Государственные и муниципальные облигации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:13, реферат

Описание

В начале 1992 г. Центральный банк РФ присту¬пил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предпо¬лагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск пос¬ледних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было реше¬но использовать безбумажную электронную технологию.

Работа состоит из  1 файл

Государственные и муниципальные облигации.docx

— 52.79 Кб (Скачать документ)
  1. Государственные облигации
    1. Государственные краткосрочные облигации

     В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

     Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести прежде всего закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». В нем определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

     Второй  по важности нормативный акт — приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993г. «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями». В нем, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ.

     Третий нормативный акт — «Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО» устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счет «депо» нового владельца.

     Эмитентом ГКО выступало Министерство финансов РФ. В качестве генерального агента, а также дилера выступал ЦБ РФ. Облигации выпускались со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Операции с этими ценными бумагами были сосредоточены на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

     Размещение  облигаций происходит на аукционе, организованном ЦБ по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объем выпуска, место и время объявляются Центральным банком России не позднее чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

     Министерство  финансов РФ, выпуская в обращение  ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях.

     Обеспечивая организационную сторону фукнционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), ЦБ активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБ открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство дает возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нем и вокруг него. При этом ЦБ не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет привлекательность для инвесторов рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

     В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.

     ГКО - высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже — 0,1% от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО — 0,1% от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль.

     Со  времени первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

     В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд. долл., что превышало годовой бюджет России. Всего за 1993-1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. долл. по номиналу.

     Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют определенную макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии ЦБ России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занимать заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБ тем самым может соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО - важнейший ориентир денежного рынка.

     Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков — учетной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.

     Надежность  ГКО по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, была достаточно высокой, поскольку агентом выступает Центральный банк России, который по соглашению с Минфином автоматически погашает рефинансируемые выпуски.

     Рынок ГКО - оптовый, профессиональный, поэтому ГКО на самом деле действует в безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской межбанковской валютной бирже, а это довольно сложно для населения.

     Хотя  рядовые инвесторы, конечно же, имеют  право покупать государственные  ценные бумаги, но подавляющее большинство населения этого не делает и свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки - профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика.

     Основная  причина краха рынка ГКО была обусловлена высоким уровнем доходности, несмотря на все более сокращавшуюся доходную базу федерального бюджета и отсутствие экономического роста в стране.

     Задолженность по ГКО, которая сложилась на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реструктурирована в новые, более  долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г. 

    1. Государственные долгосрочные облигации

     Заем осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.

     Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тыс. руб. В настоящее время их номинал равен 100 тыс. руб. (в ценах 1991г.).

     Разряды объединены в четыре группы:

     1-й — 4-й разряды — группа «Апрель»;

     5-й  — 8-й разряды — группа «Июль»;

     9-й  — 12-й разряды — группа «Октябрь»;

     13-й  — 16-й разряды — группа «Январь».

     Обслуживание  возложено на учреждения ЦБ России. Для каждой группы разрядов он может устанавливать особые условия обращения. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путем погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

     Котировка облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в течение всего года, за исключением «особой» недели.

     «Особые»  недели в соответствующих группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на эту неделю определяются за 13 месяцев до ее наступления, т.е. владелец облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а одного года.

     Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются до 31 декабря 2021г. При погашении ГДО ЦБ России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

     Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить также ссуду в ЦБ России на срок до 3 месяцев в размере до 90% номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае невозврата ссуды в срок ЦБ России имеет право реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.

     Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций не получил развития. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги. 

    1. Облигации внутреннего валютного  займа

     В результате банкротства Банка внешнеэкономической  деятельности СССР в июне 1991 г. на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1992 г. № 1565 «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР (изданным во исполнение постановления Верховного Совета) полная разблокировка средств должна была состояться 01.07.1993 г. Задолженность физическим лицам была погашена в полном объеме, а для юридических лиц были выпущены облигации.

     Выпуск и обращение этих облигаций регулируются постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222 «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа» и от 4 марта 1996 г. № 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного займа». Эмитентом облигации выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.

     Общий объем займа составил 7885 млн.долл. США. Номинал облигации - 1, 10 и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью траншами со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 г. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. Дата погашения последнего транша - 14 мая 2011г.

     В результате краха фондового рынка в августе 1998г. 14 мая 1999 г. не были погашены ОВВЗ третьего транша. Их владельцам был перечислен лишь купонный доход.

     Правительство РФ 29 ноября 1999г. приняло постановление «О новации облигаций внутреннего государственного валютного займа III серии», в котором было установлено, что новации ОВВЗ III серии (транша) будут осуществляться путем обмена их на облигации государственного валютного займа 1999г. в соотношении 1:1 либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США.

     Согласно  условиям новации эмиссия валютных облигаций будет осуществляться одним выпуском, который размещается исключительно среди держателей ОВВЗ третьего транша.

     Срок  обращения новых валютных облигаций составляет 8 лет, номинал - 1000 долл. США, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 3% годовых. 

    1. Облигации федерального займа

     ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной) и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу устанавливают сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

Информация о работе Государственные и муниципальные облигации