Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:11, курсовая работа
Между двумя этими полюсами находятся холдинги, представляющие смесь финансовых или отраслевых холдингов в различных пропорциях.
Целью моей курсовой работы, является изучение основных принципов формирования холдингов, а также проблем, возникающих в ходе деятельности данных компаний.
В данной курсовой работе также дана характеристика холдингов: понятие, виды, организационная структура.
Введение
1. Роль холдинговых компаний в современной экономике ..………….5
1.1. Характеристика и цели создания холдингов …………………..5
1.2. Преимущества функционирования холдинговых систем…….8
1.3. Образование и управление холдингами………………………11
2. Эффективность структуры управления холдингом…………...……14
2.1. Организационная структура холдинговых компаний ..……...14
2.2. Принципы формирования организационных структур холдинговых компаний ……………………………………………………..16
2.3. Оценка эффективности управления холдингами………….....21
Заключение……………………………………………………………….….25
Список использованной литературы………………
1.3. Особенности управленческих структур в холдингах
Экономическая реформа в нашей стране принудила предприятия совершенствовать структуру управления, изыскивать пути выхода из кризиса. Эти процессы привели к изменению организационных форм хозяйствования, одна из важнейших форм – холдинги.[4]
Холдинговые компании образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.[5]
В последнее время корпоративный мир захлестнула волна объединений, слияний и поглощений. Объединяются все: автомобилестроители, связисты, энергетики, компьютерщики, финансисты…
Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании .
Первый путь, холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция». Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка.
Второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция».
Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.
Третий путь, холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе.
Четвертый путь. На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний .
Пятый путь. Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
Шестой путь. Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.[6]
Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
· путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер;
· путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием.
· Путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании.
· Путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау.
В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. «На рынке банкротств, сформировалась жесткая и закрытая система перераспределения собственности», пишет «Эксперт». Причем получить контроль над конкурентом или даже купить его можно, приобретя долги этого предприятия и осуществив необходимые действия, определяемые законом о банкротстве. Кстати, процедура банкротства широко используется для преобразований и разделения частей холдинговых структур, отчуждения части какой - либо группы с последующим включением в свой холдинг. Снова процитируем журнал «Эксперт» - «Девяносто пять процентов сегодняшних банкротств в России осуществляются в целях передела собственности … и происходят в рамках процесса, когда какая-либо коммерческая структура строит свою вертикаль…».[7] Можно вспомнить, например, попытку г-на Быкова получить контроль над всей энергетикой Красноярского края и его конфликт с губернатором А.И. Лебедем.
Судя по публикациям «Эксперта» и «Коммерсанта» - в России это почти универсальный способ приобретения предприятий.
Косвенно об этом можно судить по активности наших законодателей, просматривая мониторинг законодательства. Например, последнее указание ЦБ РФ, регулирующее процедуру замены обязательств банков на их конвертируемые обязательства - владельцы этих обязательств могут обменять их на акции банка - должника, а потом продать его имущество.[8]
Образование «снизу» происходило, когда промышленные предприятия для привлечения инвестиций и повышения привлекательности совместно с инвестором (часто с группой инвесторов, которые образуют синдикат) создавали управляющую компанию. Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий и долей инвесторов.
Глава 2. Эффективность структуры управления холдингом
2.1. Организационная структура холдинговых компаний
Организационная структура предприятия — это его «скелет», и важность ее трудно переоценить. Но еще большее значение имеет оргструктура в холдинге. Понятно, что холдинг больше, чем предприятие, и управлять им сложнее. Но размер — это не первая и не единственная причина: играет роль юридическая, территориальная, технологическая и неоднородность холдинга. Предприятие жестко структурировано.
1. Подразделения предприятия связаны и юридически, в рамках одного и того же юридического лица.
2. Отдел может выйти из состава предприятия, а состав и функции отделов, взаимоотношения между ними прописаны в штатном расписании, должностных инструкциях и так далее.
3. Подразделения предприятия последовательно выстроены технологически, в рамках одного и того же технологического процесса.
4. Предприятие территориальную целостность (по крайней мере, по основной деятельности).
Передача управления, которое сплошь завязано на личных связях, практически невозможна.
Холдинг — это по определению гибкая структура.
1. Составные части холдинга юридически самостоятельны и связаны только финансовыми отношениями, да и то, как правило, не друг с другом, а с головной компанией.
2. Взаимоотношения участников холдинга определены здравым смыслом — «как сложились», или договором. При этом теоретически любой участник может выйти из состава холдинга — выкупив свои акции и выйдя из финансовой зависимости.
3. Технологические связи в холдинге могут быть, но могут и отсутствовать.
4. Территориально холдинг, как правило, располагается в разных городах, регионах или странах.
Таким образом, производственные и управленческие процессы на отдельном предприятии имеют четкую юридически зафиксированную схему. А бизнес-процесс внутри холдинга как единого образования определяется организационной структурой этого холдинга, которая может быть нигде не прописана. Следовательно, оргструктуру и управленческие механизмы в холдинге необходимо создать и зафиксировать.
Одно из важнейших требований, предъявляемых сейчас к управленческим структурам объединений — это максимальная формализованность. Можно выделить две причины такой ситуации: одна — общемировая и общенаучная, вторая — сугубо российская, практическая.
Первая причина, почему необходимо формализовать структуру управления холдингом или другим объединением предприятий, проистекает из одного из основных законов кибернетики.
Вторая причина — практическая, российская — коренится в непрозрачности наших предприятий, как финансовой, так и структурной. Передача управления, которое сплошь завязано на личных связях, практически невозможна. Формализация структуры управления и оргструктуры даст возможность поставить во главу объединения внешнего менеджера, не собственника. И естественно, с этого момента формализованная структура управления нужна, чтобы контролировать этого наемного менеджера или заменить его при необходимости.
2.2. Принципы формирования организационных структур холдинговых компаний
Общие принципы построения организационных структур для холдинга и для обычного единичного предприятия совпадают, но сами структуры, которые получаются в итоге, естественно, сильно отличаются. Исторически первыми типами организационных структур для предприятия были основанная на функциональном принципе и основанная на дивизиональном принципе.
Функциональный принцип
Этот принцип предполагает, что структура будет формироваться на основе разделения организации по характеру деятельности подразделений. То есть, управление происходит для каждого ресурса отдельно: человеческий ресурс управляется кадровой службой, научный — инновационной, отдельно существуют финансовые, бухгалтерские, маркетинговые отделы, служба безопасности и так далее.
Подобная схема предполагает высокую степень централизации принятия решении, иерархичность.
Функциональная структура имеет ряд преимуществ:
· Коллектив, объединенный в отдел по функциональному признаку, эффективнее выполняет задачу за счет общей координации, кооперации, разделения обязанностей и так далее.
· Сотрудники за счет совместного выполнения заданий приобретают широкий профиль специализации, совершенствуются их профессионализм и квалификация.
Возникает взаимозаменяемость сотрудников: если один из сотрудников покидает отдел, другой может на некоторое время занять его место. Организация становится более адаптированной к кадровым изменениям.
Основной недостаток функциональной схемы в том, что центр управления сильно смещен вверх (начальство находится слишком далеко от конкретных производственных процессов), а командная цепочка «растянута» по вертикали. Из-за необходимости иерархической координации трудно реализовать решения, которые касаются сразу нескольких отделов. Дивизиональный принцип
Этот принцип построения оргструктуры используется на предприятиях и в организациях, имеющих широкий профиль выпускаемой продукции или распределенных географически.
Для предприятий, выпускающих большой ассортимент продукции (например, мясокомбинат выпускает мясные полуфабрикаты, мясные консервы, колбасу и упакованную вырезку), основанием для разделения предприятия на дивизионы является вид конечного продукта. То есть отделы разделяются по направлениям, что подразумевает создание функциональных подотделов, которые будут обеспечивать обработку всех ресурсов внутри одного продуктового направления. Подотделам делегируется право на свободу принятия оперативных решений. Такие дивизиональные структуры также называют продуктовыми, программными и так далее.
Дивизиональная схема удобна для предприятий с большим количеством однородных территориально обособленных подразделений, например для сети магазинов. Такая оргструктура будет называться региональной.
Но на самом деле для отдельного предприятия дивизиональная схема в чистом виде применяется редко. Такие подразделения общего характера, как бухгалтерия, являются зачастую не разделенными по дивизионам, а общими для всего предприятия. Но, естественно, бухгалтеры присутствуют в каждом территориально обособленном подразделении.
Преимущества:
· Вопросы, которые возникали между отделами в функциональной структуре, теперь либо вообще не возникают, так как подразделения автономны и связаны лишь общим руководством, либо могут быть разрешены на уровне самих подразделении. Это благоприятно сказывается на скорости принятия решений и оперативности.
· Географически обособленное подразделение занимается всеми вопросами, связанными с продвижением товаров или услуг в конкретном регионе. Руководитель способен более оперативно решать поставленные задачи прямо на месте.
· Фирма получает конкурентное преимущество, повышая уровень обслуживания клиентов.
· С управленческой точки зрения легче разграничить ответственность дивизионов и проводить оценку по результатам.
Недостатки:
· Дублирование функциональных отделов и, как следствие, увеличение затрат на содержание административного ресурса и обеспечение их основной деятельности.
· Отсутствие возможности воспользоваться эффектом масштаба.
· Снижение уровня технического обеспечения отделов (вследствие дублирования затрат на их обеспечение).
· Усиление социальной напряженности внутри организации как результат конкурентной борьбы за улучшение финансирования сверху.
Матричный принцип
Исторически матричный принцип построения организационной структуры появился позже, став логическим продолжением функциональной и дивизионной структур. Командная цепочка формируется и по горизонтали — дивизионально, и вертикали — функционально.
Таким образом, матричный подход к структуре позволяет установить официальную командную цепочку, как для функциональных взаимоотношений, так и для взаимоотношений между дивизионами. Создание данной структуры преследует цель одновременной координации производства товаров в каждой отдельно взятой стране или регионе и согласования взаимодействий на каждой товарной цепочке.
Информация о работе Холдинговая компания: принципы формирования и проблемы деятельности