными интересами.
Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, её ориентацию следует считать конструктивной.
Как известно, личные, групповые и др. интересы при определённых условиях могут реализовываться в ущерб развитию объекта управления финансами либо могут быть целенаправленно ориентированы на ограничение или прекращение его деятельности. Такие цели считаются негативными, а задачи таких политиков - деструктивными (разрушительными) для объекта финансовой политики. Нередко недальновидные интересы субъектов финансовой политики вносили деструктивные элементы в управление, приводили к кризису, закрытию организаций. Причиной деструктивной финансовой политики может быть также допущение ошибок при её построении и проведении.
В практике рыночных отношений нередко появляются «фирмы», которые не собираются развиваться, работать долгое время. Их задача в кратчайшее время получить максимум денежных средств от партнёров и/или клиентов, избегая вложений в производство, и закрыться, исчезнуть завтра. Достаточно вспомнить множество закрывшихся инвестиционных фондов, деятельность которых рассматривалась правоохранительными органами. Политика руководства таких фирм является примером деструктивной финансовой политики.
Финансовая политика может быть противозаконной, криминальной, если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации некоторых организаций, когда преднамеренно пытались выставить государственное предприятие банкротом с целью его последующей распродажи действующим руководителям и их соучастникам по несоизмеримо низким ценам.
Вместе с тем не всякая деструктивная политика может быть противозаконной, поскольку субъекты не только конструктивной, но и деструктивной политики стремятся действовать в рамках государственных законов, насколько это возможно.
Ещё один пример деструктивной финансовой политики на наш взгляд удачно проиллюстрирован в комедии «Золотой телёнок» в виде заведомо убыточной организации «Рога и копыта», под вывеской которой преследовались цели, далёкие от торгово-финансовой или производственной деятельности.
В данной работе рассматривается конструктивная ориентация в финансовой политике, основывающаяся на законодательной и нормативной базе.
Цели финансовых политиков могут быть смешанными, сочетая конструктивный и деструктивный элементы. Если возникает спор между субъектами крайне противоположных, взаимоисключающих направлений финансовой политики, то, вероятно, одно из этих направлений окажется конструктивным, а другое деструктивным. При этом возможно построение дополнительного финансово-политического направления, в котором синтезированы наиболее конструктивные элементы рассматриваемых альтернатив, признанные сторонами противоположных направлений финансовой политики. Таким образом, достигается консенсус (лат. consensus согласие, единодушие) - общее согласие по спорному вопросу, достигнутое в результате дискуссии и сближения позиций сторон, участвующих в определении и построении финансовой политики.
Несмотря на то, что финансовая политика выражает интересы работодателей и служит достижению их целей, важнейшим условием успешной реализации финансовой политики является необходимость максимального достижения единства структуры целей и работодателей, и исполнителей через разрешение противоречий между ними.
Структура целей выражает видение, ценности, стремления, интересы, разделяемые руководством и персоналом. В случае несогласованности этих ценностей структура целей фирмы также будет противоречивой. Интересы и цели сотрудников фирмы, идущие вразрез с интересами и целями организации, лишают персонал энтузиазма, желания работать с полной отдачей в интересах фирмы. Такие противоречия стали причиной кризиса многих организаций. Важность этой проблемы всё более осознаётся в зарубежном цивилизованном мире, о чём свидетельствуют отдельные статьи [1]. Ориентация на разрешение и исключение противоречий между интересами работодателя и исполнителя должна стать основой финансовой политики.
Для полного раскрытия человеческого капитала необходимо:
· обеспечить слаженную работу коллектива;
· согласовать интересы сотрудников с интересами фирмы;
· так организовать работу, чтобы ценности, стремления и интересы работников воплощались через достижение намеченных результатов;
· расширять инвестиции в человеческий капитал, т. е. долгосрочные вложения в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы, знания общеобразовательного и специального характера, полученные навыки, накопленный опыт работы, на охрану здоровья, поиск рабочей силы и её миграцию, информацию о ценах рабочей силы и доходах и др.
Смыслом финансовой политики должна стать ориентация на создание условий и механизмов наиболее свободной и полной, заинтересованной самоактуализации личности, но с обязательной ответственностью за результаты собственных решений. Безответственность порождает не свободу, а хаос, приводящий к самоуничтожению. Возможности решения данной проблемы рассмотрены в монографии [2].