Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:15, курсовая работа
В Цель данной работы провести статистический анализ безработицы в России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определить теоретические основы безработицы;
- дать характеристику динамики безработицы в России;
- определить перспективы безработицы в России.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы статистического изучения безработицы в России…5
1.1 Понятие и виды безработицы……………………………………………….5
1.2 Причины безработицы и ее последствия…………………………………..14
2. Статистический анализ уровня безработицы в России…………………..16
2.1 Общая характеристика уровня безработицы в России………………….16
2.2 Анализ уровня безработицы на основе изучения рядов динамики……23
2.3 Показатели уровня безработных…………………………………………27
3. Тенденции уровня безработицы в России…………………………………29
3.1 Государственная служба занятости, как метод борьбы с безработицей…29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………..37
Наличие опыта работы. В численности безработных 22,1% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В апреле 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (по 17% - за счет молодежи до 20 лет и 25-29 лет, 51% - от 20 до 24 лет).
В апреле 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 28,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,6%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
Рис.5
[14].
2.2 Анализ уровня
безработицы на основе
Прежде всего, на основе статистических данных построим ряд динамики.
Таблица 1. Численность безработных
Численность безработных[14] |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Млн. чел. |
5,2 |
5,0 |
4,2 |
5,3 |
6,1 |
Определим основные показатели рядов динамики и оформим их в таблицу 2.
Темп роста определяется отношением базисного уровня к отчетному, умноженного на 100%
Цепной метод заключается в том, что за базис берется предыдущий показатель к отчетному, а базисный метод заключается в том, что за базисный во всех случаях берется первый базисный показатель, т.е. в нашем случае это 2005 год.
Абсолютный прирост - Обобщенная характеристика временного ряда. Показывает, насколько быстро изменяется конечный уровень ряда относительно первоначального.
Если разделить абсолютный прирост (цепной) на темп прироста (цепной) за соответствующий период, получим показатель, называемый - абсолютное значение одного процента прироста:
[12]
Темпы роста.
Базисный метод.
2006г.
5,0/5,2*100%=96,15%
2007г.
4,2/5,2*100%=80,76%
2008г.
5,3/5,2*100%=101,9%
2009г.
6,1/5,2*100%=117,3%
Абсолютный прирост.
Базисный метод.
2006г.
5,0-5,2=-0,2 млн.чел. 5,0-5,2=-0,2 млн.чел.
2007г.
4,2-5,2=-1 млн.чел. 4,2-5,0=-0,8 млн.чел.
2008г.
5,3-5,2=0,1 млн.чел. 5,3-4,2=1,1 млн.чел.
2009г.
6,2-5,2=1 млн.чел. 6,2-5,3=0,9 млн.чел.
Темпы прироста.
Базисный метод.
2006г.
96,15-100=-3,85%
2007г.
80,76-100=-19,24%
2008г.
101,9-100=1,9%
2009г.
117,3-100=17,3% 116,9-100=16,9%
Абсолютный прирост 1%.
2006г.
-0,2/-3,85=0,05194 млн.чел.
2007г.
-0,8/-16=0,05 млн.чел.
2008г.
1,1/26,1=0,0421 млн.чел.
2009г.
0,9/16,9=0,05325 млн.чел.
Таблица 2. Основные показатели рядов динамики.
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. | ||||
Численность безработных млн.чел. |
5,2 |
5,0 |
4,2 |
5,3 |
6,2 | ||||
Темпы роста % | |||||||||
Базисный |
96,15 |
80,76 |
101,9 |
117,3 | |||||
Цепной |
96,15 |
84 |
126,1 |
116,9 | |||||
Абсолютный прирост млн.чел | |||||||||
Базисный |
-0,2 |
-1 |
0,1 |
1 | |||||
Цепной |
-0,2 |
-0,8 |
1,1 |
0,9 | |||||
Темпы прироста % | |||||||||
Базисный |
-3,85 |
-19,24 |
1,9 |
17,3 | |||||
Цепной |
-3,85 |
-16 |
26,1 |
16,9 | |||||
Абсолютное значение одного % прироста млн.чел | |||||||||
Базисный |
0,05194 |
0,05 |
0,0421 |
0,05325 |
Темп роста при цепном и базисном методе несколько отличается. Но по всем показателям видно, что безработица до 2008 года снижается, а с 2008 (с началом мирового финансового кризиса) растет. Наибольшее снижение наблюдается в 2007 г., но к 2008 г. все основные показатели рядов динамики значительно увеличились, и их рост не останавливается и в 2009г.
При определении среднего темпа роста по абсолютным уровням ряда используется формула
Где yn –конечный уровень ряда, y0- базисный уровень ряда, m – число субпериодов в изучаемом ряду динамики.
=1,005
Среднегодовой абсолютный прирост можно определить по абсолютным уровням ряда динамики
Таким образом, в среднем количество безработных увеличивается на 0,25 млн.чел., что в среднем составляет 0,5% (1,005*100-100).[12]
Таблица 3. Выявим тенденцию изменения уровня безработицы.
Период |
Уровень безработицы, млн.чел. |
Скользящие средние |
2005 |
5,2 |
|
2006 |
5,0 |
(5,2+5,0+4,2)/3=4,8 |
2007 |
4,2 |
(5,0+4,2+5,3)/3=4,83 |
2008 |
5,3 |
(4,2+5,3+6,2)/3=5,23 |
2009 |
6,2 |
Наблюдается тенденция повышения уровня безработных.
2.3 Показатели уровня безработных
Определим основные коэффициенты, которые характеризуют уровень безработицы в стране.[14]
Таблица 4. Исходные данные для определения уровня безработицы.
Года |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Количество безработных, млн.чел. |
5,2 |
5,0 |
4,2 |
5,3 |
6,2 |
Экономически активное население, млн.чел. |
73,8 |
74,2 |
75 |
75,9 |
75,5 |
Официально зарегистрированные безработные, млн.чел. |
1,83 |
1,74 |
1,55 |
1,5 |
2,1 |
Общий коэффициент безработицы.
2005 г. -7% (5,2/73,8*100)
2006 г. -6.7% (5,0/74,2*100)
2007 г. -5,6% (4,2/75*100)
2008 г. -6,9% (5,3/75,9*100)
2009 г. -8,2% (6,2/75,5*100)
Коэффициент официально зарегистрированной безработицы.
2005 г. -2,5% (1,83/73,8*100)
2006 г. -2,3% (1,74/74,2*100)
2007 г. -2% (1,55/75*100)
2008 г. -1,9% (1,5/75,9*100)
2009 г. -2,7% (2,1/75,5*100).
Таблица 5. Динамика уровня безработицы.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Темп роста (2009/2005*100) | |
Общий коэффициент безработицы |
7 |
6,7 |
5,6 |
6,9 |
8,2 |
117,1 |
Коэффициент официально зарегистрированной безработицы |
2,5 |
2,3 |
2 |
1,9 |
2,7 |
108 |
Таким образом, количество
безработных по отношению к экономически
активному населению
3. Тенденции уровня безработицы в России
3.1 Государственная служба занятости, как метод борьбы с безработицей
Государственная политика
занятости населения представля
Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.
В современных условиях отсутствие стратегии занятости равнозначно хаотичности работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии - первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости.
При разработке стратегии в программах занятости необходимо учитывать следующее:
1) стратегия означает действие;
2) в период подготовки
программы должны
3) необходимо адаптировать уже существующие программы, чтобы они соответствовали вновь избранной стратегии.
4) стратегия должна регулярно пересматриваться.[7]
Основные компоненты программ занятости:
• анализ проблем, сосредоточен на выявлении сильных и слабых сторон местной экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;
• аудит, направлен на оценку эффективности существующих мероприятий, роли местных организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального развития и взаимодействия всех участников этого процесса;
• анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники их привлечения;
• формулировка целей, четко определяются цели реализации избранной в программе стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и возможностями данной области;
• план действий, определяется последовательность действий, которые должны быть предприняты для осуществления стратегических целей;
• система мониторинга
и оценки, определяется эффективность
отдельных мероприятий и
В долгосрочной перспективе основная цель состоит в сведении безработицы к социально и экономически обусловленному естественному уровню.
Стабилизация ситуации
в сфере занятости требует
пересмотра подходов к регулированию
занятости в
Реализация подхода к занятости как к одному из важнейших государственных социально-экономических приоритетов требует:
• введения целевых показателей уровня занятости (безработицы) в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действий Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящее время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства и другими, которые рассматриваются сейчас как приоритетные;
• формирования общегосударственной
системы регулирования
• соответствующей перестройки законодательства, включая нормативные акты о труде и занятости.
Концепция политики занятости в переходной экономике требует соблюдения следующих принципов:
• приоритетности активных мер содействия занятости, прежде всего направленных на сохранение и создание новых рабочих мест, переподготовку кадров, профессиональную ориентацию с целью расширения возможностей трудоустройства;
• предпочтительного поддержания тех направлений спроса на рабочую силу, которые требуют наименьших затрат и дают быстрый результат в сфере занятости; сохранения отдельных элементов гарантированной занятости, в первую очередь на государственных предприятиях и в процессе банкротства предприятий;
• максимальной адаптации политики к потребностям конкретных региональных, отраслевых и социально-демографических групп населения и работников при особом внимании к женщинам, молодежи, пенсионерам и другим социальным группам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда;
• приоритетности мер по поддержанию профессионально - квалификационного потенциала общества, в том числе путем сохранения квалифицированного ядра трудовых коллективов на предприятиях, в организациях, учреждениях;
• первоочередной ориентации мер поддержки занятости на "проблемные" (кризисные) регионы с повышенным уровнем безработицы;
• оказания эффективной
социальной поддержки безработным,
чтобы не допустить расширения бедности,
воспрепятствовать процессам
Политика занятости в регионах, осуществляемая на федеральном уровне, должна включать следующие направления: