Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:16, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является изучение основных направлений улучшения использования производственных фондов торгового предприятия.
Расширенное воспроизводство обеспечивается через капитализацию части прибыли, полученной по результатам хозяйственной деятельности.
Восстановление действующих основных фондов осуществляется путем капитального и текущего ремонтов и модернизации. Капитальный ремонт восстанавливает полностью износ до первоначальной стоимости. Модернизация — технические усовершенствование средств труда (повышение мощности, уровня механизации и автоматизации и т.д.). Текущий ремонт обеспечивает за счет издержек обращения частичное восстановление стоимости.
Замена выбывших основных фондов новыми и восстановление износа с помощью ремонта представляют собой простое воспроизводство основных фондов.
Но увеличение товарооборота требует строительства новых предприятий, реконструкции действующих, а также оснащения их оборудованием и инвентарем. Следовательно, одним из условий развития товарооборота является расширенное воспроизводство основных фондов предприятия. Расширенное воспроизводство и замена выбывших по ветхости основных фондов новыми производятся с помощью капитальных вложений.
Затраты на воспроизводство основных фондов производятся в форме капитальных вложений и финансируются за счет следующих источников:
амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов;
прибыли торговых предприятий;
прочих средств (от реализации выбывшего имущества и др.);
кредитов банков.
4 Планирование развития материально-технической базы отрасли
Повышение эффективности использования основных фондов достигается двумя способами:
• экстенсивным — путем увеличения времени использования на протяжении года;
• интенсивным — путем увеличения степени использования в единицу времени.
Экстенсивный фактор выражается в увеличении времени использования фондов, то есть возрастании доли действующего оборудования, сокращении его простоев, повышении коэффициента сменности работы оборудования.
Интенсивный способ связан с повышением технического уровня основных факторов, увеличением степени их использования в единицу времени. Он предполагает ускорение темпов научно-технического прогресса, внедрение новых технологических процессов, современной техники.
Задачами экономического анализа материально-технической базы торгового предприятия являются:
• определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами и уровня их использования по обобщающим и частным показателям, установление причин качественного и количественного изменения основных фондов;
• расчет влияния использования основных фондов на объем товарооборота и другие показатели, характеризующие деятельность предприятия;
• изучение степени использования производственных мощностей предприятия;
• выявление резервов повышения эффективности использования основных фондов торговли.
Основными задачами планирования развития розничной торговой сети являются:
• обеспечение планомерного и комплексного развития торговых предприятий;
• совершенствование структуры и размещения торговой сети;
• обеспечение повышения эффективности капитальных вложений и использования основных фондов.
Перспективный план развития и размещения сети предприятий розничной торговли должен предусматривать соответствие ее развития объему и структуре товарооборота, его территориальному размещению, учитывая требования повышения качества торгового обслуживания, предоставление дополнительных услуг населению, рост численности населения, сокращение затрат времени потребителей при повышении фондоотдачи и эффективности капитальных вложений.
Для разработки планов развития розничной торговой сети используются нормативы торговой площади, приходящейся на 1000 жителей.
Расчет необходимого прироста торговой площади в планируемом периоде целесообразно выполнять в целом по району обслуживания с выделением площади для отдельных групп товаров. При этом учитывается наличие торговой площади на начало планируемого периода и ее выбытие по разным причинам за данный период.
Сезонная и мелкорозничная сеть по продаже овощей, фруктов, мороженого, прохладительных напитков и других товаров предусматривается исходя из текущей потребности.
Одним из этапов планирования является установление структуры торговой сети, выбор обоснованных типов магазинов и их размещение.
Завершается процесс планирования определением объема капитальных вложений на основании перечней типов магазинов, размеров торговой площади и нормативов удельных капитальных вложений по формуле:
КВ = М ∙ У + А ∙ УПС,
где КВ — объем капитальных вложений, млн. р.;
М — потребность в магазинах, м2 ;
У — удельные капитальные вложения на 1 м2 торговой площади, млн. р.;
А — потребность в передвижных и мелкорозничных средствах торговли, ед.;
УПС — среднерыночная стоимость указанных торговых точек, млн. р.
Определение потребности в складских площадях основывается на использовании следующей информации:
• прогноза развития товарооборота;
• прогноза развития товарных запасов;
• нормативов складской площади на 1 млн. р. товарных запасов по укрупненным группам.
При определении складской площади, пригодной для эксплуатации в планируемом периоде, производится пересчет с учетом укладки товаров на высоту 5,5 м (предусмотрено типовыми проектами). Коэффициент пересчета представляет собой отношение возможностей высоты укладки к высоте 5,5 м.
Отдельно предусматриваются экспедиции по приему и отпуску товаров на складах с большим грузооборотом (в небольших складах они объединяются). Также отдельно определяются размеры дополнительных помещений (зал товарных образцов, бытовые комнаты).
Потребность в новом строительстве рассчитывается с учетом фактического наличия складской площади на начало планируемого периода, ввода складов, находящихся на стадии строительства, и их выбытия в планируемом году.
5 Основные фонды ОАО «Могилевская маслосырбаза» и пути повышения эффективности их использования
5.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Могилевская маслосырбаза»
ОАО "Могилевская маслосырбаза" создана на основании приказа Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.06.1995 г.№121 путем преобразования Могилевской маслосырбазы в соответствии с Законом РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью». Предприятие является юридическим лицом и зарегистрировано в Могилевском облисполкоме 10.02.1997 г., регистрационный номер № 3218. Перегистрировано 30.04.1997 г., регистрационный номер № 36. Органами управления обществом является:
- собрание акционеров
- правление
- дирекция
Предприятие представляет собой смешанную форму собственности: государственную, коллективную и частную (при продаже физическим лицам, что предусматривается Законом Республики Беларусь « Об акционерных обществах с ограниченной ответственностью»).
Уставный фонд (акционерный капитал) составляет 256 млн. белорусских рублей. (Приложение А).
Уставный фонд делится на 128035 простых именных акций и поделен между участниками-акционерами следующим образом,:
- 46,4 % акций принадлежит государству
- 40 % коллективным хозяйствам (колхозам)
- 1 % коллективу базы
- 12,6 % свободная продажа физическим лицам.
Штат сотрудников насчитывает 63 человека.
Основная деятельность предприятия:
- заготовка и реализация молочной продукции
- торгово-закупочная и посредническая деятельность
- производство товаров народного потребления
Основной задачей предприятия является:
- Удовлетворение общественных потребностей в продуктах первой необходимости, хранение продуктов (масла, сыра) в межсезонный период, обеспечение бесперебойных поставок масла и сыра в торговлю области.
- Получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества.
Рынок сбыта действующего предприятия существует с долголетних и хорошо налаженных связей с поставщиками и покупателями. Основными поставщиками молочной продукции являются заводы Могилевской области. Крупнейшими из которых являются: Горецкий, Чаусский, Мстиславский, Славгородский, Белыничиский сырзаводы, Быховский, Климовичиский заводы масла и СОМ, Осиповичский , Могилевский молочные комбинаты, Дрибинский и Хотимский маслозаводы.
В числе постоянных покупателей маслосырбазы числятся все торгующие предприятия города и наиболее крупные государственные торговые объединения области.
ОАО "Могилевская маслосырбаза" от своего имени может приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных и арбитражных органах.
Предприятие отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом, на которое согласно действующему законодательству может быть обращено взыскание. Предприятие не отвечает по обязательствам своих участников, участники предприятия отвечают по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Государство не отвечает по обязательствам предприятия, равно как и предприятие не отвечает по обязательствам государства.
ОАО "Могилевская маслосырбаза" обладает полной самостоятельность в вопросах внутренней организации и управлении; принятие хозяйственных решений; организации и режиме оплаты труда; распределении чистой прибыли; распоряжении своим имуществом, а также иных вопросах своей деятельности, не регламентированных законодательством. Для осуществления своей деятельности предприятие имеет право производить любые операции, заключать любые сделки, за исключением запрещенных законодательством, с юридическими лицами и гражданами.
Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность на основе договорив или иных форм обязательств и свободном выборе их предмета, порядка хозяйственных взаимоотношений и определения ответственности договаривающихся сторон по взятым обязательствам. Договор является основной формой, регламентирующей взаимоотношения предприятия с юридическими лицами и гражданами.
ОАО "Могилевская маслосырбаза" ведет бухгалтерский учет и осуществляет статистическую отчетность, а также несет ответственность за состояние учета и отчетности в порядке, установленном действующими на территории РБ законодательными нормативными актами.
Финансовая деятельность ОАО "Могилевская маслосырбаза" направлена на создание денежных ресурсов в рублях для социального развития, обеспечение роста прибыли (дохода).
Основные экономические показатели деятельности ОАО "Могилевская маслосырбаза" представлены в табл.5.1. (Приложение А, Б).
Таблица 5.1- Технико-экономические показатели ОАО "Могилевская маслосырбаза" за 2002-2003 годы
Показатели | 2003 год | 2002 год | Изменение | |
Абсолютное, +,- | Относительное, % | |||
1.Балансовая прибыль, млн. руб. (стр. 130 Приложения Б) | -134 | -117 | -17 | 114,5 |
2. ССЧР, чел. | 63 | 63 | - | 100,0 |
3.Уставный фонд, млн. руб. (строка 310 Приложения А) | 256 | 256 | - | 100,0 |
4.Прибыль (убыток) на одного работника, млн. руб. стр.1/стр.2 | -2,12 | -1,86 | -0,26 | 113,9 |
5.Себестоимость реализуемой продукции, млн. руб. (строка 020 Приложения Б) | 2007 | 2703 | -696 | 74,3 |
6.Рентабельность, % Стр.1*100/ стр.5 | -6,7 | -4,3 | -2,4 | 155,8 |
7. Объем товарооборота, млн. руб. (строка 010 Приложения Б) | 2463 | 2921 | -458 | 84,3 |