Финансы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы- сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные принципы их организации.



Задачи курсовой работы:
Изучить понятие финансов, их функции и принципы организации;
Рассмотреть финансовые ресурсы организации и финансовый механизм организации;
Изучить виды взаимодействия предприятия с государством и задачи государственного регулирования экономики;
Определить оптимальную производственную программу предприятия по условным данным.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономики организации.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.

 

Методами организации  финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами.

 

Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  1. Финансовый метод;
  2. Метод кредитования;
  3. Налоговый метод;
  4. Страховой метод.

 

Финансовый механизм делится на:

Директивный. Разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов. Обычно это общехозяйственные  и внутрихозяйственные финансовые отношения коммерческих предприятий.

Структура финансового механизма состоит из 5 элементов, которые взаимосвязаны между собой:

  1. Финансовые методы – приемы и способы воздействия финансов на экономику (инвестирование, налогообложение, лимитирование и т.д.);
  2. Финансовые рычаги – инструменты воздействия финансов на экономику (прибыль, цена, дисконт, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, котировка валютного курса рубля и т. п.);

 

  1. Правовое обеспечение – наличие законодательных и других правовых актов, регламентирующих финансовую деятельность (законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления);
  2. Нормативное обеспечение – наличие норм и нормативов финансовой деятельности (инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.);
  3. Информационное обеспечение – наличие необходимой информации для принятия финансовых решений (разного рода и вида экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация).

В зависимости от особенностей финансовых отношений в финансовом механизме выделяют следующие элементы:

  • финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций:
  • финансовый механизм коммерческих организаций;
  • финансовый механизм некоммерческих организаций;
  • финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;
  • страховой механизм;
  • механизм функционирования государственных и муниципальных финансов;
  • бюджетный механизм;
  • механизм функционирования внебюджетных фондов.

В соответствии с государственным  устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена:

  • финансовый механизм федерации;
  • финансовый механизм субъектов федерации;
  • финансовый механизм местных органов власти.

Реализоваться понятию  финансы позволяет финансовый механизм, который состоит из следующих  элементов.

    • Финансовые инструменты (ценные бумаги, капитал, недвижимость, валюта и др);

 

    • Финансовые рынки ( биржевой, валютный);
    • Объекты финансового рынка (организации);
    • Субъекты финансового рынка (связи);
    • Информационная база (СМИ);
    • Нормативная база (акты, законы, приказы);
    • Правовая база (уголовная ответственность, административная ответственность).

 

1.3. Виды взаимодействия предприятия с государством

 

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на

 

рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом, не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные "правила игры", регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.

3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на

 

предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице, в обеспечении различных видов помощи малоимущим, в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д.

Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция — один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция — основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства — защита конкуренции. При конкуренции покупатели ~ это хозяин, рынок — их агент, а предприятие — их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.

Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики — создание конкурентной среды - защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.

Задачи государственного регулирования экономики

В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных

 

стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

    • предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться;
  • определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения;
    • поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические программы;
    • организовать систему среднего и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;
    • устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические и политические цели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие;
    • создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.

Обязательное условие  успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики - это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятия, отрасли и страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

 

 

 Предпринимательская  деятельность и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Прерогативой государства  является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики. Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

На государство возлагаются следующие основные задачи:

  • Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.
  • Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.
  • Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
  • Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума

 

заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий  по безработице, помощи малоимущим, а  также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

Информация о работе Финансы предприятия