Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:35, реферат
Картель – это договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной экономической самостоятельности. Например, акционерное общество «Объединенные сталелитейные заводы России» заключает с акционерным обществом «Металлургические заводы Приуралья» договор о специализации по изготовлению определенных видов продукции. Члены картеля обязуются совместно действовать и платить штрафы по договорам, если они нарушат постановления картельного договора.
Введение
1. Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации………..5
2. Экономические аспекты концентрации производства……………….9
3. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь……..13
4. Концентрация и диверсификация производства……………………..15
5. Сущность, формы и показатели уровня
комбинирования производства…………………………………………..17
6. Экономические аспекты комбинирования промышленного
производства……………………………………………………………....19
Заключение
Использованная литература
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ
Факультет менеджмента
Специальность:0805043
«Антикризисное управление»
Реферат
Дисциплина: Экономика организации
Тема:
«Формы организации
производства»
Якутск
2010 г.
Содержание
Введение
1. Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации………..5
2.
Экономические аспекты
3.
Концентрация и монополизация
в экономике, их взаимосвязь…….
4. Концентрация и диверсификация производства……………………..15
5. Сущность, формы и показатели уровня
комбинирования
производства…………………………………………..
6.
Экономические аспекты
производства………………………………
Заключение
Использованная
литература
Для достижения целей, которые не могут быть достигнуты отдельными предприятиями во многих сферах хозяйства, прибегают к кооперации и концентрации. Кооперация возникает, когда экономически самостоятельные предприятия путем договоров берут на себя обязательства о совместной деятельности. Примером может служить образование картелей, консорциумов.
Картель
– это договорное горизонтальное
объединение предприятий, остающихся
в правовом отношении юридически
независимыми, но лишенных части собственной
экономической
Консорциум
– это горизонтальное объединение
предприятий для проведения определенных
заданий в ограниченное время. В
консорциуме преобладает
О
концентрации говорят, когда от экономической
самостоятельности отдельных
Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.
Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Специализация – это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Кооперирование – это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
Комбинирование
производства представляет процесс
выпуска разнородной продукции
на предприятии за счет последовательности
выполнения технологических стадий обработки
сырья и отходов производства.
1. Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации
Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии[1, с. 58].
В качестве целей концентрации можно назвать:
-
гарантия сырьевой базы и
- увеличение сбыта продукции и услуг путем совместной распродажи. Например, бюро путешествий и производители одежды для отдыха, туризма и путешествий объединяются;
-
получение более высоких
-
гарантия занятости путем
-
повышение технического уровня
производства за счет
-
повышение уровня
-
поддержание
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:
-
увеличения выпуска однородной
продукции (специализированные
-
увеличения выпуска
- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия – комбинаты);
-
развития концентрации на
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:
- увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
-
применения машин и
-
одновременного увеличения
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой – либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия[1, с. 59].
Примером концентрации является концерн.
Концерн
– это горизонтально-
Акционерное общество объединенных сталелитейных заводов получает большинство акций у акционерного общества металлургических комбинатов. Акционерное общество металлургических комбинатов остается под именем своей фирмы, но его деловая политика в будущем будет определяться правлением акционерного общества объединенных сталелитейных заводов. Различают:
Подчиненные концерны, в которых одно предприятие подчиняет себе одно или несколько других.
-
Предприятие (высшее или
Высшее общество – это обычно общество прикрытия. Оно присваивает большую часть капитала или голосов других предприятий в обмен на собственные акции или продает их на рынках капитала. Общество прикрытия является чисто финансовой и административной организацией без производства.
- Предприятие передает функции собственного управления другому по договору о подчинении. Переплетения капиталов в этом случае не требуется.
Координационные концерны – это концерны, в которых предприятия собраны под единым управлением, не имея при этом зависимости друг от друга. При такой связи предприятия остаются в правовом отношении независимыми. Их экономическая независимость ограничивается тем, что каждое предприятие получает более 25% капитальных вкладов другого предприятия (запрещающее меньшинство). Предприятия имеют взаимное влияние на общее руководство (сестринские общества).
При наличии связей между концернами связанные предприятия на основе договоров о полном или частичном ассигновании или объединении прибыли, о производственной аренде или о передаче производственных мощностей и т.д.
Законодательством предусматривается правовое регулирование деятельности связанных предприятий.
Обязанности правлений:
-
Сообщать председателям
-
Отказывать в справке, если
это не повлечет отрицательных
последствий для связанных