Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:36, дипломная работа
Планирование – первый и наиболее значимый элемент менеджмен-
та. Основной целью планирования является определение оптимальной се-
рии производимой и реализуемой продукции.
Планирование – это предвидение неожиданностей:
- Планирование – координация деятельности на предприятии
1 Организация планирования на предприятии.
Планирование – первый и наиболее значимый элемент менеджмен-
та. Основной целью планирования является определение оптимальной се-
рии производимой и реализуемой продукции.
Планирование – это предвидение неожиданностей:
- Планирование – координация деятельности на предприятии по
срокам, исполнителям, источникам финансирования;
- Возможности получения информации о ресурсах;
- Контроль в организации: сравнение плановых показателей с
фактическими;
- Определение видов деятельности и товаров, источники финан-
сирования, технологических ресурсов.
2. Принципы и методы планирования.
Принципы _______планирования определяют характер и содержание плановой
деятельности в экономической организации.
А. Файоль определил четыре основных принципа планирования: единство,
непрерывность, гибкость, точность.
1) Принцип единства предполагает, что планирование должно но-
сить системный характер, т.е. целое делится на взаимосвязанные и взаимозависимые части. При этом результат каждой части является исходным моментом последующей части, что касается процесса планирования. А с другой стороны организация также состоит из отдельных подразделений взаимосвязанных на основе корпорации и на горизонтальном уровне, т. е.
На уровне подразделений.
При этом особо необходимо уделить внимание координации и интеграции.
Координация предполагает увязку планов каждого подразделения, а
всякие изменения в планах одного из подразделений требуют внесения из-
менений в планы других.
Интеграция подразумевает, что в организации существует разнооб-
разие относительно особых процессов и частных планов подразделений, т.
е. Разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует
исходя из общей стратегии фирмы.
2). Принцип участия – каждый член организации является участником
планирования не зависимо от занимаемой должности (ИТР, рабочие, слу-
жащие) называется партисипативным.
При этом:
- каждый получает более глубокое понимание организации, её
целей и задач, получает более обширную информацию
- сотрудники развиваются как личности
- планирование объединяет в этом случае две функции менедж-
мента, которые вступают в противоречие друг с другом. Планы
перестают быть чем-то важным для руководителей так как они
сами привлекаются к их составлению.
3) Принцип непрерывности означает, что:
- планирование на предприятии должно осуществляться посто-
янно в рамках установленного цикла;
- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену
друг другу;
- постоянное следование различных планов друг за другом.
Неопределённость внешней среды и изменение внутренних возможно-
стей планирования предполагает постоянную корректировку планов.
4)Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и за-
ключается в предании планам и процессу планирования способности ме-
нять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных об-
стоятельств.
Для предания гибкости планы должны содержать так называемые ре-
зервы-«надбавки безопасности».
Придание гибкости планам требует дополнительных затрат, а они ог-
раничены.
5)Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и дета-
лизированы в той степени, в которой позволяют внутренние и внешние ус-
ловия.
К принципам планирования можно отнести принцип комплектности.
План должен быть комплексным и должен отражать все стороны деятель-
ности предприятия.
3. Методы планирования:
- программно-целевой
- балансовый
- нормативный
- расчётно-аналитический
- графический
- экономико-математический
4.Пределы планирования
Возможности планирования в организации ограничены рядом объек-
тивных и субъективных факторов. Основным фактором, определяющим
пределы планирования – это неопределённость рыночной среды, которая
обусловлена изменениями внешней среды. Планирование – это инструмент
преодоления неопределённости путём:
- вертикальной интеграцией (слияние _______или поглощение фирм –
поставщиков или /и предприятий-потребителей).
- контроля над спросом (монопольное влияние на рынке, марке-
тинговая деятельность, т. е. не грубое давление на рынок, а
приспособление предприятия к потребительским нуждам и на-
строениям)
- контрактные отношения (переналаженные поточные линии и
гибкие модули позволяют удовлетворить индивидуальные за-
казы)
- построение предпринимательских сетей, освоенных на мо-
рально-этических нормах.
5.Горизонты планирования:
- долгосрочное (от 5 и более лет)
- среднесрочное (до 5 лет)
- краткосрочное (1-2 года), но чаще это годовой план.
6.Типы планирования
Признаки, определяющие типы планирования:
- степень неопределённости в планировании
- временная ориентация идеи планирования
- горизонты планов
В зависимости от степени неопределённости системы планирования
можно разделить на два типа:
- детерминированная система, когда события имеют определён-
ность, т. е. Можно дать 100% гарантии
- вероятное (стохастическое) – предполагает неопределённость
внешней среды и нехватку информации.
Варианты вероятностных систем планирования:
- планирование, основанное на системе жёстких обязательств
(заключение договора с известным партнёром)
- планирование под личную ответственность – полная неопреде-
лённость. Руководитель действует на свой страх и риск и берёт
ответственность на себя.
- планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам
(рискует между первым и вторым)
На практике существует не более 3- 4 вариантов возможного развития
событий. Например, цель планирования может заключаться в том, чтобы
определить действия в случае если цены на основные виды сырья вырастут
на 15, 20, 25% вместо ожидаемых 10%.
Временная ориентация идей планирования влияет на тип планирова-
ния. Различают 4 типа планирования:
- реактивное – ориентированное на прошлое
- инактивное , приспосабливаемое к настоящему
- преактивное, предпочитающее будущее
- интерактивное – ориентированное на взаимодействие всех
лучших идей планирования.
Интерактивное планирование это скорее идеальное. Поэтому широко
распространённое в странах с рыночной экономикой это инактивное пла-
нирование, которое в последние десятилетие, уступает место планирова-
нию, ориентированному на будущее (преактивное). Однако, экономиче-
ская организация не может полностью конролировать своё будущее, а сле-
довательно и проектировать его, поэтому предприятия чаще всего приспо-
сабливаются к настоящему – адаптируются.
6.Необходимость технико-экономического обоснования планов и повыше-
ния эффективности производства предопределили систему показатели
плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на ко-
личественные и качественные.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величи-
нами. К ним относятся: объём товарной продукции, валовой, объём реали-
зации, численность работающих, численность рабочих, фонд зарплаты,
суммы прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов
Качественные показатели являются величинами относительными. Это
рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др.
К качественным показателям относятся также те, которые выражают
соотношение количественных показателей между собой, например, рента-
бельность производства, фондоотдача, качество продукции и др.
Между качественными и количественными показателями существует
взаимосвязь и взаимодействие. Поэтому нужна система показателей, наи-
более полно отражающих эффективность труда коллектива.
В систему показателей плана в промышленности различают объёмные
и удельные показатели. Объёмные показатели учитывают абсолютные ве-
личины производства в целом, отдельных процессов и факторов, в них
участвующих. Например, объём производства в целом, объём механиче-
ской обработки, сборки, объём трудовых затрат, материальных ресурсов и
т. д.
Удельные показатели учитывают отношение двух или нескольких
взаимосвязанных показателей, например, затрат металла на единицу про-
дукции и т. д.
Для исчисления показателей плана предприятий применяют натураль-
ные, стоимостные и трудовые измерители.
Натуральные измерители используются при планировании объёма
производства, материальных ресурсов. Они обеспечивают возможность
получения количественного выражения и качественной характеристики
тех или иных показателей. Применение натурального измерителя показа-
телей плана ограничивается невозможностью обобщения разных по харак-
теру натуральных показателей.
Для измерения объёма производства однородных изделий, различных
по материалоёмкости или другому признаку, применяют условно-
натуральный измеритель. В этом случае принимают одно из однородных
изделий, а все остальные приравниваются к нему по одному их перечис-
ленных признаков (как правило трудоёмкости). – тракторы в 15-сильном
исполнении, мыло 40% жирности и др.
Широкое распространение получил трудовой измеритель объём про-
изводства, выражаемый в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании
используются для вычисления производительности труда, определение
норм выработки и др.
В условиях товарно-денежных отношений важное значение сохраняет
с стоимостной (денежный) измеритель. С помощью стоимостных опреде-
ляют динамику развития предприятия, темпы и продукции, взаимоувязы-
вают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объём
реализации продукции, товарная и валовая продукция.
Информация о работе Анализ мотивации персонала на предприятии