Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:36, контрольная работа
Целью является анализ и развитие теоретико-методологических представлений о роли и месте туризма на основе выявления и изучения тенденций и особенностей его развития в условиях современного рынка .
12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, туризм является одной из самых высокодоходных (3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами. Количество прибытий в 2006 г. составило 842 миллиона, что соответствует 4,5% роста (в Азиатских странах - 8,4%). Значение туризма как источника финансовых, в том числе валютных, поступлений иллюстрирует тот факт, что каждый турист тратит в среднем не менее 300-500 долларов в месте своего пребывания, а по прогнозам экспертов ВТО к 2010 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40%1. Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях. Это приводит к эффекту мультипликации, то есть подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны.
Цель и задачи исследования. Целью является анализ и развитие теоретико-методологических представлений о роли и месте туризма на основе выявления и изучения тенденций и особенностей его развития в условиях современного рынка .
Актуальность вопросов развития международного туризма обусловила значительный интерес и внимание к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы. Исследование мирового туризма как динамично развивающегося вида экономической деятельности отражено в работах Азара В.И., Ананьева М., Афанасьева А.Е., Борисова К. Г., Карпова Г.А., Нэсбитт Дж., Пузаковой Е.П., Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Семина В.С., Соколова М. В., Уварова Е.К., Эбурдина П. и др. Большой вклад в исследование экономики туризма внесли такие авторы, как Балабанов А.И., Балабанов И.Т., Зорин Г.А., Квартальнов В.А, Папирян Г.А., Романов А.А., Саакянц Р.Г. Туманов О.Н. и др. Исследованию развития и современного содержания мирового туризма с позиции маркетинга посвящены труды Адвокушина Е.Ф., Волковой Л.А., Друккера П., Дурович А.П.., Хансена Д., Олиговой Ф.Б., Запесоцкого А.С., Котлера Ф., Кирилловой А.Т., Копаневой А.С., Моисеевой Н.К., Никифорова С.В., Прищипенко В.В. и др.
Туристский рынок - это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках.
Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению.
Таблица 1.1. Характеристики услуг и связанная с этим специфика управления организациями индустрии туризма
Отличительная характеристика | Содержание характеристики | Специфика управления организациями индустрии туризма |
1 | 2 | 3 |
Неосязаемость услуг | Неуловимость или нематериальный характер услуг означает, что их невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до момента получения этих услуг | Для укрепления доверия клиентов организация, предоставляющая услуги, может по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности (брошюры, каталоги, сайты в Интернет и т.д.), подчеркивать значимость своей услуги, привлекать внимание потребителей к получаемым выгодам от покупки, пригласить какую-нибудь знаменитость для рекламы своей услуги и т.д. |
Неразрывность производства и потребления | Оказать услугу можно только тогда, когда появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны | Многие услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Клиент не просто потребляет услугу — он подключается к ее производству. Участие покупателя в сфере услуг обслуживания означает, что поставщик должен заботиться о том, что он производит и как. Поведение продавца, его профессиональный опыт и знания во время потребления клиентом услуги предопределяют вероятность повторения услуги |
1 | 2 | 3 |
Изменчивость
| Качество оказания услуг варьируется и зависит от уровня профессионализма производителя, его компетентности, доброжелательности, вежливости и коммуникабельности персонала, а также от учета индивидуальных требований каждого покупателя | Соблюдение стандартов обслуживания и разработка собственной политики контроля за качеством обслуживания потребителей. Разработка фирменного стиля организации: название организации, товарный знак, фирменный цвет, логотип. Проведение систематического обучения персонала для повышения профессионального уровня и качества обслуживания
|
Неспособность к хранению
| Услугу невозможно произвести впрок или складировать. Возникает проблема достижения равновесия между спросом и предложением | Установление дифференцированных цен, скидок, использование иных стимулов, позволяющих равномерно распределить спрос во времени. Введение системы предварительных заказов на услуги
|
При выявлении особенностей туристского рынка важное место должно отводиться не только категории "туристское предложение" и рассмотрению понятия "туристская услуга", но и понятию "туристский спрос", в концепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предполагают удовлетворять. Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических, личностно-поведенческих.
Совокупность всех этих факторов и определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:
частотность туризма (количество туристских поездок, совершаемых в исследуемый период, на душу населения);
предпочтения в выборе дестинации;
наиболее предпочтительная форма организации тура, категория гостиницы;
представления туриста о цене гостиничной услуги, тура;
представления о торговой марке туристской организации;
коммуникативное поведение туриста;
роль внешних раздражителей в процессе принятия решения о месте проживания (выборе гостиницы), покупке тура и т.д.
2.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СПРОСА В ТУРИЗМЕ
Итак, туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он
формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:
3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОГО ТИПА ПОТРЕБИТЕЛЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Итак, значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг будут оказывать такие изменения, произошедшие в общественной психологии потребления, как: усиление в общественной психологии системного, комплексно-концептуального подхода к восприятию проблем сосуществования человеческого общества, то есть усложнение восприятия мира: явление рассматривается теперь не как простая сумма элементов, а как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляющих его компонентов; гедонизация потребления – это значит, что гедонизм предполагает спрос на удовольствия и смену впечатлений, причем наибольшую значимость приобретает процесс, а не объект получения удовольствия; и экологизацию мышления массового потребителя: осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом.
Новый тип потребителя туристских услуг, наряду с названными выше особенностями восприятия мира, отличают еще и следующие психолого-поведенческие черты:
информированность, высокий уровень образованности;
индивидуализм;
экологизм сознания;
спонтанность решений;
мобильность;
физическая и умственная активность на отдыхе;
стремление получать от жизни массу всевозможных впечатлений.
Новый потребитель туристских услуг ХХІ века – более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их обилием и разнообразием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный, существенно изменяющий свое поведение на туристском рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов в третьем тысячелетии рост туристской индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. Незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.
В то же время спрос на туристские услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист ХХІ века высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.
В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся
конкуренции среди регионов и стран пребывания.
Таким образом, туризм XXI века – это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристских товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристский бизнес будущего – это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализации туристических продуктов и услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балабанов И.Т. Валютные операции М.: Финансы и Статистика, 1993. 200 с.
2. Газета «iностранец», 14 марта 2000. № 10 (317).
3. Газета «iностранец», 11 апреля 2000. № 14 (321).
4. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме.-М.: «Экономпресс», 1998.
5. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма.-М.: «Герда», 1998.
6. Папирян Г.А. Экономика туризма.-М.: Финансы и статистика», 1998.
7. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.- М.: «Экспертное бюро – М»,1997.
8. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг.-М.: «Ось-89»,1997.
9. http://www.intacadem.ru/
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/
11. http://tourlib.net/books_
Информация о работе Факторы, влияющие на развитие спроса в туризме