Антикризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа

Описание

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.

Содержание

1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии……………………4
2. Роль и деятельность арбитражного суда в деле о банкротстве предприятия……………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

Антикризис .docx

— 41.81 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Понятие кризиса в  социально-экономическом развитии……………………4

2. Роль и деятельность  арбитражного суда в деле о  банкротстве предприятия……………………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной литературе еще не установилось общепризнанного  представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать  при социалистическом. В прошлом  существовали даже такие теоретические  положения, что при социализме нет  кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.

Некоторые полагают, что  оно относится лишь к процессам  макроэкономического развития, а  в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более  или менее острые проблемы, вызванные  ошибками или непрофессионализмом  управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами.

Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия  в управлении организацией. Если с  этих позиций рассматривать внутрифирменное  управление, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости  предвидеть и учитывать возможность  кризиса. Насколько реальной при  этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны?

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление  в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход  от одной формы общественного  развития и управления государства  к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью  прежде всего в экономике, где  появляется хаос становления новых  организационных форм и таких  понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере  бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность  их ликвидации. Что такое банкротство? Каковы его признаки?

 

 

 

1. Понятие кризиса  в социально-экономическом развитии.

Понятие «кризис» теснейшим  образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите  из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и  вполне обычны ошибки.

Можно на проблему кризиса  взглянуть и в ином ракурсе. Социально-экономическая  система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование — это  поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность  в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической  системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях. Например, функционирование социально-экономической  системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств  труда и человека, осуществляющего  трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы  возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут  изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат  должен соответствовать интересам  и потребностям человека. Все это  условия функционирования.

Развитие характеризует  изменения в предмете, средствах  труда и в человеке. Критерием  этих изменений является появление  нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы  или создающего принципиально новые  условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При  этом, конечно, меняются и условия  функционирования социально-экономической  системы.

Связь функционирования и  развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих  процессах функционирования. Это  могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией  персонала, между технологиями и  условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая  культура и пр.).

Кризис — это крайнее  обострение противоречий в социально-экономической  системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут  быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а  также природные, характеризующие  явления климата, землетрясения  и др.

Причины кризиса могут  быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или  даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной  и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким  образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое  значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или  ее разрушение, оздоровление или возникновение  нового кризиса. Выход из кризиса  не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние  нового кризиса, может быть даже еще  более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут  вести к резким изменениям или  мягкому продолжительному и последовательному  выходу. И послекризисные изменения  в развитии организации бывают долгосрочными  и краткосрочными, качественными  и количественными, обратимыми и  необратимыми.

Разные последствия кризиса  определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности  управления в этом отношении зависят  от цели, профессионализма, искусства  управления, характера мотивации, понимания  причин и последствий, ответственности.

Во многих случаях спасает  энтузиазм. Но энтузиазм не может  давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что и энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и  т.д. Если энтузиазм используется для  прикрытия грубых ошибок или корыстных  целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

Кризисы бывают самыми разными  по содержанию и форме. PR-деятели  имеют дело преимущественно с  социальными последствиями природных  кризисов и с кризисами социального  происхождения. Последствия кризиса  также могут быть достаточно разнообразными (например, в коммерческой структуре), от необходимости уплаты штрафных санкций  до смены руководства компании или  ее собственника, массовых увольнений работающих, отзыва продукции с рынка, остановки производства, ликвидации (закрытия) предприятия или поглощения предприятия фирмой-конкурентом  и т.д.

Социальные кризисы в  основном поддаются определенному  предвидению и позволяют управлять  их протеканием, т.к. они, в основном, вызываются действием человеческого  фактора.

Приведенная типология кризисов предусматривает применение определенных методов управления ими. В зависимости от причин возникновения кризисных ситуаций, факторов, воздействующих на их развертывание, каждая организация в состоянии предусмотреть наиболее вероятные типы кризисов общественного происхождения, в которых она может оказаться. Это значит, что их можно предупредить заранее.

Типология кризисов исходя из длительности их развития (С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум):

- Неожиданные кризисы.  Они происходят внезапно (чем  и опасны), так что не бывает  времени для подготовки к ним  и для планирования их преодоления  (пример - авиакатастрофы, порча продуктов,  смерть ведущего руководителя, землетрясения,  паника). Такие кризисы требуют  наличия заблаговременно согласованнного  между руководителями плана примерного  действий.

- Назревающие кризисы.  Они дают время для изучения  и планирования, но могут разразиться  неожиданно (пример - недовольство работников, неблагоприятный моральный климат  в коллективе, злоупотребления и  обиды во время работы, чрезмерные  надежды на государственные заказы). Задача PR-мена - убедить руководство  предпринять корректирующие шаги  по предупреждению кризиса.

- Непрерывные кризисы.  Они долго длятся вопреки усилиям  руководства остановить их (пример - сплетни или спекуляции, сообщаемые  СМИ или передающиеся из уст  в уста).

Эта типологизация кризисов предоставляет дополнительные возможности  подготовиться к различным сценариям  их развертывания и более целенаправленно  действовать, чтобы нейтрализовать опасные для организации последствия. Ведь в условиях кризиса фактор времени  является ключевым. Классификация по этому признаку дает возможность  разработки плана последовательных действий с учетом различной длительности кризисов.

Первый тип - ожидаемый  и возможный кризис. Так, производство автомобилей предусматривает возможность  отзыва продукции в любой момент по техническим причинам. Транспортные перевозки имеют свои специфические  и известные формы вероятной  опасности и т.д. То есть, авария может  произойти, но неизвестно, произойдет ли она, и если да, то когда.

Второй тип - это неожиданные  кризисы, катастрофы и аварии, которые  никто не способен предусмотреть. Такие  кризисы - явление редкое, но работая в потенциально опасной области, необходимо иметь план мероприятий и на такой случай.

Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться  и как ее параметры, что “подсказывают” или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, даже когда его самого нет. Поэтому очень важно знать  признаки наступления кризисных  ситуаций и оценивать возможности  их решения. Вообще социально-экономическая  система является саморегулированной системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы  восстановления необходимого и относительного равновесия. Ведь управление и существует потому, что есть. с одной стороны  частью этих механизмов, а с другой, для того, чтобы, опираясь на эти  механизмы, обеспечивать менее болезненный  и более последователен с точки  зрения интересов человека развитие социально-экономической системы. Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения  и развития социально-экономической  системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определенных фаз этого состояния и этапа  объективного развития.

Преодоление кризисов –  управляемый процесс. Об этом свидетельствуют  много кризисов, которые происходили  в истории развития человечества, производства и экономики. Успех  управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов  его наступления. Признаки кризиса  дифференцируются, прежде всего, по их типологической принадлежности. Такими признаками могут быть: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия и фаза проявления кризиса.

Информация о работе Антикризис