Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:33, курсовая работа
Цель работы – изучить федеральные целевые программы, их роль в системе государственного регулирования экономики РФ.
Задачи данного исследования:
Изучить федеральные целевые программы и их классификацию;
Рассмотреть технологию разработки и реализации программ;
Рассмотреть механизм внедрения программ;
Изучить основные показатели программ за 2011-2013 года;
Рассмотреть основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ;
Предложить возможности повышения качества федеральных целевых программ.
Введение 3
Глава 1. Общее понятие о федеральных целевых программах, их классификация 5
1.1. Программирование социально-экономического развития. Необходимость и ограничения целевых программ 5
1.2. Классификация федеральных целевых программ 6
1.3. Технология разработки и реализации программ 9
1.4. Механизм внедрения и реализации федеральных целевых программ 12
Глава 2. Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа за 2011-2013 года. Инвестиционный фонд Российской Федерации 21
2.1. Основные данные федеральных целевых программ Российской федерации за 2011-2013 года 21
2.2. Структура расходов федерального бюджета на ФЦП по направлениям в 2010 - 2013 годах (млрд. руб.) 23
2.3. Результаты реализации Программы в 2011 году 24
Глава 3. Анализ проблем, возможности повышения качества федеральных целевых программ 27
3.1. Основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ 27
3.2. Возможности повышения качества федеральных целевых программ 31
Заключение 36
Список литературы 38
Часть федеральных целевых программ не содержит конкретных программных мероприятий, сроков и оценки возможных результатов их реализации. В ряде вновь утвержденных федеральных целевых программ отсутствуют перечни конкретных инвестиционных проектов с указанием источников, объемов финансирования по годам (программы «Социальная поддержка инвалидов», «Экология и природные ресурсы России», Федеральная программа развития образования и ряд других).
В ряде программ отсутствуют важнейшие показатели эффективности, определенные в количественном выражении, и необходимые программные показатели по годам реализации. Государственные заказчики достаточно охотно приводят общие показатели, отражающие в целом ход финансирования и ожидаемые результаты за весь период реализации программ в ущерб конкретным показателям, отражающим ход и результаты реализации программных мероприятий и этапы реализации федеральных целевых программах. Отсутствие этих показателей обесценивает федеральную программу как целостный системный документ, направленный на достижение конкретных результатов, делает невозможным предметный и всесторонний анализ предлагаемых к реализации федеральных целевых программ, а также оценку результативности, эффективности и последующий контроль за их реализацией.9
Недостаточно формализован механизм и процедуры принятия решений о разработке федеральных целевых программ. Следует повысить значимость выбора целей, для достижения которых требуется применение программно-целевых методов на федеральном уровне. Для этого необходимо не только сами программы, но и предложения о разработке новых федеральных целевых программ, а также обоснование важности программных проблем и возможности их реализации в намечаемые сроки формировать в виде концепции будущей федеральной целевой программы и после согласования ее с Минэкономразвития России, Минпромнауки России и Минфином России, принимать развернутую концепцию постановлением (распоряжением) Правительства Российской Федерации. Опыт подобной работы есть. Например, Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 года № 11 была принята Концепция федеральной целевой программы «Мировой океан».
Таким образом влияние большого количества факторов на программный подход к управлению социально-экономическими процессами требует их учета при формировании механизма регулирования возникающих ситуаций.
В первую очередь, чтобы снять негативные последствия программного управления экономикой, необходимо создать Координационный центр, что позволит преодолеть многие организационные ошибки. С его помощью можно:
- избежать дублирования в управлении материально-финансовыми ресурсами страны;
- выделить и обосновать приоритетные финансовые потоки, инвестиционную и структурную политику, которые в настоящее время не имеют федеральной концепции, так как «рассыпаны» по регионам и субъектам Федерации;
- преодолеть лоббирование в экономике;
- создать реальную возможность альтернативного и многовариантного подхода при выборе исторических, федеральных и региональных приоритетов;
- обосновать и поддерживать специализацию регионов в соответствии с их историческими, научно-техническими, природными, этническими и другими особенностями развития;
- ориентировать государственные и коммерческие предприятия на производство материальных благ, как средств производства, так и предметов потребления.10
Необходимость формирования целевых федеральных программ обусловлена рядом обстоятельств. В первую очередь это касается процесса экономического реформирования в России. Этот процесс следует приблизить прежде всего к решению проблем стабилизации производства и повышения его социально-экономической эффективности, созданию принципиально новой инвестиционной политики, использованию природного и научно-технического потенциала в соответствии с его местом и значением в мировом хозяйстве. Необходимо создавать институты и механизмы, которые бы придавали экономическим преобразованиям нужную направленность, увязывали их с интересами развития производства России и ее регионов, выявляя на первых порах ключевые и приоритетные «точки роста», на базе которых возможно глобальное прогрессивное развития всех сторон жизни России.
Проект закона Российской Федерации «О федеральных целевых программах» после первых парламентских чтений нуждается в серьезной доработке. Необходимо отметить, что несмотря на актуальность указанного закона следует особенно внимательно подойти к классификации целевых программ, поскольку она связана с приоритетами финансирования и этапами их реализации. Более того, на наш взгляд, нужно сначала определить стратегию всего комплекса программ по социально-экономическому развитию России и только затем выделять «точки роста» или экономические «ниши», куда следует направлять инвестиционные вложения.
Наличие иерархических принципов классификации программ приводит к повышению статуса одних и понижению других программ, что в конечном счете повлияет на порядок финансирования и ответственность исполнения. Число программ должно быть минимальным. Одновременно регулирующее значение Минэкономики России должно быть абсолютным, т.е. выполняющим роль планового органа макроэкономических процессов. В настоящее время этого нет, следовательно, нельзя гарантировать, что без этого органа целевое программирование может быть успешным. К сожалению, функцию планирования социально-экономического развития России Минэкономики РФ пока осваивает с большим трудом.
Для повышения эффективности программных методов работы Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации необходимо пересмотреть порядок разработки и финансирования федеральных программ, реализуемых в регионах. Прежде всего необходимо определиться с координатором программ. По нашему мнению, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям должно являться координационным центром региональной политики и обеспечивать федеральные приоритеты во взаимодействии с субъектами Федерации и другими организационными образованиями. Оно же должно обеспечивать многоканальную систему финансирования федеральных программ, реализуемых в регионах, в составе которой должны быть бюджетные средства, фонд поддержки социально-экономического развития региона и другие инвестиционные фонды.
По логике формирования и реализации федеральных программ Министерство финансов РФ должно выполнять функцию «кассира», выдающего по распоряжению Правительства РФ необходимые средства. Мы же зачастую встречаемся с фактами финансирования федеральных программ (даже президентских), когда Минфин России сам решает кому и сколько дать или задержать выплаты. Поэтому можно наблюдать странную ситуацию, когда главы администрации субъекта Федерации выпрашивают у Минфина РФ деньги на реализацию программ, по которым Правительство приняло соответствующее решение и определило этапы финансирования.
Думается, что вся стратегия реализации программ в регионах должна быть сосредоточена в Министерстве Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям. Соответственно оно должно осуществлять организацию экспертной работы в области социально-экономического развития регионов России, а также разработку концепции социально-экономического развития регионов России.
Необходимо упорядочить процесс формирования и реализации программ, обращая особое внимание на решение первоочередных проблем, вносимых для программного решения, привлечение прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов для реализации программ в увязке с ограниченными размерами централизованных финансовых средств.
Централизованное финансовое обеспечение федеральных программ отнюдь не исключает многоканальной системы финансирования федеральных программ в регионах, в составе которой будут и бюджет, и финансы региона, и различные инвестиционные фонды. В то же время считаем целесообразным сосредоточить экспертную работу, а также разработку концепции социально-экономического развития регионов России в ведении Миннаца РФ.11
Следует продолжить развитие системы программ, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации, финансируемых за счет их бюджетов, а также за счет привлечения средств предприятий и предпринимателей, кредитов и иностранных инвестиций. Многими субъектами Федерации разрабатываются специальные социальные программы, в том числе по возрождению репрессированных групп населения, исторических ценностей России, национально-культурных общин и др.
При подготовке и реализации программ и в дальнейшем учитывать особенности региональной инвестиционной политики, способствующие структурным преобразованиям, ускоряющим выход из кризисной ситуации, выравниванию уровней социального развития регионов, реабилитации зон экологического бедствия.
Федеральные целевые программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.
Целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.
Работа с целевыми программами осуществляется по следующим стадиям:
• отбор проблем для программной разработки;
• решение о разработке программы и ее формирование;
• экспертиза и оценка программы;
• утверждение программы;
• организация и контроль за ходом ее выполнения. Инициаторами постановки проблем на федеральном уровне выступают органы законодательной и исполнительной власти РФ, а также другие юридические и физические лица.
При обосновании проблем для их решения программными методами они руководствуются основными приоритетами и целями социально-экономического развития России, направлениями структурной политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитическими условиями, а также международными договоренностями.
Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами подготавливает предложения по решению конкретной проблемы программными методами на федеральном уровне и направляет их в Правительство РФ. Правительство РФ на основе предложений Министерства экономики РФ принимает решение о подготовке соответствующей федеральной целевой программы, сроках и стоимости ее разработки и определяет государственного заказчика целевой программы.
В настоящее время преимущества программно-целевого подхода для решения стоящих перед министерствами и ведомствами задач используются недостаточно. Разработанные предложения в сфере совершенствования процедуры формирования и реализации федеральных целевых программ являются начальным этапом работы, в ходе которой необходимо реализовать ряд мер перечисленных в курсовой.
В целях повышения эффективности использования государственных капитальных вложений в рамках федеральной целевой программы и повышения ответственности участников договоров (акционерных обществ и федеральных органов исполнительной власти) целесообразно поручить Минимуществу России и Минфину России проработать вопрос о включении в соответствующие договоры пункта об ответственности сторон, условий применения штрафных санкций за невыполнение акционерными обществами взятых по договору обязательств по передаче акций в федеральную собственность на сумму выделяемых из федерального бюджета средств.
Указанные предложения позволят обеспечить повышение эффективности реализации федеральных целевых программ как инструмента бюджетных инвестиций и решить наиболее важные социально-экономические задачи развития Российской Федерации.
Интернет источники