Характеристики Умстенного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:02, реферат

Описание

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Работа состоит из  1 файл

Умственный труд.docx

— 17.91 Кб (Скачать документ)

Умственный  труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

В современной  трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В  соответствии с существующей физиологической  классификацией трудовой деятельности различают:

•  формы труда, требующие значительной мышечной активности;

•  механизированные формы труда;

•  формы    труда,    связанные    с    полуавтоматическим    и    автоматическим производством;

•  групповые формы труда (конвейеры);

•  формы труда, связанные с дистанционным управлением;

•  и формы интеллектуального (умственного) труда. 
Формы труда, требующие значительной мышечной активности (физический труд) имеют место при отсутствии механизации труда.

Эти работы характеризуются в первую очередь  повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм труда  является изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы  действий. В условиях механизированного  производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую  скорость и точность движений, необходимых  для управления механизмами. Однообразие  простых и большей частью локальных  действий, однообразие В современной  трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В  соответствии с существующей физиологической  классификацией трудовой деятельности различают:

•  формы труда, требующие значительной мышечной активности;

•  механизированные формы труда;

•  формы    труда,    связанные    с    полуавтоматическим    и    автоматическим производством;

•  групповые формы труда (конвейеры);

•  формы труда, связанные с дистанционным управлением;

•  и формы интеллектуального (умственного) труда. 
Формы труда, требующие значительной мышечной активности (физический труд) имеют место при отсутствии механизации труда.

Эти работы характеризуются в первую очередь  повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм труда  является изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы  действий. В условиях механизированного  производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую  скорость и точность движений, необходимых  для управления механизмами. Однообразие  простых и большей частью локальных  действий, однообразиеи малый объем  воспринимаемой в процессе труда  информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и  быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка:

•  подать материал для обработки;

•  пустить в ход механизм;

•  извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости, и быстрому нервному истощению.

При     формах     труда,     связанных     с     дистанционным     управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны. Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиа или железнодорожного диспетчера крупной станции, а также диспетчера производственного отдела завода характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд)

определяется  чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто  дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены, контрольные работы и т.п.). Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Принципы  Тейлора были разработаны для  физического труда на промышленном производстве и впервые применены  именно там. Но и при этом традиционном ограничении они имеют чрезвычайно  важное значение. Методы Тейлора по-прежнему лежат в основе главного принципа организации производства в странах, где физический труд, и в особенности  физический труд на производстве, остается сектором роста общества и экономики, другими словами, в странах третьего мира, где все еще очень велико - и неуклонно растет - число молодых  людей без образования и практически  без какой-либо профессии.

Но, как  будет показано ниже в этой главе, существует множество разновидностей умственного труда (включая работы, требующие самых передовых и  в высшей степени теоретических  знаний), в которые входит и физический труд. И повышение производительности такого труда также требует применения научной организации производства. И все же в развитых странах  главная задача сегодня заключается  не в повышении производительности физического труда, - в конце концов, мы знаем, как этого добиться. Центральной  задачей становится всемерное повышение  производительности умственного труда. Работники умственного труда  очень быстро становятся самой крупной  группой внутри рабочего класса развитых стран. Сегодня они уже составляют около двух пятых всей рабочей  силы США; во других странах их доля меньше, но тоже быстро увеличивается. В первую очередь именно от производительности этой группы работников будет зависеть будущее процветание - более того, само существование, - развитых стран.

Производительность  работника умственного труда  определяется шестью факторами:

  1. Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: "В чем заключается производственное задание?"
  2. Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима независимость.
  3. Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений.
  4. Работнику умственного труда надо,.с одной стороны, постоянно учиться, а с другой - постоянно учить.
  5. Производительность работника умственного труда не измеряется количеством или объемом - во всяком случае, это далеко не самый главный показатель. Зато качеству придается огромное значение.
  6. Наконец, для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на "издержки", а скорее как на "капитал", и обращаться с ним соответственно. Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям.

Все эти  требования - за исключением, пожалуй, последнего, - почти полностью противоположны требованиям, необходимым для повышения  производительности работника физического  труда.

Конечно, и при физической работе качество важно. Но это качество строго регламентировано. Существует стандарт качества - так  сказать, минимум качества. Заслуга  всеобщего контроля качества - другими  словами, применения статистической теории XX века к физическому труду, - заключается  в возможности существенно снизить (или даже вообще свести к нулю) количество единиц продукции, не соответствующих  разработанному стандарту качества.

Но в  большинстве работ, связанных с  умственным трудом, качество не бывает минимальным и регламентированным. Качество - это и есть конечный продукт  умственного труда.

  1. Работники умственного труда несут ответственность за свой вклад в общее дело. Речь идет о том, что работник умственного труда сам принимает решение о том, по каким направлениям деятельности он (она) должен отчитываться в качественных и количественных показателях, в показателях затрат времени и средств. Работники умственного труда должны быть независимыми, а это подразумевает и ответственность.
  2. Постоянная инновационная деятельность должна стать составной частью профессиональной деятельности работников умственного труда.
  3. Постоянное повышение собственного уровня и постоянное обучение других должно стать составной частью деятельности работников умственного труда.

Информация о работе Характеристики Умстенного труда