Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:02, реферат
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.
В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:
• формы труда, требующие значительной мышечной активности;
• механизированные формы труда;
• формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством;
• групповые формы труда (конвейеры);
• формы труда, связанные с дистанционным управлением;
• и формы
интеллектуального (умственного) труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной
активности (физический труд) имеют место
при отсутствии механизации труда.
Эти работы
характеризуются в первую очередь
повышенными энергетическими
• формы труда, требующие значительной мышечной активности;
• механизированные формы труда;
• формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством;
• групповые формы труда (конвейеры);
• формы труда, связанные с дистанционным управлением;
• и формы
интеллектуального (умственного) труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной
активности (физический труд) имеют место
при отсутствии механизации труда.
Эти работы
характеризуются в первую очередь
повышенными энергетическими
При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка:
• подать материал для обработки;
• пустить в ход механизм;
• извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.
Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости, и быстрому нервному истощению.
При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны. Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиа или железнодорожного диспетчера крупной станции, а также диспетчера производственного отдела завода характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд)
определяется
чрезмерным объемом информации, возрастанием
дефицита времени для ее переработки,
повышенной личной ответственностью за
принятые решения, периодическим возникновением
конфликтных ситуаций. Труд преподавателей
и медицинских работников отличается
постоянными контактами с людьми,
повышенной ответственностью, часто
дефицитом времени и информации
для принятия правильного решения,
что обуславливает степень
Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены, контрольные работы и т.п.). Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.
Принципы
Тейлора были разработаны для
физического труда на промышленном
производстве и впервые применены
именно там. Но и при этом традиционном
ограничении они имеют
Но, как
будет показано ниже в этой главе,
существует множество разновидностей
умственного труда (включая работы,
требующие самых передовых и
в высшей степени теоретических
знаний), в которые входит и физический
труд. И повышение производительности
такого труда также требует применения
научной организации
Производительность работника умственного труда определяется шестью факторами:
Все эти требования - за исключением, пожалуй, последнего, - почти полностью противоположны требованиям, необходимым для повышения производительности работника физического труда.
Конечно,
и при физической работе качество
важно. Но это качество строго регламентировано.
Существует стандарт качества - так
сказать, минимум качества. Заслуга
всеобщего контроля качества - другими
словами, применения статистической теории
XX века к физическому труду, - заключается
в возможности существенно
Но в
большинстве работ, связанных с
умственным трудом, качество не бывает
минимальным и