Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:06, контрольная работа
Вмешательство государства в экономические процессы имеет длительную историю. Сущность этого вмешательства, его необходимость, смена величины влияния зависит от уровня развития экономики ряда других факторов. Государство во все времена в той или иной мере вмешивается в экономические процессы, однако степень этого вмешательства в различные периоды не одинакова.
1.Обоснование необходимости государственного регулирования экономики.
2. Опыт государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах мира.
3. Литература.
2. Опыт государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах мира.
Государственное регулирование
сельского хозяйства за рубежом
− это сложный механизм, включающий
инструменты воздействия на доходы
фермеров, структуру
В настоящее время основным
содержанием аграрной политики большинства
экономически развитых стран является
государственная поддержка
Можно выделить меры прямого и косвенного
государственного субсидирования. К мерам
прямого государственного субсидирования
относится поддержка доходов сельхозпроизводителей,
которая заключаетсяв:
- прямых государственных компенсационных
платежах;
- платежах при ущербе от стихийных бедствий;
- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией
производства (выплаты за сокращение посевных
площадей, вынужденный забой скота и т.д.).
К мерам косвенного государственного
регулирования АПК относятся:
1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия
посредством поддержки внутренних цен
на сельскохозяйственную продукцию,
установления квот, тарифов, налогов на
экспорт и импорт продовольствия;
2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей
на приобретение средств производства
путем предоставления субсидий на приобретение
удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату
процентов по полученным кредитам, выплаты
по страхованию имущества;
3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.
4. Содействие развитию
производственной
В структуре государственных субсидий
зарубежных стран наибольший удельный
вес занимают средства на поддержку цен.
В современных концепциях ценообразования
на сельскохозяйственную продукцию в
странах с развитой рыночной экономикой
предусматривается активное государственное
вмешательство в формирование и регулирование
цен. Система государственного регулирования
цен практически во всех странах с развитой
рыночной экономикой одинакова и предусматривает:
- установление верхних и нижних пределов
колебания цен и индикативной или условной
цены, которую стремится поддерживать
государство;
- скупку либо продажу нескоропортящейся
продукции в целях товарной интервенции
и поддержания желаемого уровня цен.
Политика аграрных цен и фермерских доходов
в развитых странах предполагает, прежде
всего, организацию слежения таких экономических
показателей, как: издержки производства
по группам специализированных хозяйств
(страны ЕС) или по видам производства
(США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию; доходность ферм и отраслей
производства.
В результате получается проработанная
в деталях информационно-
В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен:
- целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;
- залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка.
В странах ЕС функционирует
несколько иной ценовой механизм:
на сравнительно высоком уровне установлены
целевые или ориентирные цены,
гарантирующие средним и
Во всех странах Западной Европы действует
механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную
продукцию.
Так, в Финляндии действуют
три вида цен: целевые, дотационные
и дополнительные. Ежегодно Министерство
сельского и лесного хозяйства
определяет целевые цены и утверждает
их по согласованию с Центральной
организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В течение года эти цены можно
корректировать с учетом темпов инфляции.
Базисом целевых цен является
ценовая модель, разработанная по
калькуляции себестоимости
К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную
продукцию в развитых странах относится
дифференциация целевых (гарантированных)
цен по месяцам хозяйственного года в
пределах до 10% их среднегодового уровня.
Это предусмотрено с целью компенсации
затрат фермерам за хранение нереализованной
продукции непосредственно в своих хозяйствах
или на оплату тарифов коммерческих государственных
складов. В последнем случае производится
частичная компенсация убытков от потерь
сельскохозяйственной продукции при хранении.
Один из важнейших показателей
государственного регулирования сельского
хозяйства в развитых странах
− уровень бюджетной поддержки
фермерских цен на произведенную
продукцию. Этот показатель отражает отношение
всех ценовых и в неценовых бюджетных
дотаций на производство и реализацию
(в том числе на экспорт) определенной
сельскохозяйственной продукции к ее
фермерской цене. Начиная с 80-х гг., уровень
бюджетной поддержки фермерских цен повысился
с 14,7 до 35,8%, в том числе на растениеводческую
продукцию − с 8,5 до 47, животноводческую
− с 20 до 28,5%.
Общей основой ценообразования в АПК зарубежных
стран является приведение в соответствие
закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию общественно необходимым затратам
на ее производство и реализацию. При этом
стремятся учитывать уровень и динамику
мировых цен. Важнейшей функцией цены
остается регулирование доходов сельского
хозяйства для дальнейшего развития отрасли.
Система ценообразования предусматривает
оперативное слежение за динамикой цен
на средства производства, издержек и
доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную
продукцию и услуги АПК.
Субсидии в странах
ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной
фермерами товарной продукции, в
Японии и Финляндии − 70, в России
− лишь 3,5%. В США на развитие сельского
хозяйства в расчете на единицу
продукции вкладывается средств
на 30% больше, чем в другие отрасли.
Помимо ценового механизма, общие для
ЕС нормы организации и регулирования
рынков сельскохозяйственного сырья и
продовольствия включают контроль за
предоставлением бюджетных дотаций (национальный
аспект), а также общеевропейские меры,
направленные на обеспечение доходов
производителей, поддержание на определенном
уровне розничных цен, что позволяет унифицировать
условия конкуренции как в области производства,
так и в области сбыта. Основным стремлением
наднациональных органов ЕС является
поиск средств и методов в сфере поддержки
производителя, которые обеспечивали
бы ему примерно равные позиции в каждой
отдельной стране.
В ЕС национальные дотации предоставляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая условия наибольшего благоприятствования в рамках какой-либо отдельной страны, запрещена. К такого рода помощи относятся: ценовые вмешательства (надбавки к ценам), регулирование объемов производства, высокая компенсация за экспортную продукцию. Вместе с тем национальное правительство участвует в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, обеспечению ветеринарного надзора, внедрению достижений научно-технического прогресса, охране окружающей среды, стимулированию производства в так называемых проблемных районах, обеспечению минимального уровня доходов мелким хозяйствам.
Кроме того, бюджетная поддержка
может предоставляться как
Таким образом, общеевропейская политика
в аграрном секторе направлена на четкую
организацию рынков сбыта, поддержание
фермерских доходов, помощь в реализации
излишков продукции и решение ряда других
проблем.
Национальная аграрная политика в странах
ЕС является продолжением Единой аграрной
политики, однако существуют различия
в направлениях и методах финансирования
сельского хозяйства. Например, на поддержку
производства и рынков в добавление к
системе ЕС Дания расходует треть своего
сельскохозяйственного бюджета, Великобритания
и Ирландия − соответственно 15 и 20%. Почти
все страны половину национальных сельскохозяйственных
бюджетов расходуют на структурную политику
(сюда входят модернизация и укрупнение
ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных
ресурсов, улучшение оперативной деятельности
фермеров, сокращение производственных
издержек и развитие районов с неблагоприятными
условиями). По этим направлениям расходов
наблюдаются значительные различия. Например,
Великобритания направляет на программы
модернизации почти треть своего сельскохозяйственного
бюджета, а Нидерланды и Люксембург −
менее 10%. В целом в странах ЕС на поддержку
начинающих фермеров направляется в среднем
10% от аграрных бюджетов, в том числе во
Франции − 25%, в Великобритании и Ирландии
эта статья расходов незначительна. На
бюджетные программы «Исследования и
разработки» в среднем по ЕС направляется
около 10%, а в Нидерландах -почти 30% бюджета.
Особого внимания заслуживает опыт США
по субсидированию сельского хозяйства.
Бюджетные расходы США на сельское хозяйство
зависят от экономической ситуации −
в кризисные годы их значение резко возрастает,
в более стабильные периоды уровень государственного
субсидирования заметно снижается. Так,
в связи с кризисом 1980−1985 годов бюджетные
расходы на сельское хозяйство в 1986 году
составили 58,7 млрд долл., или 5,9% от всего
федерального бюджета. Конец 80-х годов
был благоприятным для сельского хозяйства,
и уровень государственного субсидирования
заметно снизился, составив в 1989 году 52
млрд долл., или 4,6% федерального бюджета.
Бюджетные средства выделяются на финансирование
следующих программ:
- сельскохозяйственные исследования;
- организация маркетинга и информации о рынках и ценах;
- кредитование;
- консервация и изъятие земель;
- поддержка цен, закупка, компенсационные платежи;
- поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы;
- субсидирование продовольствия;
- экспортные субсидии;
- международная продовольственная помощь.
В структуре расходов федерального
бюджета на сельское хозяйство главными
являются два направления:
1) программы стабилизации доходов (на
них приходится около 60%
бюджетных расходов по статье «Сельское
хозяйство»);
2) программы сельскохозяйственных исследований
и обслуживания
науки.
Необходимо отметить, что наибольшую долю
помощи (около 70% бюджетных средств) получают
относительно крупные хозяйства, обеспечивающие
высокую эффективность ведения производства,
а фактически бюджетным финансированием
охвачена одна треть американских ферм.
Однако, начиная с конца 80-х годов, аграрная политика США предусматривает снижение уровня воздействия на аграрный сектор. Правительство США отказалось от ряда программ и сократило объемы финансирования на их поддержку. Политика США в области сельского хозяйства, рассчитанная на 7 лет (1996−2002 гг.), предусматривала сокращение финансовой поддержки на 30%.
Таким образом, государственное
регулирование
Информация о работе Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве