Безработица и борьба с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:54, доклад

Описание

Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда.

Работа состоит из  1 файл

безработица.docx

— 19.55 Кб (Скачать документ)

     Безработица — социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) — International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации.

     Виды  безработицы:

     Текучая или фрикционная безработица - это  когда люди потеряли работу, но вскоре найдут новую. Происходит поиск новой, лучшей работы. Этот вид безработицы не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицы. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест, создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации.

     Структурная безработица - это безработица, которая  возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям  и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы  трудовых ресурсов. Структурная безработица  является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалифицирование людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования очень высоки. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной.

     Различие  между фрикционной и структурной  безработицей:

     · у «фрикционных» безработных  есть навыки, которые они могут  продать, а «структурные» безработные  могут сразу получить работу без  переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;

     · фрикционная безработица носит  более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более тяжелой;

     · фрикционная безработица считается  неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие работники, добровольно  оказавшиеся «между работами», переходят  с низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это  означает более высокие доходы и  рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший  реальный объем национального продукта;

     · структурная безработица - это результат  потребительских и психологических  изменений в производстве товаров  и услуг.

     Циклическая безработица - вызывается спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос  на товары и услуги уменьшается, а  занятость сокращается, а безработица  растет. По этой причине циклическую  безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и  подъему число безработных обычно становится меньше.

     Скрытая безработица - или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий  день и т.д. Этому виду безработицы  подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход  ниже уровня средней заработной платы. Они готовы в любое время покинуть свое предприятие. Скрытая безработица типична для типична для сельских районов: полуразорившиеся крестьяне формально считаются самостоятельными хозяевами, а в действительности они безработные - они лишни в этом виде производства.

     ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА В  РК

     Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» . Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения. В данном случае можно рассмотреть лишь некоторые статьи, касающиеся безработицы.

Статья 2. Занятое население

К занятому населению относятся лица:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

4) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

5) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.

Государством  оказывается следующая социальная защита от безработицы:

1) содействие в трудоустройстве;

2) профессиональная  подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация  общественных работ для безработных; 

3) оплата  труда безработных, занятых на  общественных работах; 

4) оказание  государственной адресной социальной  помощи безработным из числа  малообеспеченных граждан в соответствии  с законодательными актами.

Статья 4. Основные принципы и направления  государственной  политики в области  занятости населения 

1. Государство  обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной  и свободно избранной занятости  граждан. 

2. Государственная  политика в сфере занятости  направлена на:

1) обеспечение  равных возможностей гражданам  Республики Казахстан, иностранцам  и лицам без гражданства, постоянно  проживающим в Республике Казахстан,  на свободный выбор рода деятельности  и профессии, справедливых и  благоприятных условий труда,  социальной защиты от безработицы; 

2) обеспечение  продуктивной занятости, сокращение  безработицы, создание рабочих  мест;

3) ориентацию  системы образования на подготовку  кадров в соответствии с потребностью  рынка труда и перспективами  его развития с учетом инвестиционной  политики;

4) поддержку  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в соответствии с законодательством,  содействие развитию их способностей  к производительному, творческому  труду; 

5) стимулирование  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места, в том числе для целевых  групп; 

6) организацию  трудового посредничества через  уполномоченный орган и частное  агентство занятости; 

7) лицензирование  деятельности, связанной с вывозом  рабочей силы из Республики  Казахстан за границу; 

8) защиту  внутреннего рынка труда путем  квотирования привлечения иностранной  рабочей силы;

9) сочетание  республиканских мероприятий по  обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными  органами;

10) координацию  деятельности в сфере занятости  населения с другими направлениями  экономической и социальной политики;

11) формирование  единой информационной базы рынка  труда; 

12) координацию  и регулирование деятельности  государственных органов по разработке  и реализации мер, обеспечивающих  занятость населения, и осуществление  контроля за их выполнением;

13) организацию  международного сотрудничества  в решении проблем занятости  населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью  граждан Республики Казахстан  за границей и иностранцев  на территории Республики Казахстан; 

14) обеспечение  участия представителей работодателей,  работников и общественных организаций  в разработке и реализации  государственной политики занятости; 

15) проведение  финансовой, налоговой и инвестиционной  политики, согласованной с политикой  занятости, поддерживающей стимулирование  создания дополнительных рабочих  мест.

Министерство  труда и социальной защиты населения  Казахстана разрабатывает новую  отраслевую программу регулирования  рынка труда и обеспечения  трудовыми ресурсами на 2011-2014 годы.

     Разработана Государственная программа занятости населения.

     Цель  этой программы является обеспечение  продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей  силы, повышение качества рабочей  силы. Задачи Программы:

- осуществление  мер, стимулирующих рост уровня  занятости населения;

- содействие  занятости целевых групп населения,  нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для  инвалидов;

- информационная поддержка политики занятости населения в регионе.

     Основные  направления и механизм реализации Программы:

1) Меры, стимулирующие  рост уровня занятости  населения 

Рост  занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики  путем:

- реализации  государственных и отраслевых  программ, привлечения внутренних  и внешних инвестиций, выделения  кредитных ресурсов под проекты,  предусматривающие создание новых  рабочих мест;

2) Меры по сбалансированности  спроса и предложения  рабочей силы

Для сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы необходимо совершенствование  мониторинга спроса и предложения  на рабочую силу на рынке труда.

В этих целях предполагается:

- прогнозировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов;

- осуществлять  мониторинг спроса на рабочую  силу с целью определения потребности  работодателей в рабочей силе; 

- повышать  конкурентоспособность на рынке  труда лиц, ищущих работу за  счет профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки  безработных;

- развивать  профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой  деятельности по профессиям и  специальностям, востребованным на  рынке труда.

3) Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства  будет осуществляться за счет:

- создания  благоприятных условий, увеличения  возможности кредитования субъектов  малого бизнеса;

- развития  частной сферы услуг и гибких  форм занятости, национальных  промыслов;

- поддержки  трудовой и предпринимательской  инициативы лиц, желающих открыть  свое дело, направления безработных  на обучение с целью дальнейшей  ориентации их на самостоятельное  создание рабочего места.

4) Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных

Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с  учетом потребностей на рынке труда  будет проводиться путем повышения  конкурентоспособности безработных  на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

Информация о работе Безработица и борьба с ней