Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 06:01, реферат
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений (совокупность экономических и юридических процедур) совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счёт взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально - квалификационных разрезах. На рынке труда складываются отношения между работодателями и работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых в заработной плате.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты рынка труда………………………………………..4
1.1. Сущность и структура рынка труда……………………………………… 4
1.2. Формы и виды занятости…………………………………………………..11
1.3. Виды безработицы………………………………………………………….13
2. Состояние рынка труда………………………………………………………17
2.1. Российский рынок труда…………………………………………………...17
3. Механизмы регулирования рынка труда……………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………...23
2. Состояние рынка труда
2.1.
Российский рынок
труда
В большинстве стран Западной Европы на протяжении последних столетий существовала тенденция уменьшения прямого государственного регулирования экономики страны, что, в конечном счете, привело к появлению системы «конкурентного капитализма» или «свободного частного предпринимательства». Однако с конца XIX века начинает набирать силу обратный процесс, заключающейся в расширении экономических функций государства. И в настоящее время существует «смешанная» система свободного предпринимательства, которая контролируется экономически со стороны, как общества, так и частных институтов.
Можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда:
1) внешние - кризисный спад общественного производства, структурная перестройка производства, сокращение вооружённых сил, изменение отношений собственности, денежно – кредитная и финансовая политика государства;
2) внутренние (они являются систематизирующими и воздействуют на предложение труда, а не на его спрос) – природно-ресурсные; демографические; социально-экономические, образование, подготовка и переподготовка кадров, миграция.
В условиях начавшегося мирового финансового мирового кризиса в 2008 году произошли существенные изменения на рынке труда. Дефицит специалистов, о котором так много говорили в 2007 и начале 2008 года, сменился переизбытком и сокращением числа вакансий. Постоянный рост зарплат прекратился, а в некоторых специальностях наблюдалось уменьшение средних зарплат.
Наиболее пострадавшие в кризис отрасли – это управление персоналом, административный персонал, начало карьеры, банки и инвестиции. Число еженедельно поступающих резюме увеличилось.
Как следствие увеличения числа резюме и сокращения числа вакансий в 2008 – 2009 годах наблюдается рост индекса HeadHunter по всем отраслям вырос в 2 – 5 раз. (Индекс HeadHunter рассчитывается как соотношение числа резюме к числу вакансий. Если соотношение больше 1, то предложение (количество резюме) превышает спрос (количество вакансий). Если соотношение меньше 1, то спрос превышает предложение). Только в производстве индекс HeadHunter вырос незначительно - лишь в полтора раза. Значительнее всего индекс HeadHunter увеличился в следующих профессиональных областях: начало карьеры и студенты, высший менеджмент, управление персоналом, строительство.
Сохранился дефицит на менеджеров по продажам. По-прежнему сохраняется некоторый дефицит на IT – специалистов, специалистов в страховании. Увеличился дефицит специалистов из сферы медицина и фармацевтика. Эта отрасль выделяется на фоне других.
К концу 2009г., по оценке, 6,2 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,1 млн. человек, в том числе 1,8 млн. человек получали пособие по безработице.
Средний возраст безработных составил 34,3 года. Молодежь до 25 лет составляла среди безработных 31,3%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,1%.
Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,3%), а также 20-24 года (16,6%). Среди безработных 35,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных.
Самый
низкий уровень безработицы, соответствующей
критериям МОТ, по данным обследования
населения по проблемам занятости, отмечается
в Центральном федеральном округе, самый
высокий - в Южном федеральном округе.
3. Механизмы регулирования
рынка труда
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление.
Государственное
регулирование рынка труда
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.
Заключение
Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.
Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из государственных бюджетов всех уровней.
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста.
Список используемых
источников
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда