Деловая разведка и промышленный шпионаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:43, контрольная работа

Описание

Деловая (конкурентная) разведка — сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции.1
Деловая разведка решает следующие задачи:

Содержание

1. Деловая разведка и промышленный шпионаж. 3
2. Глобализация и безопасность предприятия в сфере коммерции. 7
3. Проведение мероприятий деловой разведки в отношении банка, с которым Вы планируете заключить договор. 13
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

План работы.docx

— 41.72 Кб (Скачать документ)

План работы:

1. Деловая разведка и промышленный шпионаж. 3

2. Глобализация и безопасность предприятия в сфере коммерции. 7

3. Проведение мероприятий деловой разведки в отношении  банка, с которым Вы планируете заключить договор. 13

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деловая разведка и промышленный шпионаж.

Деловая (конкурентная) разведка — сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции.1

Деловая разведка решает следующие задачи:

    • Информационное обеспечение процесса выработки управленческих решений как на стратегическом, так и на тактическом уровне.
    • «Система раннего предупреждения», то есть насколько возможно раннее привлечение внимание лиц, принимающих решения, к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу.
    • Выявление благоприятных для бизнеса возможностей.
    • Выявление (совместно со службой безопасности) попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации компании.
    • Управление рисками с целью обеспечить эффективное реагирование компании на быстрые изменения окружающей среды.

Приведенные выше задачи конкурентной разведки являются ключевыми для  компании, они служат достижению фундаментальной  цели существования подразделения  конкурентной разведки — обеспечить в компании чувство защищенности вследствие осознания того факта, что  судьба предприятия находится в  его собственных руках и что  фирма не станет внезапно жертвой  обстоятельств, либо чьих-то враждебных действий.

Включение в организационную  структуру не может быть оправдано  только абстрактными целями разведки. Служба конкурентной разведки должна доказывать свою значимость, внося вклад в финансовый результат деятельности компании.

Деятельность разведки может  выражаться и конкретными, в том  числе финансовыми, показателями. Приведем несколько примеров, когда конкурентная разведка может сыграть ключевую роль в жизни предприятия:

    • Опережение конкурентов в тендерах.
    • Оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей при инвестициях.
    • Опережение шагов в конкурентов в рамках маркетинговых кампаний с помощью продуманных упреждающих действий, выработанных на основе данных, предоставленных конкурентной разведкой.
    • Получение выгод от слияний и поглощений. Как правило, возможности слияний и поглощений выявляются конкурентной разведкой и, если бы не её работа, они могли бы остаться незамеченными. Это особенно важно в высокотехнологичных отраслях.
    • Раннее предупреждение о появлении нового конкурента, новой технологии, нового канала сбыта.
    • Выявление "как выглядит компания со стороны" (например с точки зрения клиентов, конкурентов, госорганов).
    • Выявление каналов утечки информации (как это ни странно).
    • Влияние на информационное поле вокруг компании.

Это лишь несколько наиболее очевидных примеров. При постоянной системной работе службы конкурентной разведки предприятие может получить ощутимые преимущества в гораздо  большем числе областей.

Промышленный шпионаж  — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение  информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.2

Основное предназначение промышленного шпионажа — экономия средств и времени, которые требуется  затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает новую перспективную  технологию, а также чтобы выйти  на новые для предприятия рынки.

Это справедливо и в  отношении межгосударственной конкуренции, где к вопросам экономической  конкурентоспособности добавляются  и вопросы национальной безопасности.

Основное отличие промышленного шпионажа от деловой разведки в том, что промышленный шпионаж нарушает нормы законодательства, прежде всего, уголовного, тогда как деловая разведка этого делать не может.

Промышленный шпионаж  остаётся и будет оставаться мощным инструментом государственных разведок, предназначение которых — прямое нарушение законов иностранных государств в интересах и по поручению своей страны.

На уровне предприятий  в последнее время всё чаще делается выбор в пользу деловой разведки, т. к. предприятие не имеет полномочий государственных разведок, поэтому в случае провала операции промышленного шпионажа рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, а также понести репутационные риски.

По мнению ряда исследователей, во многих случаях предприятия малого и среднего бизнеса к промышленному  шпионажу прибегают потому, что не обучены методам деловой разведки, а зачастую и вообще не знают об их существовании. В ситуации, когда необходимость выживания или повышения конкурентоспособности существует объективно, а о наличии законных методов достижения результата предприятие не информировано, часть компаний встает на путь промышленного шпионажа. В связи с этим, общества профессионалов деловой разведки всего мира включают в свои задачи просветительские функции.

К методам промышленного  шпионажа относятся:

    • Подкуп лица, имеющего доступ к информации, относящейся к коммерческой, служебной, или иной охраняемой законом тайне.
    • Шантаж в отношении того же круга лиц.
    • Кража носителей с информацией, представляющей коммерческую, служебную, или иную охраняемую законом тайну.
    • Внедрение агента на предприятие или в страну конкурента с заданием получить доступ к информации или продукции, которые составляют предмет коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
    • Незаконный доступ к коммерчески значимой информации с помощью использования технических средств (прослушивание телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глобализация и безопасность предприятия в сфере коммерции.

 

Процесс глобализации вызван объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами. Позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени и быстро принимать решения, современные системы телекоммуникаций облегчают организацию всей хозяйственной деятельности [3].

Нынешний этап развития мировой  цивилизации оказался более сложным, чем представлялось буквально десяток  лет назад. Процессы глобализации усилили  взаимозависимость природы и общества, человека и общества, наложили свой «отпечаток» как на внешнюю, так и внутреннюю среду безопасности государств мира. Глобализация не ограничилась «глобальным» уровнем. Она охватила и местные уровни, затронула жизненно важные интересы, как отдельных граждан, так и целых социальных общностей и общества в целом.

Феномен глобализации выходит  за чисто экономические рамки, затронул и оказывает слияние заметное влияние на все сферы человеческого бытия – экономическую, политическую, культурную, религиозную, социальную, демографическую, экологическую и военную. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в развитии мировой экономики в XXI веке, давая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.

Так, например, экономическая  глобализация усиливает разрыв в  социально-экономическом развитии. Начавшееся и бурно развивающееся  в последние два десятилетия  явление глобализации имеет новое  качество. Произошло резкое ускорение  и обострение всех процессов и  проблем, носивших глобальный характер, возникли новые процессы, прежде всего  информационная революция, резко ускорившая научно-технический прогресс.

Глобализация включает в  себя не только рост корпоративных  образований, но и активизацию обмена информацией и знаниями, быстрый  и неравномерный рост доли информационной и интеллектуальной составляющей в мировом валовом продукте, быстрое увеличение роли человеческого капитала для социально-экономического развития каждой передовой страны. Информационные потоки, идущие через телевидение и Интернет, стали оказывать качественно более сильное воздействие на общество, чем даже десятилетие назад.

Эксперты Международного валютного фонда заявили, что это явление, названного ими глобализацией, набрало темп вследствие роста экономической взаимозависимости стран мира «в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных обменов товарами и услугами, международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий» [4], поэтому глобализация представляется ими как движение современного мира к всеобщей целостности, прежде всего, в сфере экономики.

Объективное содержание глобализации составляют разнородные по их происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, что позволяет и требует  рассматривать глобализацию как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в ее системности, но внутренне весьма противоречивую.

В литературе чаще всего  указывается на несколько зримых источников всех или части тех процессов, которые в совокупности и образуют явление глобализации в целом. К ним следует отнести следующие [5]:

Во-первых, стабильные, долговременные отрицательные экологические и  иные последствия хозяйствования человека на Планете, достигшие во второй половине XX в. масштабов, чреватых опасностями  не только осязаемо близкого исчерпания невозобновимых природных ресурсов, но и непрогнозируемой по ее последствиям мутации всей биосферы Земли, включая человека геоисторически сложившийся экологический баланс необратимо нарушен, смысл и содержание стихийно идущего ему на смену еще предстоит постигать);

Во-вторых, развитие различных  коммуникаций, инфраструктур и отношений  которое ведет к такой степени  социальной взаимосвязанности и  взаимозависимости мира, когда весьма многочисленные еще признаки социально-исторического несовершенства личности, конкретных обществ и современного человека, как рода в целом, перестают быть проблемами изолированных регионов и становятся общей проблемой всего человечества, угрожающей его безопасности, перспективам его восходящего развития и самому сохранению жизни на Планете;

В-третьих, появление первых субъектов мировых экономики  и политики (транснациональных корпораций, государств, межправительственных организаций), сочетание интересов, способностей и возможностей, которые требуют  от них и позволяют им действовать  глобально в одной или нескольких сферах жизнедеятельности на повседневной основе («субъектов глобальных отношений»).

Нормальное функционирование и развитие сферы предприятия в экономике любой страны требует наличия определенных условий, обеспечивающих эти процессы. Одним из важнейших условий выступает безопасность предприятия в сфере коммерции.

Понятие безопасности вообще вводится в Федеральном законе РФ N 390-ФЗ «О безопасности» от  28 декабря 2010 г. – это “состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” [1].

Под безопасностью предприятия  обычно понимается защита от угрозы нанесения  ему ущерба, т.е. безопасность предприятия - это состояние защищенности его  жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз (источников опасности). Подобная защищенность достигается  применением комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Безопасность предприятия - это вычисление и всесторонний анализ угроз деятельности предприятия; прогноз и создание систем и мер  защиты и минимизации коммерческих рисков.

Система безопасности предприятия  может включать в себя ряд подсистем [2]:

    • экономическая безопасность;
    • техногенная безопасность;
    • экологическая безопасность;
    • информационная безопасность;
    • психологическая безопасность;
    • физическая безопасность;
    • научно-техническая безопасность;
    • пожарная безопасность.

Информация о работе Деловая разведка и промышленный шпионаж