Факторы, влияющие на деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является подробное изучение внутренней среды предприятия. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть характеристику внутренней среды и ее функциональные области;
рассмотреть факторы, влияющие на деятельность предприятия;
определить элементы внутренней среды предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...……3
1. Внутренняя среда предприятия……….……….……………………………………4
1.1. Понятие, сущность внутренней среды…………………………………………..4
1.2. Функциональные области внутренней среды…………………………………….6
1.3. Основные переменные внутренней среды предприятия………………………..7
2. Факторы, влияющие на деятельность предприятия……….……………………11
Заключение…………………………………………….…………………………………13
Список используемых источников……………………………………………….…. ...14
Расчетная часть………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Введение……………………………………………………………………………...……3 
1. Внутренняя среда предприятия……….……….……………………………………4 
1.1. Понятие, сущность внутренней среды…………………………………………..4 
1.2. Функциональные области внутренней среды…………………………………….6 
1.3. Основные переменные внутренней среды предприятия………………………..7 
2. Факторы, влияющие на деятельность предприятия……….……………………11 
Заключение…………………………………………….…………………………………13 
Список используемых источников……………………………………………….…. ...14

Расчетная часть……………………………………………………………..……………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы заключается в том, что в современной рыночной экономике любое предприятие в независимости от ее размеров и характера деятельности представляет собой сложную систему.

     Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

     Основные  цели, которые ставит перед собой  фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: производство, маркетинг, НИОКР, финансовое управление, общее управление. Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.

     По  мере развития общества, роста его  технологических возможностей, совершенствования  системы производственно-хозяйственных  отношений и расширения на этой базе совокупности социально-экономических потребностей происходит увеличение числа факторов, оказывающих влияние на формы и содержание производственно-хозяйственного процесса, получение конечных результатов и, как следствие, на устойчивое развитие предприятия.

     Целью работы является подробное изучение внутренней среды предприятия. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть характеристику внутренней среды и ее функциональные области;
  • рассмотреть факторы, влияющие на деятельность предприятия;
  • определить элементы внутренней среды предприятия.  
 
 

    1. Внутренняя среда  предприятия  
    1.1. Понятие, сущность внутренней среды

     Любая организация (предприятие) взаимодействует с внешней средой, т.е. получает из нее ресурсы (рабочую силу, капитал, оборудование, сырье, энергию, информацию и т. д.), которые становятся элементами ее внутренней среды. Полученные ресурсы перерабатываются в продукцию (услуги) и поступают для реализации во внешнюю среду.

     Внутренняя  среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

     Внутренняя  среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

     Изучение  внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми  сторонами обладает организация. Сильные  стороны служат базой, на которую  организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Возникновение слабых сторон в деятельности организации, прежде всего, возникает при постоянном наличии внутренних переменных.

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера) [3].

     Внутренняя  среда предприятия формируется  в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней  средой. Внутренняя среда предприятия  включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства и управления и т.д. и состоит из следующих основных подсистем:

     - социальной;

     - технологической;

     - производственно-технической;

     - экономической;

     - информационной;

     - организационной;

     - финансовой;

     - маркетинговой;

     - научно-инновационной;

     - коммерческой и др.

     Несмотря  на важность всех составляющих внутренней среды предприятия, необходимо отметить, что предприятие – это, прежде всего коллектив работающих на нем людей.

     Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность

     Анализ  среды организации – это процесс  определения критически важных элементов  внутренней и внешней среды, которые  могут оказать влияние на способности  предприятия в достижении свои целей.

     Анализ  среды выполняет ряд важных функций  в деятельности предприятия:

  • с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;
  • с точки зрения политики предприятия помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;
  • с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций [1].
 
 

     1.2. Функциональные области  внутренней среды 

     Внутренняя  среда организации представлена функциональными областями, общими для всех типов предприятий.

     К функциональным областям внутренней среды  организации относятся:

     Кадровая  функция — обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка кадров). Выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

     Финансы и бухгалтерский  учет — денежные аспекты бизнеса, включая управление средствами (расход, изменение денежных масс), бухгалтерский учет — сбор, обработка и анализ финансовых данных. 
Обеспечение ресурсами — осуществление и совершенствование системы материально-технического снабжения организации материалами и полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами.

     Производственная  функция — обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции. Принятие решений в сфере технологий, организации, календарного планирования, запасов производства, а также контроля качества (все эти многочисленные задачи включены в оперативно-производственное управление).

     Функция развития продукта и  процесса производства — организация проведения исследований и развития процессов, разработка высоких технологий, компьютеризация, (совершенствование организации процессов). Изучение долгосрочной динамики развития продукта как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики фирмы.

     Функция развития материально-технического обеспечения производства — развитие инструментального хозяйства, ремонтных служб и служб технологической оснастки с целью обеспечения рациональных сроков физического и морального износа технических систем.

     Маркетинг — особый вид деятельности по прогнозированию, осуществлению, выявлению и удовлетворению желаний потребителя. Выполнение этих функций для одной организации называют микромаркетингом, в целом для общества — макромаркетингом. При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие факторы. Они определяют необходимость создания продукта, проблему поиска информации о нем, оценку альтернатив, принимают решения о покупке продукта и оценивают его качество при его эксплуатации [3]. 

     1.3. Основные переменные внутренней среды предприятия

     Основные  переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

     1. Цели

     Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения [1].

     В ходе процесса планирования руководство  разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

     У организации могут быть разнообразные  цели, особенно это касается организаций  различных типов. Организации, которые  занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.

     Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации также имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

     Цели  подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем  цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности [2].

    2. Структура

     Структура организации отражает сложившееся  в организации выделение отдельных  подразделений, связи между этими  подразделениями и объединение  подразделений в единое целое.

     Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации[1].

     Одной из основных концепций, имеющих отношение  к структуре является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

Информация о работе Факторы, влияющие на деятельность предприятия