Финансовые результаты деятельности предприятия: выручка, прибыль, маржинальная прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:10, контрольная работа

Описание

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

New Документ Microsoft Word.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)
 

            1.Финансовые результаты  деятельности предприятия: выручка, прибыль,     маржинальная прибыль.

            Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным  образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

            Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

            Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и  финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

            Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

            −  систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

            −  определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

            −  выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

            −  оценка работы предприятия по использованию возможности увеличения прибыли и рентабельности;

            −  разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

            Основными источниками информации при анализе  финансовых результатов прибыли  служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46,47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

            В процессе анализа хозяйственной  деятельности используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ  и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

            Балансовая  прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, и расходы от внереализационных операций.

            Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия, в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется.

            Чистая  прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

            Необходимо  проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

            Прибыль оказывает стимулирующее воздействие  на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводств решения социальных проблем, удовлетворения материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Показатели прибыли характеризуют степень деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы.

            Хозяйственная деятельность организации достаточно разнообразна, это производственная, снабженческая, сбытовая и коммерческая деятельности. Поэтому прибыль организации принимает разные формы. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является выручка от продаж продукции, товаров и услуг, которая характеризует завершение производственного цикла организации, возврат авансированных на производство средств и превращение их в денежную форму, а также начало нового цикла в обороте всех средств. Изменение в объеме продаж оказывает наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности организации.

            Теоретической базой анализа финансовых результатов  деятельности предприятия служит единая модель хозяйствования предприятия, принятая для всех форм собственности. Эта модель отражает присущее всем предприятиям единство целей деятельности, показателей финансовых результатов, а также единство системы налогообложения:

            Выручка от реализации – Себестоимость продукции = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы = Прибыль от продажи +/– сальдо операционных доходов и расходов сальдо внереализационных доходов и расходов = Балансовая прибыль (до налогообложения) корректировки прибыли = Прибыль от обычной деятельности сальдо прочих доходов и расходов = Чистая прибыль.

            Величина  балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь  в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

            Действующие нормативные акты допускают следующие  методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования.

            1. Изменение стоимостных границ  отнесения имущества к основным  средствам или к малоценным  и быстроизнашивающимся предметам,  что влечет за собой изменение  суммы текущих затрат и прибыли  в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по МБП.

            2. Изменение метода начисления  износа по малоценным и быстроизнашивающимся  предметам.

            3. Использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.

            4. Применение различных методов  оценки нематериальных активов  и способов начисления амортизации по ним.

            5. Выбор метода оценки потребленных  производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO).

            6. Изменение порядка списания затрат  по ремонту основных средств  на себестоимость продукции (по  фактическим затратам или равномерными  частями за счет созданного ремонтного фонда).

            7. Изменение сроков погашения расходов  будущих периодов, сокращение которых  ведет к росту себестоимости  продукции отчетного периода.

            8. Изменение метода определения  прибыли от реализации продукции  (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).

            Таким образом, учетная политика, формируемая  администрацией, открывает большой  простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов  и финансового состояния предприятия.

            Различные стороны производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия  получают денежную оценку в системе  показателей финансовых результатов. Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  деятельности предприятия, составляют основу его экономического развития и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками бизнеса.

            Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками. В форме выручки формируется доход фирмы. Величина выручки зависит от цены и количества реализуемой продукции. Умножая количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки фирмы, или валового дохода (TR): TR = PxQx. Прибыль фирмы — разница между валовым доходом и валовыми издержками — в этом случае будет описываться следующим образом: π = TR - ТС.

            В зависимости от соотношения показателей  валового дохода и валовых издержек значения величины π могут быть как положительными, так и отрицательными. Если TR > ТС, то значения π > О и производитель получает экономическую прибыль. С экономическими убытками предприниматель столкнется, когда TR < ТС, а π< 0. Возможна также ситуация, когда совокупная выручка полностью покрывает совокупные издержки и TR = ТС, а π = 0. Подобное положение означает, что фирма функционирует в точке безубыточности, т. е., с одной стороны, не получает экономической прибыли, но, с другой стороны, и не несет экономических убытков. При этом данная фирма остается на рынке и продолжает производство, ведь факт того, что все экономические издержки покрываются за счет выручки, означает, что производитель покрывает как внешние, так и внутренние издержки, а значит, получает нормальную прибыль. Последняя как раз и является обстоятельством, удерживающим производителя в данной отрасли. Понятно, что осуществляющая производство того или иного материального блага или услуги фирма будет стремиться не только получить, но и максимизировать экономическую прибыль. При этом она должна определить объем производства (Qx), обеспечивающий достижение максимальной прибыли. Данное значение Qx можно признать оптимальным объемом производства.

            Существуют  два способа определения оптимального объема производства, при котором  достигается максимальная прибыль. Один из них основан на сопоставлении совокупной выручим и совокупных издержек. Оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль фирмы, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным доходом и совокупными издержками (TR - TC) будет достигать своего максимального значения из всех возможных. Второй способ основан на сопоставлении предельных показателей — предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Предельный доход (предельная выручка) — дополнительный доход, получаемый фирмой от производства и реализации каждой следующей (дополнительной) единицы продукции, т. е. предельная выручка отражает прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы данного товара: MR = ΔTR/ΔQx . Предельную выручку можно определить и несколько иначе — как первую производную функции совокупной выручки:TR' = dTR(Qx)/dQx = MR. Суть же самого метода заключается в сравнении величин предельного дохода и предельных издержек. Предприниматель будет расширять производство до тех пор, пока дополнительный доход от каждой следующей единицы продукции будет превышать дополнительные издержки на производство этой дополнительной единицы, т. е. пока MR > МС; как только эти показатели сравняются, дальнейшее наращивание производства следует прекращать. Дальнейшее увеличение объемов выпуска действительно не имеет смысла, поскольку производство каждой дополнительной единицы продукции будет приносить фирме больший прирост издержек по сравнению с приростом выручки, т. е. будет иметь место ситуация, характеризующаяся неравенством МС > MR. Следовательно, оптимальным является объем производства, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны; π = max при MR = МС.

            Подчеркнем, что применение как первого, так  и второго подходов к выявлению  объема производства, обеспечивающего фирме получение максимальной прибыли, даст один и тот же результат. Кроме того, описанные выше правила «работают» и в ситуации, когда фирма сталкивается с экономическими убытками; тогда производитель также решает вопрос, какой объем производства выбрать, чтобы минимизировать убытки. В данном случае оптимальный объем производства, обеспечивающий наименьшие убытки, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным издержками и совокупной выручкой (ТС - TR) будет наименьшей. То есть если TR< TС, а π <0, то наименьшие убытки будут иметь место при ТС - TR = min. При этом окажется, что данный объем выпуска обеспечивает равенство MR = МС. Однако это правило не работает в случае, когда в силу негативного изменения рыночной конъюнктуры фирма вынуждена сократить объемы производства до нуля и покинуть отрасль. 
     

            Маржинальная  прибыль — прирост общей суммы прибыли, полученной фирмой. Стоит отметить, что слово «прибыль в русскоязычной экономике означает выручка минус затраты». В английском языке используется слово Revenue, которое действительно можно ошибочно перевести как прибыль. Не стоит путать эти понятия и правильным здесь является добавочная выручка (MR). 
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Финансовые результаты деятельности предприятия: выручка, прибыль, маржинальная прибыль