Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность регионального рынка труда.
В соответствии с поставленной целью необходимо обозначить основные задачи, которые будут решены в работе:
- рассмотреть общую характеристику рынка труда;
- дать анализ рынка труда на региональном уровне (Вологодской области).
- проанализировать перспективы развития рынка труда Вологодской области.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность рынка труда…………………………………………………...5
1.1. Понятие рынка труда……………………………………...………….5
1.2. Типология и структура рынка труда………………………………….6
2. Анализ регионального рынка труда (на примере Вологодской области)……………………………………………………………………..…..11
2.1. Состояние рынка труда в Вологодской области……………...…….11
2.2. Перспективы развития рынка труда Вологодской области…………………………………………………………………..….…15
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………….…….26
2.1.
Состояние рынка
труда в Вологодской
области
Рынок
труда Вологодской области в
настоящее время
Наличие
таких благоприятных тенденций
позволило впервые за последние
годы переломить ситуацию: начиная
с июня 2009 года число свободных
рабочих мест стало превышать
количество официально зарегистрированных
безработных. Однако если проанализировать
ситуацию по уровню безработицы в различных
районах Вологодской области, то картина
получается довольно пестрая. Все ее административно-
Нередко единственным эффективно действующим посредником между соискателями и работодателями остается государственная служба занятости населения. Эффективно работать местной службе занятости удается благодаря активному сотрудничеству с органами исполнительной власти и работодателями. В апреле 2009 года в рамках областного Праздника труда состоялась крупная Ярмарка вакансий, в которой приняли участие 65 ведущих предприятий области, 29 профессиональных учебных заведений и 10 организаций, ведущих подготовку специалистов на курсах. Ярмарку посетили 6,7 тысячи человек, что для Вологды с ее 300-тысячным населением неплохо.
Вместе с тем остается констатировать: пока в Вологодской области выбор из вакансий есть только у тех, кто живет в городах. Остальным приходится конкурировать за немногочисленные рабочие места и чаще всего соглашаться на условия тех работодателей, у которых есть хоть какие-то предложения.
На
12 марта 2009 года на рынке труда Вологодской
области специалисты
Рынок
труда Вологодской
области за январь-февраль 2010
года
В течение января-февраля 2010 года в органах службы занятости населения состояли на учете в поиске подходящей работы 17219 человек, из которых 5338 человек были поставлены на учет в январе-феврале текущего года.
Имели статус безработного – 14298 человек, из них были признаны безработными в январе-феврале 2010 года – 3646 человек.
По состоянию на 01.03.10 г. уровень безработицы составил 1,5%, численность безработных - 10197 человек, из которых:
- 2998 чел., или 29,4% - уволившиеся по собственному желанию;
-
1985 чел., или 19,5% - уволенные в связи
с ликвидацией организации,
- 243 чел., или 2,4 % - уволенные за нарушение трудовой дисциплины;
- 292 чел., или 2,9% - выпускники учреждений профессионального образования;
- 42 чел., или 0,4% - лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;
- 23 чел., или 0,2% - граждане, уволенные с военной службы;
- 4614 чел., или 45,2% - граждане, уволенные по другим причинам.
В течение двух месяцев 2010 года трудоустроились на постоянную и временную работу 2122 человека, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, из них безработных граждан - 1679 человек.
В январе-феврале 2010 года приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения 708 человек.
Участвовали в общественных работах 208 человек. [4]
Были трудоустроены на временную работу в рамках проведения мероприятий активной политики занятости:
- 135 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период каникул и свободное от учебы время;
-
70 безработных, из числа граждан,
Получили услуги по содействию в организации самозанятости 5 безработных гражданин, которые зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей.
Получили услуги по профессиональной ориентации 4197 человек.
Участвовали в мероприятиях по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда 156 человек.
В данном периоде органами службы занятости организована и проведена 31 ярмарка вакансий и учебных рабочих мест, которую посетили 939 человек.
В январе-феврале 2010 года служба занятости располагала 13881 вакансией рабочих мест, из которых 6334 вакансии были заявлены в службу занятости в течение двух месяцев.
Коэффициент
напряженности, рассчитанный как отношение
количества незанятых граждан на
свободную вакансию, по состоянию
на 01.03.10 г. составил 1,4 человек на 1 вакансию.
2.2.
Перспективы развития
рынка труда Вологодской
области
Основные
направления совершенствования
механизма регулирования
- сокращение роли государства в регулировании занятости населения;
-
появление новых субъектов
-
наличие технологической
-
отрыв образовательных
-
наличие широкого слоя
- отсутствие координации ГСЗН и рекрутинговых компаний;
- дискриминация работников по возрасту и уровню образования;
-
отсутствие цельных методик
-
наличие неформальной
-
ограниченные возможности
С точки зрения стабилизации занятости наиболее важны действия и меры, позволяющие сбалансировать спрос на рабочую силу, формирующийся в рамках рынков труда различных уровней. Поскольку спрос на труд произведен (зависит от спроса на производимые в обществе товары и услуги), государство может принять меры, стимулирующие производство как таковое. Хотя на первый взгляд большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, тем не менее, сила их воздействия на рынок труда очень велика.
Совокупный спрос на труд, формирующийся в рамках национального рынка труда и любой его территориальной подсистемы (региональной, локальной), можно рассматривать как сумму спроса на труд, исходящего от организаций. Поэтому все меры управленческого воздействия по стимулированию спроса на труд должны быть направлены на внутренние рынки труда. В системе организационно-экономических мер стимулирования спроса на труд особое значение приобретают программы субсидирования занятости, квотирования рабочих мест, которые эффективно реализуются на основе содействия служб управления персоналом организаций и местных подразделений государственной службы занятости населения. Очевидно, что основой такого содействия и сотрудничества может стать только пересечение экономических интересов организации и тех органов государственной власти, в чьей компетенции находятся вопросы регулирования рынка труда.
Необходим централизованный банк достоверных данных о вакансиях по регионам; стране и странам-партнерам (например, СНГ, Евросоюза), который может быть получен на основе консолидации усилий государственных служб занятости и частных рекрутинговых предприятий.
Необходимо регулирование образовательных программ, соответствующих рыночным условиям тем требованиям, которые предъявляются к работникам. В одобрении программ учебных заведений, утверждаемых Министерством образования и науки РФ, должны участвовать представители предпринимательства, например, Союза предпринимателей. В процессе подготовки профессиональных кадров необходимо проведение серьезной профориентационной работы и реальной производственной практики в учебных заведениях среднего и высшего звеньев. Вузы и сузы должны быть сориентированы на непосредственные связи с экономическими структурами-работодателями.
Региональным структурам власти необходимо развивать систему местного профессионального обучения, в том числе, в профессионально-технических училищах и техникумах. Это позволит более эффективно решать проблемы занятости молодежи, особенно в области рабочих специальностей.
Одной из проблем региональной занятости остается миграция экономически активного населения. Политика региональных властей в области трудоустройства и размещения мигрирующих кадров будет способствовать притоку «посторонней» рабочей силы. В силах региона контролировать, стандартизацию рабочих мест на предприятиях и сокращать производственный травматизм, региональная политика занятости должна носить социально ориентированный характер, в том числе, для работничков старшего возраста. Демографические спады в регионах не позволят постоянно «омолаживать» рынок рабочей силы. Активное население старше 40 лет также должно участвовать в создании регионального валового продукта.
Мотивация трудоспособного населения в регионе связана с активными программами занятости, с ростом регионального уровня реальных доходов работников, с программами переподготовки безработного населения, нацеленными на включение их в стабильный производственный процесс. Именно в регионе возможно применить лизинг рабочей силы, так как территориальная привязка работника играет на рынке труда важную роль. «Челночные» поездки на заработки способствуют росту теневой занятости и социальной незащищенности работника.
Все структуры региональной власти могут принять участие в контроле над результатом трудовых споров на предприятиях. Внимание властей к проблемам работающих, несомненно создаст кредит доверия со стороны трудящихся, и будет способствовать росту социального капитала области.
Для
стимулирования занятости на предприятиях
конкретного региона можно
Субсидирование занятости включает в себя мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий предпринимателям, принимающим на работу определенные категории граждан либо не увольняющим их. Экономический смысл субсидирования занятости связан с предоставлением предпринимателю средств для доплат к заработной плате работникам, которые в связи с пониженным уровнем трудоспособности не могут обеспечить необходимый уровень эффективности труда. Фактически субсидирование заработной платы происходит за счет средств государства.