Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:25, реферат
В ходе выполнения данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и роль пайщика как основы потребительской кооперации.
2. Сформулировать перечень прав и обязанностей члена-пайщика согласно действующему законодательству.
3. Изучить нравственные качества работников современной потребительской кооперации.
Введение 3
1. ПАЙЩИК – СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 5
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС ПАЙЩИКА 9
2.1 Экономические права и обязанности пайщиков 9
2.2 Льготы и услуги пайщикам 10
3. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 13
Заключение 17
Список использованных источников 18
- изготовление ксерокопий;
- выдача справок;
- изготовление бланков любого формата с увеличением и уменьшением по образцам заказчика;
- услуги по художественному
оформлению рекламы,
- комплекс ритуальных услуг (изготовление гробов, лент, рытье могил, предоставление автотранспорта);
- ремонт грузового автотранспорта;
- платная автостоянка на охраняемой территории;
- обучение пайщиков и их детей в школе-магазине специальности продавец;
- предоставление складских помещений для хранения товаров;
- прием свободных денежных средств под льготный процент;
- проведение инвентаризации по заявкам;
- услуги по дизайну
и сервировке юбилейных и
- изготовление и доставка на дом кондитерских, кулинарных изделий, мясных полуфабрикатов;
- предоставление товаров в кредит;
- продажа в кредит;
- ремонт мебели;
- услуги парикмахера;
- услуги пилорамы;
- услуги скотобойного цеха;
- соление и копчение рыбы из давальческого сырья;
- складирование скоропортящихся продуктов в стационарном холодильнике;
- сушка лекарственно-
3. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
РАБОТНИКОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
Потребительская кооперация по своей природе, по своей сути является социально-ориентированной системой. Ее самобытность, в первую очередь определяется ее двойственной природой: с одной стороны, она выполняет хозяйственные функции, с другой – социальную миссию.
Это многоотраслевая система, у которой было прошлое, есть настоящее, и будет будущее.
Созданная 175 лет назад кооперация и в настоящее время представляет собой модель единения людей в целях обслуживания, удовлетворения различных потребностей и социальных запросов населения. Являясь организацией именно народной, ближе любых других структур стоящей к повседневным нуждам и запросам людей, потребкооперация более осмысленнее и качественнее других социальных и государственных структур отзывается на требования и чаяния людей, и, в первую очередь в сельской местности. Жизненно важные направления своей востребованности потребкооперация определяет самостоятельно. Исходя из первоочередных интересов своих пайщиков, сельского населения, то есть из потребностей, продиктованных современной действительностью [4, c.11].
За свою историю отечественная кооперация перенесла много испытаний и потерь. Делалось немало попыток изменить ее принципы и ценности, огосударствить, превратить ее в некий филиал Министерства торговли на селе. В тридцатые годы у нее безвозмездно забрали и передали государственным структурам две трети собственности в городе, а ее отправили на голое место в деревню. В начале 90-хх годов после Указа о коммерциализации она потеряла более половины лучшей части своей собственности. Кооперативное имущество было приватизировано, началось изгнание и отток пайщиков из потребительских обществ. Все это делалось с определенной целью – нажиться на кооперативном имуществе, свести на нет роль и значение потребительских обществ и их союзов в жизни общества и всего народа.
При всех немалых потерях, которые понесла потребительская кооперация, при всех сложностях она показала, что сохранила «свое лицо», не растерялась в рыночной стихии, а, наоборот, – в разных условиях находить оптимальные варианты защиты интересов, объединяемых ее. Благодаря системной целостности принципов этой общественной организации, она способна выполнить возложенные на нее задачи.
В сохранении особенностей
кооперативной идеологии и
Кооперативные ценности – это общественные ценности, разделяемые членами кооперативов и применяемые в совместной социально-экономической деятельности, осуществляемой с целью удовлетворения своих материальных, социальных и культурных потребностей. Именно они регулируют внутренние членские и трудовые отношения, то есть нравственные отношения между членами и работниками кооператива. Они поддерживают моральный престиж кооперативов и их объединений в общество, то есть регулируют отношения кооперации с внешней средой. Они вызывают доверие общества к кооперации. Обеспечиваю ее благоприятные нравственные предпосылки для развития. Эти ценности утверждают основы гуманизма в личностных отношениях внутри кооператива и вносят гуманные начала между субъектами рыночных отношений, гражданами и системой потребкооперации [5, c.20].
В жизни всегда есть место для подвигов, независимо от того, где они совершаются – в мирное время, во время боевых действий, в тылу врага, в революционном движении. Вам многое знакомо, вы многое знаете, но я скажу только одно.
Деятельность потребительской кооперации в годы ВОВ – это особый период. Весь народ трудился под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Получило широкое распространение патриотическое движение по сбору теплых вещей для воинов Красной Армии. Сотни полушубков, валенок, шерстяных носков, курток, перчаток, ватных брюк, собранных и изготовленных пайщиками служили обмундированием солдатам и офицерам в суровых фронтовых условиях. Произведенную в своих личных хозяйствах продукцию они добровольно сдавали в фонд Красной Армии и обороны, личные накопления денежных средств, драгоценности шли туда же.
Сама система активно решала задачи не только одеть, обуть население, но и снабдить армию обмундированием и вооружением, она осуществляла мероприятия по перестройке своей хозяйственной деятельности, она вложила в государственные займы часть своих денежных средств, передала для нужд обороны почти все свои автомобили. Она снабжала и укрепляла тыл Красной Армии.
Потребительская кооперация становится качественно иной, ее новое лицо нравится людям. Она активно развивает социальную направленность. Каждый девятый гражданин Беларуси - пайщик, это 80% сельского населения и 15-20% горожан. Торговые предприятия потребительской кооперации обслуживают треть населения страны. Она расширила сферу своей деятельности, взяв на себя функции рухнувших организаций бытового обслуживания, культуры, связи. В кооперативном магазине теперь можно сдать в ремонт бытовую технику, одежду, часы, поговорить по междугороднему телефону. Только магазины потребительской кооперации отпускают малоимущим товары в долг. Именно они по бездорожью и в зной практически во все населенные пункты доставляют товары. Так может поступать только потребкооперация. Она содержит убыточные магазины в отдельных населенных пунктах. Около каждого магазина оборудована игровая детская площадка, сделана скамейка для бабушек, разбиты цветники [5, c.19].
Потребкооперация работает на благо людей, борется с бедностью, с нищетой, не зря говорят: «Кооперация – дитя нужды». Если посмотреть что потребкооперация самая бедная организация, она не может быть богатой, потому что все заработанное тратится тут же на улучшение жизни пайщиков, на внедрение новых услуг, на создание новых рабочих мест, на закупки.
Среди правил, регулирующих социально-экономическую деятельность потребкооперации, есть особые, которые основаны на понятии чести. Эти правила показывают, как должны вести себя члены и работники кооперации, чтобы не запятнать честь ее и хорошую репутацию.
Честность и порядочность – главная нравственная основа кооперативного предпринимательства, предусматривающая доверие и гласность во взаимоотношениях между лицами, управляющими кооперативом и его членами.
Так как потребкооперация – народная, крестьянская организация, то хозяин в не государство, не капитал, а пайщики. Ими она создана, им и должна служить. Надо лучше слышать голос пайщика и реагировать на него.
К сожалению не все руководители кооперативных организаций на местах полностью понимают суть социальной миссии. С одной стороны, сетования на нехватку денег, а с другой бесхозяйственность, воровство, штрафные санкции, те больше ничем не оправданные потери.
Звучат призывы отдельных руководителей отказаться от пайщиков в пользу так называемых трудовых коллективов – это уже прямой путь к ликвидации потребительской кооперации, такие призывы идут от руководителей, которые, сняв сливки доверия пайщиков во время выборов, теперь стремятся от них избавиться и завладеть кооперативной собственностью. А что достанется последующим поколениям, их видимо, не волнует.
Пайщики не только составляют основу потребкооперации, но и постоянно обогащают ее как покупатели, как сдатчики продукции, как кредиторы, предоставляя заемные средства. Потребительской кооперации нужны профессионалы, умеющие широко по-современному мыслить, быть лидерами, ей нужны люди, которые были бы не бездумными и бездушными мыслителями, а творцами, носителями высоких нравственных ценностей.
Заключение
По итогам выполнения работы можно сделать вывод о том, что пайщик является основой потребительской кооперации, ее основным рабочим и сплачивающим звеном. К сожалению, в настоящее время далеко не все руководители потребительских кооперативов это понимают.
В качестве мер, способствующих развитию потребкооперации и повышению значимости статуса пайщика, можно порекомендовать:
- ввести единый фиксированный для кооператива паевой взнос с тем, чтобы он был доступным всем слоям населения, но достаточно значимым;
- перейти от принципов производственных кооперативов к всемерной поддержки потребительских обществ;
- предоставить возможность как можно более широкому кругу пайщиков участвовать в управлении делами потребительского общества;
- активизировать реальный контроль со стороны пайщиков за хозяйственно-финансовой деятельностью;
- усилить внимание к пайщикам, особенно в крупных кооперативах, способствовать их вовлечению в круг интересов потребительского общества;
- обеспечить реальные кооперативные выплаты;
- увеличить объемы и повысить результативность хозяйственной деятельности, что позволит увеличить размер кооперативных выплат;
- систематически работать с пайщиками на кооперативных участках через опорные пункты, магазины, уполномоченных.
Будущее белорусской потребительской кооперации зависит от того, каким будет наш духовный облик, какие духовно-нравственные ценности мы усвоили.
В потребкооперации идет реформа – правовая, хозяйственная и структурная. Но всем нужна еще реформа мышления. Без нее нельзя даже думать о продвижении вперед.
Список использованных источников
Информация о работе Член-пайщик - социальная основа кооперации