Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 04:54, курсовая работа
Целью данной работы является исследование политики занятости и изучение проблемы обеспечения организаций и предприятий рабочей силой
Задачи:
- Изучить сущность и принципы государственной политики занятости.
- Рассмотреть государственную службу занятости и перспективы развития рынка труда.
-Проанализировать кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии.
-Исследовать проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой.
Введение
Глава 1.Сущность и принципы государственной политики занятости
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости
1.2 Принципы и основные направления политики занятости
Глава 2. Государственная служба занятости и перспективы развития рынка труда
2.1 Государственная служба занятости ее функции и структура
2.2 Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития
Глава 3. Кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии
3.1 Определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии
3.2 Кадры и количественная характеристика персонала
Глава 4. Проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой
4.1 Основные проблемы предприятий в обеспечении кадрами
4.2 Дефицит рабочей силы на предприятиях и решение проблемы обеспеченности предприятий рабочей силой
Заключение
Список использованной литературы
ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова»
Комплексная междисциплинарная курсовая работа
на тему:
«Государственная политика занятости и проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой».
Выполнила
Студентка группы 2207
очной формы обучения
Финансового факультета
Горбатенко Оксана
Москва – 2010
Содержание
Введение
Глава 1.Сущность и принципы государственной политики занятости
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости
1.2 Принципы и основные направления политики занятости
Глава 2. Государственная служба занятости и перспективы развития рынка труда
2.1 Государственная служба занятости ее функции и структура
2.2 Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития
Глава 3. Кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии
3.1 Определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии
3.2 Кадры и количественная характеристика персонала
Глава 4. Проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой
4.1 Основные проблемы предприятий в обеспечении кадрами
4.2 Дефицит рабочей силы на предприятиях и решение проблемы обеспеченности предприятий рабочей силой
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но наоборот, всё более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие испытывают в ее решении значительные трудности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что даже при благоприятной экономической ситуации на рынке труда существуют категории граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Эта тема всегда будет актуальной, т.к. чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт. Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП, что создает значительные трудности, при решении государством различных экономических проблем. Высокая безработица в свою очередь приводит к усилению криминальной ситуации в стране и влияет на другие негативные явления в обществе.
Поэтому обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации. Иначе говоря, проводит политику занятости.
Целью данной работы является исследование политики занятости и изучение проблемы обеспечения организаций и предприятий рабочей силой
Задачи:
- Изучить сущность и принципы государственной политики занятости.
- Рассмотреть государственную службу занятости и перспективы развития рынка труда.
-Проанализировать кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии.
-Исследовать проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой.
Глава 1. Сущность и принципы государственной политики занятости
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости
На сегодняшний день рынок труда постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой.
Некоторые экономисты считают неприемлемым вмешательство государства в рыночный механизм Другие, например сторонники кейнсианской школы, настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе и на рынке труда. Так, например Дж.М.Кейнс писал, что.. “..целесообразно проводить политику жесткой зарплаты, чем политику гибкой зарплаты, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме безработицы”[1]
Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда.
Современный рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками, при посредничестве государства. Так, созданная в 1919 г. И ставшая специализированным подразделением ООН с 1946г. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов. Главные цели МОТ – содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
Таким образом рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров. Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов и коллективных договоров. Как мы видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзом), и извне (государством).
Что касается политики занятости, в широком смысле она охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.
В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости.
Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяют потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако, экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшить свое материальное положение. В результате некоторые оказываются без работы и заработка, и это вызывает некоторую дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого государство и правительство стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности.
Политика занятости формируется с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание уделяется группе риска, т.е. занятости женщин, инвалидов, молодежи и.т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Все виды политики взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие друг на друга.
Схематически это можно показать в виде следующего рисунка:
Социальная и экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет экономическую и социальную функцию. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.
1.2 Принципы и основные направления политики занятости
Основные принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретно-исторический период развития общества. В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:
1) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
2) обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;
3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
6) сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
7) координация мер по занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;
8) поощрение работодателей, сохраняющих действующие места и создающих новые рабочие;
9) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
10) координация в этой области деятельности государственных органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;
11) обеспечение занятости малочисленных народов и народностей с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности и исторически сложившихся видов их занятости;
12) сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
13) международное сотрудничество в области занятости, включая вопросы труда российских граждан за рубежом и иностранных граждан в России.
Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права
В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:
- соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;
- реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, коллективными договорами и соглашениями о защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;
- оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи, высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
- создание условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих и.т.д.
Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию возможных массовых увольнениях трудящихся. Кроме того, они обязаны информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Государственная политика занятости и рынка труда в Росси характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока второстепенный характер.
Глава 2. Государственная служба занятости и перспективы развития рынка труда
2.1 Государственная служба занятости, ее функции и структура
Федеральная служба по труду и занятости - федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.