Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:27, контрольная работа
Создавать духовные и материальные блага можно, используя ресурсы и факторы производства. Эти категории крайне важны в экономической теории. Ресурсы производства - это не что иное, как совокупность финансовых и материальных средств, социальных, духовных и природных сил, используемых в процессе создания услуг, товаров, а также прочих ценностей.
ФАКТОРЫ И РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВА.ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Создавать духовные и материальные
блага можно, используя ресурсы
и факторы производства. Эти категории
крайне важны в экономической
теории. Ресурсы производства - это
не что иное, как совокупность финансовых
и материальных средств, социальных,
духовных и природных сил, используемых
в процессе создания услуг, товаров,
а также прочих ценностей. Вот
на какие разновидности
Первая группа - природные. Имеются в виду вещества и естественные силы, которые потенциально пригодны для дальнейшего применения в производстве. Среди них есть "исчерпаемые" и "неисчерпаемые".
Вторая группа - материальные. Это все средства производства, которые были созданы человеком и сами по себе есть результат производства.
Третья группа - трудовые. Сюда входит
население, которое находится в трудоспособном
возрасте. Его в данном аспекте оценивают
по некоторым параметрам: культурно-образовательному,
профессионально-
Четвертая группа - финансовые. Подразумеваются денежные средства, выделяемые на организацию производства.
По мере того, как технология переходила от доиндустриальной к постиндустриальной, менялась и значимость ресурсов. Раньше приоритетными были трудовые и природные ресурсы, а сейчас - информационные и интеллектуальные.
Три группы ресурсов, которые присущи практически любому производству называются базовыми - это трудовые, материальные и природные. А вот финансовые, которые возникли лишь на "рыночной" ступени имеют название производных.
Но это не одна классификация ресурсов производства. Другие ученые предлагают разделить их на три группы: первая - общие, вторая - специфические и третья - интерспецифические. Общие - это те, ценность которых никак не зависит от того, находятся они в данной фирме или нет. Специфические - их ценность вне фирмы гораздо ниже, чем внутри нее. А интерспецифические - взаимоуникальные, взаимодополняемые ресурсы и их максимальная ценность достигается только в конкретной фирме и исключительно посредством нее.
Ресурсы и факторы производства близкие понятия. Но есть в них и отличия. Ранее было замечено, что ресурсы есть те природные, социальные, материальные силы, которые только могут быть вовлеченными в производство. А факторы современного производства - одна из экономических категорий, которая обозначает ресурсы, уже вовлеченные в сам процесс производства. Таким образом, ресурсы и факторы производства - понятия близкие, но понятие "ресурсы производства" шире, чем понятие "факторы производства". То есть факторами производства являются производящие ресурсы.
Ресурсы и факторы производства имеют свои классификации. Первая была рассмотрена выше, а вот вторая:
1. Земля - так называют природные блага, которые принято использовать в процессе любого производства. Ими могут быть лес, воздух, полезные ископаемые и так далее. Земля считается ограниченным ресурсом, поэтому за него принято взимать плату, называемую рентой.
2. Труд - это умственные и физические усилия, используемые людьми в процессе производства услуг и товаров. Люди реализуют свои способности к труду за отдельную плату, называемую заработной.
3. Капитал - он обычно затрачивается именно в процессе производства. Поэтому капитал предоставляется в использование также за отдельную плату, которая называется "процент за капитал".
4. Предпринимательство. Его основная задача свести воедино в рамках производственного процесса капитал, труд и землю. А за усилия и риск, которые вкладываются в бизнес, он получает плату или по-другому - прибыль.
Факторами производства реально могут распоряжаться, владеть или пользоваться государство, фирмы или частные лица.
РЫНОК.ФУНКЦИИ РЫНКА.
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.
Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов:
1. Что это за законы
товарного производства и
2. Как понимать совокупность
отношений товарного и
Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.
Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Рынки принимают самые
разные формы. Организаторы аукционов
сводят вместе покупателей и продавцов
предметов искусства, антикварных
ценностей, скаковых лошадей и т.д.
Многие развозят или разносят свой
товар по домам и квартирам
в удобное для хозяев время. Представитель
крупной фирмы помогает выпускникам
Университета получить работу. Он связывает
потенциальных покупателей с
потенциальными продавцами рабочей
силы. Одни рынки являются локальными,
другие носят национальный, международный
характер. Рынок возник еще на стадии
варварства и на протяжении всей истории
выполнял созидательную функцию. Он
открывал простор для
м рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
На экономическом рынке
постоянно совершаются
Сущность рынка наиболее
полно проявляется в его
• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
* стимулирующая функция.
При понижении цен
* функция установления
общественной значимости
* регулирующая функция.
С помощью рынка
* функция демократизации
хозяйственной жизни,
НОМИНАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.
Современные экономисты в узком смысле определяют заработную плату как цену труда, доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени (час, день, месяц). В широком смысле в нее включаются, кроме заработной платы, также и доходы в виде гонораров, премий и иных видов вознаграждений за труд.
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого нужно знать, какова реальная заработная плата.
Номинальная заработная плата
напрямую зависит от структуры рынка
труда. Ставка номинальной зарплаты
прямо пропорциональна
Реальная заработная плата – это масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной зависимости от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.
На величину оплаты труда существенно влияют рыночные факторы:
1) спрос и предложение на рынке труда;
2) форма конкуренции.
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государ ство, а субъектами предложения – домашние хозяйства.
Величина вознаграждения за труд может изменяться на конкурент-ном рынке в соответствии с законами спроса и предложения.
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте зарплаты, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.
Рассмотрим процесс
Функциональная зависимость между величиной заработной платы и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (D). Каждая точка кривой спроса на труд показывает, каким будет спрос при определенной величине заработной платы. Конфигурация кривой и ее отрицательный наклон показывают, что чем ниже зарплата, тем больше спрос на труд, и наоборот.
Иначе обстоит дело с функцией предложения труда. Оно также зависит от величины заработной платы, но это зависимость прямая: чем выше зарплата, тем больше предложение труда, и наоборот. Поэтому кривая предложения труда (S) имеет положительный наклон.
Рис. 7.1. Равновесие на рынке труда
По мнению американского экономиста Пола Самуэльсона, совокупное предложение труда в обществе определяется как минимум четырьмя показателями: 1) общей численностью населения; 2) той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей; 3) средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года; 4) качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.
А теперь соединим эти два графика – кривую спроса (D) и кривую предложения (S), которые пересекутся в точке (е). Этой точке на графике соответствует определенный равновесный уровень заработной платы (Wе) и заданное этим уровнем предложение труда (Qе).
В точке равновесия (е) спрос на труд равен предложению. Это значит, что все предприниматели, готовые платить равновесную зарплату, находят на рынке необходимое количество труда, а работники, готовые предложить свои услуги за эту зарплату, полностью трудоустроены. Это состояние рынка труда соответствует положению полной занятости.
При любых других условиях заработной платы, отличной от Wе, равновесие на рынке нарушается и возникают две ситуации:
а) если зарплата (W1) выше равновесной, то возникает избыток предложения труда, который ведет к безработице;
б) если зарплата (W2) ниже равновесной, то спрос на работников превышает предложение и остаются незаполненные рабочие места.
Обе эти ситуации в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.
Информация о работе Факторы и ресурсы производиства. Их классификация