Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью исследования является изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса.
АНО ВПО «Омский экономический институт»
кафедра экономических наук
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Экономика организации предприятия
Тема: Банкротство предприятия
Выплнил студент Хасхазян А.Г.
Проверил преподаватель:
Омск 2011
Содержание
Введение
Институт банкротства является неотъемлемой частью, рыночного хозяйства, и представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе применения процедур несостоятельности на предприятиях АПК, методы, практика применения процедур банкротства и пути повышения их эффективности для стабилизации финансового состояния предприятий в условиях рыночной экономики.
Объектом исследования являются неплатежеспособные предприятия агропромышленного комплекса Республики Марий Эл, в отношении которых внедрены процедуры управления несостоятельными предприятиями на базе института банкротства.
Целью исследования является изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса.
Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности;
- раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике;
- проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса;
- оценка текущего экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл;
- выявление основных причин финансового кризиса в агропромышленном секторе;
- обобщение основных направлений государственного регулирования несостоятельности (банкротства) на предприятиях агропромышленного комплекса;
- изыскание путей своевременного предотвращения банкротства предприятий и методов их финансового оздоровления;
- разработка рекомендаций по совершенствованию механизма банкротства применительно к предприятиям аграрного сектора экономики;
- выявление проблем развития процедур банкротства в Республике Марий Эл и разработка путей их решения.
В конечном итоге основной целью банкротства, как экономико-правового института, является повышение эффективности использования производственных ресурсов, что является приоритетной целью экономической политики государства. Очевидно, что сильные и жизнеспособные отечественные предприятия являются ключевой предпосылкой развития российской экономики.
1. Теоретико-методологические
основы несостоятельности
В настоящее время термин «несостоятельность» и «банкротство», по сути, используются как синонимы, однако до сих пор существуют различия в толковании данных понятий.
В России Закон «О несостоятельности (банкротстве)» определяет несостоятельность (банкротство) как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по должным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, в действующем российском законодательстве понятие «несостоятельности» и «банкротство» не различаются. Но в литературе дореволюционного времени можно было найти высказывания, что банкротством следует считать несостоятельность, связанную с таким виновным поведением должника, которое причиняет или имеет целью причинение вреда кредиторам.
Банкротство - это процедура ликвидации и продажа имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью и нецелесообразностью продолжения его деятельности. Из выше сказанного можно сделать вывод, что банкротство является частным случаем неплатежеспособности (несостоятельности), следовательно, понятия «несостоятельность» и «банкротство» - два различных понятия и использование их как синонимы не корректно.
Помимо вводимых федеральным законодательством основных понятий, связанных непосредственно с банкротством, законодательством определяется и основные критерии и признаки банкротства, под которым понимаются факторы, в зависимости, от наличия которых решается вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве, т. е. о предоставлении должнику возможности получить правовую защиту в виде применения мер, предусмотренных законодательством о несостоятельности.
За историю банкротства было выработано два принципа банкротства:
Помимо критерия несостоятельности законодательства о банкротстве предполагает наличие определенных признаков, присутствие которых необходимо для принятия судом заявления о банкротстве.
По мнению ведущих западных специалистов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия, когда не хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам. Целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях, и гораздо шире практиковать внесудебные процедуры банкротства.
Однако существующий в России механизм банкротства по прежнему отдает предпочтение именно судебному решению судьбы несостоятельного предприятия. В РФ только арбитражный суд правомочен, принимать решения о проведении реорганизационных мероприятий или об их отмене. Никакие решения других органов (собрание акционеров, например) поэтому вопросу не имеют юридической силы.
Регулирование несостоятельных предприятий
в рамках судебных процедур представляет
собой сложный процесс
Специалисты по банкротству выделяют широкий спектр мер, направленных на восстановление платежеспособности (сокращение расходов, закрытие не рентабельных производств, увеличение финансовых ресурсов должника). Однако, в ходе внешнего управления, эффективность применения данной процедуры остается весьма низкой. Судебно-арбитражная практика показывает, что процедура внешнего управления в подавляющем большинстве случаев завершается конкурсным производством. При этом результативность данной процедуры постоянно снижается: в 2000 г. На стадии внешнего управления из кризиса вышло 1,6% должников, к 2005 г. доля таких дел увеличилась до 2,1%. Однако, при этом общее количество дел, по которым вводилось внешнее управление, сократилось с 16% до 4%. Учитывая, что основной целью внешнего управления является реанимация бизнеса должника, небольшая доля применения указанной процедуры и ее низкая результативность не позволяет рассматривать институт банкротства, сложившийся в России, как стабильный и эффективный механизм, направленный на оздоровление управления и финансов компании.
Несмотря на то, что
законодательство РФ о банкротстве
характеризуется наличием развитой
системы реабилитационных процедур,
их низкая эффективность с точки
зрения санации бизнеса должника
свидетельствует о