Формы организации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:35, реферат

Описание

Картель – это договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной экономической самостоятельности. Например, акционерное общество «Объединенные сталелитейные заводы России» заключает с акционерным обществом «Металлургические заводы Приуралья» договор о специализации по изготовлению определенных видов продукции. Члены картеля обязуются совместно действовать и платить штрафы по договорам, если они нарушат постановления картельного договора.

Содержание

Введение
1. Сущность, цели, формы и показатели уровня концентрации………..5
2. Экономические аспекты концентрации производства……………….9
3. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь……..13
4. Концентрация и диверсификация производства……………………..15
5. Сущность, формы и показатели уровня
комбинирования производства…………………………………………..17
6. Экономические аспекты комбинирования промышленного
производства……………………………………………………………....19
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

экономика организации.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ 
 

Факультет менеджмента

Специальность:0805043 «Антикризисное  управление» 
 
 
 
 

Реферат

Дисциплина: Экономика организации

Тема: «Формы организации производства» 
 
 
 

                                                         Выполнил:

                                                                                     Студент группы АКУ-09-сп

                                                                Никитина Н.С.

                                                                 Преподаватель:

                                                           Егоров П.Н. 
 
 
 

Якутск 2010 г. 

      Содержание

      Введение

      1. Сущность, цели, формы и показатели  уровня концентрации………..5

      2. Экономические аспекты концентрации  производства……………….9

      3. Концентрация и монополизация  в экономике, их взаимосвязь……..13

      4. Концентрация и диверсификация  производства……………………..15

      5. Сущность, формы и показатели  уровня 

      комбинирования  производства…………………………………………..17

      6. Экономические аспекты комбинирования промышленного

      производства……………………………………………………………....19

      Заключение

      Использованная  литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   Введение

      Для достижения целей, которые не могут  быть достигнуты отдельными предприятиями во многих сферах хозяйства, прибегают к кооперации и концентрации. Кооперация возникает, когда экономически самостоятельные предприятия путем договоров берут на себя обязательства о совместной деятельности. Примером может служить образование картелей, консорциумов.

      Картель – это договорное горизонтальное объединение предприятий, остающихся в правовом отношении юридически независимыми, но лишенных части собственной  экономической самостоятельности. Например, акционерное общество «Объединенные сталелитейные заводы России» заключает с акционерным обществом «Металлургические заводы Приуралья» договор о специализации по изготовлению определенных видов продукции. Члены картеля обязуются совместно действовать и платить штрафы по договорам, если они нарушат постановления картельного договора[2, с. 89].

      Консорциум  – это горизонтальное объединение  предприятий для проведения определенных заданий в ограниченное время. В  консорциуме преобладает правовая форма общества гражданского права. Консорциумы создаются банками через организацию подписки на акции и долговые обязательства, и их распространение среди населения[2, с. 92].

      О концентрации говорят, когда от экономической  самостоятельности отдельных фирм и предприятий отказываются и  производство подчиняется общему центральному руководству. В этом случае примером является образование концернов. Данное понятие мы рассмотрим ниже более подробно.

      Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

      Концентрация  – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

      Специализация – это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции  в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

      Кооперирование  – это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

      Комбинирование  производства представляет процесс  выпуска разнородной продукции  на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья и отходов производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Сущность, цели, формы  и показатели уровня  концентрации

      Концентрация  – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии[1, с. 58].

      В качестве целей концентрации можно  назвать:

      - гарантия сырьевой базы и сбыта.  Например, фабрика целлюлозы, бумажная  фабрика, типография и издательство  газет договариваются о взаимном  сотрудничестве;

      - увеличение сбыта продукции и услуг путем совместной распродажи. Например, бюро путешествий и производители одежды для отдыха, туризма и путешествий объединяются;

      - получение более высоких доходов  путем ограничения и исключения  конкуренции, т.е. фактически за  счет монополизации рынка;

      - гарантия занятости путем планирования  заданий, которые превосходят  производственные и финансовые  возможности отдельного предприятия.  Несколько строительных предприятий  объединяются в большой строительный  трест для увеличения объемов выполняемых заказов;

      - повышение технического уровня  производства за счет совместного  проведения дорогостоящих научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ.  Например, создание исследовательского  общества ограниченной ответственности  с капиталовложениями нескольких предприятий различных отраслей промышленности (автомобильной, химической, электротехнической и энергосистем);

      - повышение уровня хозяйствования  благодаря рационализации процесса  производства, формирования ассортимента, использованию общих норм и нормативов, стандартов, специализации производства и т.п.;

      - поддержание конкурентоспособности  на мировом уровне. В качестве  примера можно рассмотреть соглашение  автозаводов одного государства  об общей распродаже автомобилей  на иностранных рынках[2, с. 87].

      Концентрация  на предприятии может развиваться  на основе различных форм:

      - увеличения выпуска однородной  продукции (специализированные предприятия);

      - увеличения выпуска разнородной  продукции (универсальные предприятия);

      - развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия – комбинаты);

      - развития концентрации на основе  диверсификации производства. Эта  форма самая сложная, так как  в этом случае развитие концентрации  может осуществляться как на  основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

      Концентрация  производства на предприятии может  быть достигнута путем:

      - увеличения количества машин,  оборудования, технологических линий  на прежнем техническом уровне;

      - применения машин и оборудования  с большей единичной мощностью;

      - одновременного увеличения машин,  оборудования, как прежнего технического  уровня, так и более современного;

      С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

      Для анализа уровня концентрации применяются  как абсолютные, так и относительные  показатели, поэтому и различают  абсолютную и относительную концентрацию.

      Абсолютная  концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

      Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли  между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой – либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия[1, с. 59].

      Примером  концентрации является концерн.

      Концерн – это горизонтально-вертикальное и неорганичное объединение предприятий, которые, оставаясь в правовом отношении самостоятельными, отказались от своей экономической самостоятельности в пользу единого руководства.

      Акционерное общество объединенных сталелитейных  заводов получает большинство акций  у акционерного общества металлургических комбинатов. Акционерное общество металлургических комбинатов остается под именем своей фирмы, но его деловая политика в будущем будет определяться правлением акционерного общества объединенных сталелитейных заводов. Различают:

      Подчиненные концерны, в которых одно предприятие подчиняет себе одно или несколько других.

      - Предприятие (высшее или материнское  общество) подчиняет себе другое (низшее или дочернее общество) через капитал или большинство  голосов.

      Высшее  общество – это обычно общество прикрытия. Оно присваивает большую часть капитала или голосов других предприятий в обмен на собственные акции или продает их на рынках капитала. Общество прикрытия является чисто финансовой и административной организацией без производства.

      - Предприятие передает функции  собственного управления другому по договору о подчинении. Переплетения капиталов в этом случае не требуется.

      Координационные концерны – это концерны, в которых  предприятия собраны под единым управлением, не имея при этом зависимости  друг от друга. При такой связи  предприятия остаются в правовом отношении независимыми. Их экономическая независимость ограничивается тем, что каждое предприятие получает более 25% капитальных вкладов другого предприятия (запрещающее меньшинство). Предприятия имеют взаимное влияние на общее руководство (сестринские общества).

      При наличии связей между концернами связанные предприятия на основе договоров о полном или частичном  ассигновании или объединении прибыли, о производственной аренде или о  передаче производственных мощностей  и т.д.

      Законодательством предусматривается правовое регулирование деятельности связанных предприятий.

      Обязанности правлений:

      - Сообщать председателям контрольных  советов, контрольным советам  и общим собраниям обо всех  важных событиях на связанных  предприятиях, которые могут повлиять на изменение положения общества.

      - Отказывать в справке, если  это не повлечет отрицательных  последствий для связанных предприятий.

Информация о работе Формы организации производства