Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа
В современных условиях в денежном обороте используются не только наличные деньги, но и безналичные средства на банковских счетах, чеки, развивается хождение банковских пластиковых карточек и т.д. Экономисты в макроэкономическом анализе вместо термина «деньги» используют понятие «денежная масса». Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной форме, обслуживающих движение товара и капитала в экономике.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства .. 4
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики ……………….. 10
2.1. Установление и изменение норм резервирования ……………… 10
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке …………… 12
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………... 15
2.4. Разновидности денежно-кредитной политики ………………….. 19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………..
21
Заключение ……………………………………………………………….. 26
Литература ………
Министерство образования Республики Беларусь
Частное учреждение образования «БИП – институт правоведения»
Кафедра
экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: «Денежно-кредитная политика государства
и ее основные
инструменты»
Студентки 3 курса, гр. № 3
экономико-правового факультета
специальности:
обучающейся на
базе среднего специального образования
Руководитель:
Минск 2006
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. | 3 |
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства .. | 4 |
2. Инструменты
и виды денежно-кредитной |
10 |
2.1. Установление
и изменение норм |
10 |
2.2. Операции
с ценными бумагами на |
12 |
2.3. Регулирование
учетной ставки ………………………………….. |
15 |
2.4. Разновидности
денежно-кредитной политики ……… |
19 |
3. Денежно-кредитная
политика в Республике |
21 |
Заключение ……………………………………………………………….. | 26 |
Литература ………………………………………………………………... | 27 |
Введение
Деньги – важнейший элемент любой развитой экономической системы. В современном обществе они играют настолько важную роль, что без них трудно представить нашу жизнь. Деньги в истории человечества появились на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. Когда обмен стал массовым и регулярным, возникла необходимость в средстве обмена, каковым и стали деньги. Первоначально деньгами служили различные товары, позже человечество пришло к благородным металлам (золоту и серебру) как универсальному средству обмена. С течением времени товарная природа денег отошла на второй план и в настоящее время природа денег полностью является кредитной.
В современных условиях в денежном обороте используются не только наличные деньги, но и безналичные средства на банковских счетах, чеки, развивается хождение банковских пластиковых карточек и т.д. Экономисты в макроэкономическом анализе вместо термина «деньги» используют понятие «денежная масса». Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной форме, обслуживающих движение товара и капитала в экономике.
Сущность
денег раскрывается в их функциях.
Обычно выделяют три основных функции
денег: средство обмена; мера стоимости;
средство сбережения, накопления богатства.
В современной экономике роль денег не
исчерпывается выполнением ими названных
функций. Практически все экономисты согласны
с тем, что изменения денежной массы оказывают
огромное влияние на объем национального
производства, занятость ресурсов и уровень
цен. Оказывая влияние на параметры денежной
массы посредством проведения денежно-кредитной
политики, правительство оказывает влияние
на экономику в целом. О денежно-кредитной
политике и ее инструментах пойдет речь
в данной работе.
1. Теоретические
основы денежно-кредитной
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная
политика есть совокупность мероприятий,
регламентирующих функционирование национальной
денежно-кредитной системы с
а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д)
обеспечение устойчивого
Выделение
главной цели и перечня стратегических
задач связано с тем
Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Спрос на деньги – это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме. Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги – монетаристский (в своей основе классический) и кейнсианский. Классики определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:
M * V = P * Y (1),
где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – уровень цен (индекс цен);
Y – объем выпуска (в реальном выражении).
При этом предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она с течением времени может меняться, но при постоянстве V из уравнения обмена следует, что спрос на деньги определяется динамикой ВВП (P * Y):
Md = (P * Y) / V (2),
Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом согласно классической экономической теории, реальный ВВП изменяется медленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. Поэтому изменение предложения денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменение уровня цен и не окажет влияния на величины производства и занятости. Поэтому государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. В этом случае предложение денег будет соответствовать спросу, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.
В рамках количественной (кейнсианской) теории денег сформулировано два мотива спроса на деньги. Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа. Это называется спросом на деньги со стороны сделок или операционным спросом. Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от объема товарной массы, находящейся на рынке; от уровня цен; от совокупного (национального) дохода; от скорости обращения денег, но главным фактором здесь выступает уровень дохода.
Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами, для чего необходим некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу.
Дж. М. Кейнс выделил третий мотив хранения денег – спекулятивный. Держание кассы (наличности) домашними хозяйствами и фирмами для приобретения в удобный момент иных финансовых активов с целью сохранения или преумножения богатства получило название спроса на деньги со стороны активов или спекулятивного спроса. Если процентная ставка низка, нет большого смысла менять наличные деньги на другие финансовые активы – срочные депозиты, облигации и т.п. При низкой процентной ставке курс облигаций высокий и рыночные агенты будут воздерживаться от покупки ценных бумаг. Таким образом, спрос на деньги со стороны активов зависит от уровня процентной ставки и эта зависимость обратная: при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, при повышении – сокращается.
Таким образом, обобщая два подхода – классический и кейнсианский, можно выделить два фактора спроса на деньги: уровень дохода Y и процентную ставку i.
Предложение денег в экономике Ms осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность C и депозиты D:
Ms = C + D (3),
Наличность (банкноты и монеты) создает центральный (национальный) банк страны. Наличность, покинувшая центральный банк, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:
а) часть оседает в кассе фирм и домашних хозяйств;
б) часть поступает в коммерческие банки в виде депозитов.
Следовательно, если центральный банк создает наличность, то депозиты создают коммерческие банки. Деньги, поступающие в коммерческие банки, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. При возврате кредитов объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. В отличие от центрального банка, возможности которого по увеличению денег теоретически бесконечны, коммерческие банки имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, коммерческие банки должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческим банкам всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются центральным банком в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в центральном банке. Их размер определяется в виде процента от принятых депозитов – нормы резервирования.
Таким образом, центральный банк создает не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность и резервы образуют денежную базу H:
H = C + R (4).
Оставшиеся в распоряжении коммерческих банков после формирования обязательных резервов средства получили название избыточных резервов.
Рассмотрим условный пример, показывающий процесс создания денег коммерческими банками. Пусть норма резервирования составляет 10%. Допустим, в коммерческий банк А поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 100 млн. руб. (10% от суммы депозита) банк обязан перечислить в резервный фонд. При этом банк может выдать кредит в размере 900 млн. руб. Получив эти деньги, фирмы и граждане используют их на покупку товаров и услуг, закупку сырья и т.д. Получатели денег переведут их на свои банковские счета, например, в банке Б. Банк Б, перечислив 10% (90 млн. руб.) в обязательные резервы, может выдать в качестве кредитов оставшиеся 810 млн. руб., которые через некоторое время поступят на депозит в банке В. Процесс расширения банковских депозитов математически будет выглядеть как геометрическая прогрессия:
1 млрд.
+ 900 млн. + 810 млн. + … = 1 млрд.
*
=
Таким образом, при норме резервирования r, равной 10%, первоначальный депозит в 1 млрд. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 10 млрд. руб. Это значит, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования. В общем виде денежный мультипликатор m может быть записан в виде следующей формулы:
(5),
где r – норма резервирования, исчисляемая как отношение резервов R к депозитам D.
Денежный мультипликатор означает возможность создания максимального количества новых денег. Часть полученных денег со счетов утекает в текущее обращение и не идет на счета в другие банки. Кто-то может держать деньги дома, кто-то – вывезти их за границу. В этом случае процесс пойдет в обратном направлении: каждый рубль, изъятый из банковской системы, приведет к сокращению количества денег в хозяйственной системе на 10 рублей (при норме резервирования 10%). Таким образом, предложение денег зависит от величины денежной массы и денежного мультипликатора. Выделяют три основных инструмента монетарной политики, с помощью которых центральный банк осуществляет регулирование денежно-кредитной сферы:
Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты