Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:36, контрольная работа

Описание

Целью является анализ и развитие теоретико-методологических представлений о роли и месте туризма на основе выявления и изучения тенденций и особенностей его развития в условиях современного рынка .

Работа состоит из  1 файл

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СПРОСА В ТУРИЗМЕ.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)


12

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, туризм является одной из самых высокодоходных (3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами. Количество прибытий в 2006 г. составило 842 миллиона, что соответствует 4,5% роста (в Азиатских странах - 8,4%). Значение туризма как источника финансовых, в том числе валютных, поступлений иллюстрирует тот факт, что каждый турист тратит в среднем не менее 300-500 долларов в месте своего пребывания, а по прогнозам экспертов ВТО к 2010 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40%1. Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях. Это приводит к эффекту мультипликации, то есть подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства.               Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны.

Цель и задачи исследования. Целью является анализ и развитие теоретико-методологических представлений о роли и месте туризма на основе выявления и изучения тенденций и особенностей его развития в условиях современного рынка .

Актуальность вопросов развития международного туризма обусловила значительный интерес и внимание к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы. Исследование мирового туризма как динамично развивающегося вида экономической деятельности отражено в работах   Азара В.И., Ананьева М., Афанасьева А.Е., Борисова К. Г., Карпова Г.А., Нэсбитт Дж., Пузаковой Е.П., Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Семина В.С., Соколова М. В., Уварова Е.К., Эбурдина П. и др.                                                                                                   Большой вклад в исследование экономики туризма внесли такие авторы, как Балабанов А.И., Балабанов И.Т., Зорин Г.А., Квартальнов В.А, Папирян Г.А., Романов А.А., Саакянц Р.Г. Туманов О.Н. и др.                                                        Исследованию развития и современного содержания мирового туризма с позиции маркетинга посвящены труды Адвокушина Е.Ф., Волковой Л.А., Друккера П., Дурович А.П.., Хансена Д., Олиговой Ф.Б., Запесоцкого А.С., Котлера Ф., Кирилловой А.Т., Копаневой А.С., Моисеевой Н.К., Никифорова С.В., Прищипенко В.В. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА КАК РЫНКА УСЛУГ

Туристский рынок - это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках.

Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению.

Таблица 1.1. Характеристики услуг и связанная с этим специфика управления организациями индустрии туризма

Отличительная характеристика

Содержание характеристики

Специфика управления организациями индустрии туризма

1

2

3

 

Неосязаемость    услуг

Неуловимость или нематериальный характер услуг означает, что их невозможно проде­монстрировать, увидеть, попробовать, транспорти­ровать, хранить, упаковы­вать или изучать до момента получения этих услуг

Для укрепления доверия клиентов организация, предоставляющая услуги, может по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности (брошюры, каталоги, сайты в Интер­нет и т.д.), подчеркивать значимость своей услуги, привлекать внима­ние потребителей к получаемым выгодам от покупки, пригласить какую-нибудь знаменитость для рекламы своей услуги и т.д.

Неразрывность производства и потребления

Оказать услугу можно только тогда, когда появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны

Многие услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Клиент не просто потребляет услугу — он подключается к ее производству. Участие покупателя в сфере услуг обслуживания означает, что поставщик должен заботиться о том, что он производит и как. Поведение продавца, его профессиональный опыт и знания во время потребления клиентом услуги предопределяют вероятность повторения услуги

1

2

3

 

 

 

 

 

Изменчивость

 

 

Качество оказания услуг варьируется и зависит от уровня профессионализма производителя, его

компетентности, доброжелательности, вежливости и коммуникабельности персонала, а также от учета индивидуальных требований каждого

покупателя

Соблюдение стандартов обслуживания и разработка собственной политики контроля за качеством обслуживания потребителей. Разработка фирменного стиля организации: название организации, товарный знак, фирменный цвет, логотип. Проведение систематического обучения персонала для повышения профессионального уровня и качества обслуживания

 

 

 

 

 

 

Неспособность

к хранению

 

Услугу невозможно произвести впрок или складировать. Возникает проблема достижения равновесия между спросом и предложением

Установление дифференцированных цен, скидок, использование иных стимулов,

позволяющих равномерно распределить

спрос во времени. Введение системы

предварительных заказов на услуги

 

 

             

При выявлении особенностей туристского рынка важное место должно отводиться не только категории "туристское предложение" и рассмотрению понятия "туристская услуга", но и понятию "туристский спрос", в концепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предполагают удовлетворять.                                                                      Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических, личностно-поведенческих.                                                                                                  Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, высокий уровень образованности, высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, индивидуализм, экологизация мышления потребителя, мобильность, физическая и умственная активность на отдыхе, стремление получать калейдоскоп впечатлений

 

Совокупность всех этих факторов и определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:

      частотность туризма (количество туристских поездок, совершаемых в исследуемый период, на душу населения);

      предпочтения в выборе дестинации;

      наиболее предпочтительная форма организации тура, категория гостиницы;

      представления туриста о цене гостиничной услуги, тура;

      представления о торговой марке туристской организации;

      коммуникативное поведение туриста;

      роль внешних раздражителей в процессе принятия решения о месте проживания (выборе гостиницы), покупке тура и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СПРОСА В ТУРИЗМЕ

 

      Итак, туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он

формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОГО ТИПА ПОТРЕБИТЕЛЯ                    ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

              Итак, значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг будут оказывать такие изменения, произошедшие в общественной психологии потребления, как: усиление в общественной психологии системного, комплексно-концептуального подхода к восприятию проблем сосуществования человеческого общества, то есть усложнение восприятия мира: явление рассматривается теперь не как простая сумма элементов, а как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляющих его компонентов; гедонизация потребления – это значит, что гедонизм предполагает спрос на удовольствия и смену впечатлений, причем наибольшую значимость приобретает процесс, а не объект получения удовольствия; и экологизацию мышления массового потребителя: осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом.

              Новый тип потребителя туристских услуг, наряду с названными выше особенностями восприятия мира, отличают еще и следующие психолого-поведенческие черты:

      информированность, высокий уровень образованности;

      индивидуализм;

      экологизм сознания;

      спонтанность решений;

      мобильность;

      физическая и умственная активность на отдыхе;

      стремление получать от жизни массу всевозможных впечатлений.

Новый потребитель туристских услуг ХХІ века – более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их обилием и разнообразием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный, существенно изменяющий свое поведение на туристском рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов в третьем тысячелетии рост туристской индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. Незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.

      В то же время спрос на туристские услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист ХХІ века высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.

      В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся

конкуренции среди регионов и стран пребывания.

      Таким образом, туризм XXI века – это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристских товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристский бизнес будущего – это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Балабанов И.Т. Валютные операции М.: Финансы и Статистика, 1993. 200 с.

2.      Газета  «iностранец», 14 марта 2000. № 10 (317).

3.      Газета «iностранец», 11 апреля 2000. № 14 (321).

4.      Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме.-М.: «Экономпресс», 1998.

5.      Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма.-М.: «Герда», 1998.

6.      Папирян Г.А. Экономика туризма.-М.: Финансы и статистика», 1998.

7.      Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.- М.: «Экспертное бюро – М»,1997.

8.      Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.-М.: «Ось-89»,1997.

9.      http://www.intacadem.ru/statji/novikov-v.s.-harakternye-cherty-turizma-xxi-veka-ustoychivoe-i-innovatsionnoe-razvitie-3.html

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм

11. http://tourlib.net/books_tourism/jukova13.htm



Информация о работе Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме