Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 21:14, курсовая работа
Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.
- Энергетический
кризис. Он вызвал в 70-х годах
огромное вздорожание нефти и
других энергоресурсов. В результате,
если в 60- годы среднегодовой
рост мировых цен на продукцию
промышленно развитых стран
На практике нелегко
отличить один существующий тип инфляции
от другого. Они тесно взаимодействуют,
поэтому рост заработной платы, например,
может выглядеть и как инфляция
издержек.
Структурные факторы
инфляции не только обусловливают ускорение
роста цен, т.е. создают ситуацию
"инфляции издержек", но и оказывают
большое влияние на развитие "инфляции
спроса". Противоречие между развитием
производства и узким внутренним
рынком стараются в этих странах
устранить, с одной стороны, путем
дефицитного финансирования (при
помощи печатного станка), а с
другой - привлечением в растущих объемах
иностранных займов. В результате
в таких крупнейших латиноамериканских
странах, как Бразилия и Аргентина,
возникли огромные внутренние и внешние
долги.
Инфляция, возникнув,
быстро распространяется на все отрасли.
Это происходит потому, что они
связаны между собой взаимными
поставками. Поэтому удорожание какой-либо
поставки ведет к увеличению цены
выпускаемой продукции.
Инфляция считается
опасной болезнью рыночной экономики
не только потому, что она быстро
распространяет поле своей разрушительной
деятельности и самоуглубляется. Ее
очень трудно устранить, даже если исчезают
вызвавшие ее причины. Это связано
с инертностью психологического
настроя, который сформировался
ранее. Пережившие инфляцию покупатели
еще долго совершают покупки "на
всякий случай". Адаптивные инфляционные
ожидания сдерживают выход страны из
инфляционных тисков, т.к. они вызывают
ажиотажный спрос, а он поднимает
планку товарных цен.
Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдалась. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х г.г. - даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционные рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.
Виды современной инфляции и ее классификация по странам
1. Ползущая инфляция.
Это инфляция, темпы
роста цен в условиях которой
не превышают 10% в год. Такую инфляцию
современная экономическая
2. Галопирующая инфляция.
Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3. Гиперинфляция.
Для гиперинфляции
характерен неограниченный рост количества
денег в обращении и уровня
цен. Современный рекорд принадлежит
Никарагуа: во время гражданской
войны среднегодовой рост цен
в этой стране достигал 33 000% .
В условиях гиперинфляции
наносится огромный ущерб населению,
даже состоятельным слоям общества.
Разрушается национальное хозяйство.
Во многих странах,
испытавших гиперинфляцию, в том
числе и в нашей, наблюдалось
следующее явление: темпы роста
цен значительно опережали
Очевидно, что огромную
роль в раскручивании спирали
гиперинфляции играют инфляционные
ожидания.
Все эти три типа
относятся к так называемой открытой
инфляции.
Существует также
подавленная инфляция, при которой
рост цен может и не наблюдаться,
а обесценивание денег может
выражаться в различного рода дефицитах.
Именно такая ситуация
сложилась в странах бывшего
СССР, где инфляция в условиях командно-административной
системы находилась в подавленном
состоянии и проявлялась в
дефицитах и прогрессирующем
снижении качества продукции.
Развивающиеся станы
по экономическим условиям и факторам
инфляции можно классифицировать следующим
образом.
К первой группе относятся
развивающиеся страны Латинской
Америки - Аргентина, Бразилия,, где
от отмечаются отсутствие экономического
равновесия, хронический дефицит
государственного бюджета, использование
во внутренней политике механизма печатного
станка и постоянно индексации всех фондов,
а во внешнеэкономической сфере - систематическое
понижение курсов национальных валют.
Для этих стран характерна гиперинфляция,
вызванная главным образом финансированием
бюджетного дефицита и связанной с ним
избыточной эмиссией денег, в результате
чего происходит ежегодное обесценение
денег в несколько тысяч процентов в год.
Ко второй группе
относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла,
Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них
также наблюдается отсутствие экономического
равновесия, в финансовой политике
отчетливо прослеживается упор на дефицитное
финансирование и кредитную экспансию.
Инфляция в этих странах держится
в "галопирующих пределах" (среднегодовой
прирост цен - 20-40%); проводится индексация,
которая нередко носит
Страны третьей
группы - Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия,
Филиппины, Таиланд - характеризуются
ограниченным экономическим равновесием
и значительными поступлением иностранной
валюты от экспорта. Инфляция держится
в пределах 5-20%, применяется частичная
индексация доходов. Велика безработица,
в т.ч. и скрытая.
Страны четвертой
группы - Сингапур, Малайзия, Южная Корея,
ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн
- имеют достаточную степень
К пятой группе относятся
бывшие социалистические страны, приравненные
к развивающемуся миру (Китай, Польша,
Вьетнам и др.) Ситуация в этих
странах, включая и положение
с инфляцией, органично связана
с переходом от командно-административной
системы к рыночной экономике.
Среди факторов гиперинфляции
в этих странах, как и в странах
первой группы, выдвигаются, во-первых,
проблема финансирования на базе хронического
дефицита государственного бюджета, через
который проявляется
Формы и методы антиинфляционной
политики
Негативные последствия
инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную
антиинфляционную политику.
Оценивая характер
антиинфляционной политики в ней
можно выделить два подхода:
1. Первый подход
предусматривает активную
При инфляционном спросе
государство может уменьшить
его путем ограничения своих
расходов и повышения налогов. Однако
такие действия могут привести к
застою и различным кризисным
явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада
спроса бюджетная политика может
использоваться для его расширения,
осуществляются программы государственных
капиталовложений и других государственных
расходов, понижаются налоги. Налоги снижают
в первую очередь для получателей
средних и низких доходов.
Однако стимулирование
спроса бюджетными средствами может
усилить инфляцию, к тому же большие
бюджетные дефициты не позволяют
маневрировать расходами и
2. Второй подход
это гибкое денежно-кредитное
регулирование, которое
С точки зрения интересов
общества, борьба с инфляцией может
привести к значительным потерям
в народном хозяйстве. По некоторым
подсчетам, для снижения инфляции на
1% безработица должна быть в течение
года на 2% выше своего естественного
уровня, при этом реальный Валовой
Национальный Продукт ( ВНП ) уменьшается
на 4% по сравнению с потенциальным.
Для США, например, такое уменьшение
ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд.
долларов.
Начиная с 60-х гг. правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.
Особенности инфляционных
процессов в России: история и
современность, методы их регулирования
До 1992 года в странах
бывшего СССР серьезной антиинфляционной
политики не проводилось. Сложность
ситуации заключается в том, что
антиинфляционную политику в Российской
Федерации, например, нельзя свести лишь
к косвенным экономическим
Уменьшение темпов
инфляции до относительно "безопасного"
уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без
сокращения производства и падения
жизненного уровня населения возможно
лишь при повышении эффективного
производства и уровня качества управления.
Эти цели могли быть достигнуты поэтапно,
в течении длительного времени.
Все понимали, что
в первые пять лет (1996-2000г.г.) угроза
инфляции является критически острой.
От степени ее снижения зависели сроки
и условия реализации намеченной
стратегии. Увеличение спроса, отмена
или ослабление действия "номинальных
якорей" (в частности фиксированного
валютного курса), усиление протекционизма,
меры по финансовой поддержке предприятий
неизбежно способствуют повышению
инфляции. На это также накладываются
инфляционные ожидания. Соединение этих
факторов может привести к быстрому
раскручиванию инфляции до 15-20% в
месяц. Это означает бы полный провал
всей антикризисной стратегии. Поэтому
целями антиинфляционной политики должны
быть в первую очередь быть:
" предсказуемость
динамики инфляции: нельзя допустить
ее ускорения дольше 2-5% в среднем
за месяц;
" создание институциональных
и финансовых предпосылок для
сокращения инфляционного
Одним из вариантов
программы по преодолению высоких
темпов инфляции может бы быть следующий
вариант развития и соответствующий
комплекс мероприятий.
Несомненно, что в
1998-2003 г.г. расширение конечного спроса
требует особого усиления антиинфляционных
действий для того, чтобы удержаться
на траектории плавного сокращения инфляции.
В это время ключевой целью
антиинфляционной политики является снижение
инфляции до уровня, не препятствующего
росту инвестиционной активности, т.е.
до 35-40% в год. Для решения этих
задач может осуществляться следующий
комплекс мер, направленных на сдерживание
и регулирование всех трех компонентов
инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
1. Регулярная установка
ориентиров ("коридор") инфляции
денежной массы с разбивкой
на кварталы. Разработка системы
действий, направленных против отраслей
и предприятий, нарушающих
2. Введение прямых
ограничительных мер,