Инструменты кредитно – денежной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы банковского резерва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

Изучая данную тему, а именно роль банковского сектора в осуществлении денежно - кредитной деятельности, необходимо обратить особое внимание на деятельность коммерческих банков, выполняемых ими операциях, на тех требованиях, по организации, функционированию и развитию коммерческой деятельности банков, которые к ним предъявляет Центральный банк.

Содержание

Введение 3
Глава I Цели и инструменты кредитно-денежной политики 4
1.1. Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4
1.2 Инструменты кредитно-денежной политики. 6
Глава II Особенности кредитно-денежной политики в современной российской экономике 13
2.1. Роль Банка России в формировании и осуществлении кредитно-денежной политики 13
2.2. Общеэкономические тенденции в 2004 году 17
2.3. Основные направление кредитно-денежной политики на 2005 год 19
Заключение 24
Список использованной литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию.

Рязанский Радиотехнический Университет.

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория».

Тема: «Инструменты кредитно – денежной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы банковского резерва».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса 

очного отделения

Специальности

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

076 группы:

Савельева А.В.

Проверил:

Чикина С.Ю.

 

 

Рязань 2011 г.

 

 

Содержание:

Введение

Ключевым элементом финансово-кредитной  системы любого развитого государства  является центральный банк, который  выступает проводником официальной  денежно-кредитной политики. Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Актуальность темы исследования обусловлена  потребностью денежно-кредитной политики в совершенствовании инструментов и процедур ее реализации, а также  приведения их в соответствие с нормами таргетирования инфляции. Обеспечение быстрого перехода к режиму инфляционного таргетирования представляется невозможным не столько по политическим мотивам, сколько по экономическим причинам. Он способен спровоцировать развитие неблагоприятных процессов и дестабилизировать экономическую ситуацию. Наиболее вероятным и верным представляется постепенная перестройка денежно-кредитного инструментария денежно-кредитной политики Банка России. Он должен обеспечивать эффективную процентную политику и посредством межбанковского денежного рынка влиять на процессы в нефинансовом секторе экономики.

Изучая данную тему, а именно роль банковского сектора в осуществлении  денежно - кредитной деятельности, необходимо обратить особое внимание на деятельность коммерческих банков, выполняемых ими операциях, на тех требованиях, по организации, функционированию и развитию коммерческой деятельности банков, которые к ним предъявляет Центральный банк.

Глава I Цели и инструменты кредитно-денежной политики

1.1. Цель денежно-кредитной политики центрального банка.

Любое государство ставит перед  собой цели экономического развития, основными из которых являются: обеспечение  устойчивых темпов роста производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен, сохранение внешнеэкономического равновесия.

Важно при этом отметить, что среди  конечных, стратегических целей существует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мире центральный  банк - это сохранение внутренней и  внешней стоимости национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся постоянно в поле зрения центрального банка.

Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны также необходимо формирование гибкого  механизма денежно-кредитного регулирования  экономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Независимость центрального банка  является довольно ограниченной, и  ее следует понимать главным образом  как некую самостоятельность внутри системы государственного регулирования, строго в пределах полномочий, данных законодательной властью.

Политика центрального банка ставит своей конечной целью долговременную стабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влияния на принятие хозяйственных решений.

Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования  заключается в косвенном характере  ее воздействия на производство. Такая  политика может повлиять на принятие тех или иных хозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через изменения финансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить на два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение между спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия на изменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций, условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен и т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так: смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен и стимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежного баланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных изменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большие дискуссии о методах решениях поставленных задач.

В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка  России, выделенными в законе «О Центробанке» являются:

«защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России».

1.2 Инструменты кредитно-денежной политики.

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

  1. Операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
  2. Политика учетной ставки, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
  3. Изменение норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке в российском законодательстве понимается купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных краткосрочных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного  предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой  гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру в краткосрочных периодах, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

В России рынок государственных  облигаций развит неплохо (правда, более  количественно, чем качественно). Правда, их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом случае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент монетарного регулирования государственный долг применяется в России весьма своеобразно.

Например, главным результатом  использования государственных  краткосрочных обязательств при  реализации мероприятий монетарной политики является регулирование курса  американского доллара по отношению к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов банковской системы. Все-таки российские денежные власти ориентируются прежде всего на более грубые и простые инструменты - резервную норму и учетную ставку.

Таким образом, операции, осуществляемые российским Центробанком на открытом рынке, довольно своеобразны. Сложность инструментов денежного рынка еще более осложняет выработку стратегий, а также реализацию мероприятий, направленных на приостановление спада промышленного производства и сдерживание инфляции.

Учетная политика.

Операции на открытом рынке дополняет  политика в области учетных ставок, по которым центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам. При  этом взаимодействие различных инструментов денежно-кредитной политики заключается в том, что колебания поступления денег в обращение, не полностью контролируемые операциями на открытом рынке, могут быть частично компенсированы кредитами через «учетное окно».

Центральный банк может осуществлять регулирование кредитования и эмиссии платежных средств с целью сохранения стабильности цен, но без ущерба для экономического развития страны

Ограничивая объем и повышая  процентные ставки по предоставляемым  кредитам, центральный банк вынуждает  депозитные банки ограничивать объем  их операций, в результате которых создаются новые платежные средства. И наоборот, проводя либеральную политику «дешевых денег», он позволяет банкам расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств.

Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Эти ставки представляют собой минимальные ставки, по которым центральный банк осуществляет свои операции. Процентная политика используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. Сюда же можно отнести установление ставки рефинансирования. Рефинансированием - кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Центральные банки обладают еще  одним мощным средством денежно-кредитного регулирования. Они предоставляют  ссуды банкам второго уровня. При  этом возможны два варианта передачи денежных средств коммерческим банкам.

Большинство централизованных финансовых ресурсов национальных банков в настоящее время выделяются коммерческим банкам не в результате переучета векселей, а посредством выдачи кредитов (часто под залог ценных бумаг).

Центральные банки, как правило, проводят учетную политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).

Ставка рефинансирования, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов. Он в полной мере стремится играть роль "кредитора последней инстанции".

Политику переучетных операций как метод монетарного регулирования Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, посредством квотирования. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод).

При проведении государственной учетной  политики Центральный банк также  использует не только экономические  инструменты (изменение уровня официальных  ставок), но и административные - прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное распределение кредитной маржи (разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам.

Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило, на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления ломбардного  кредита в большинстве случаев  не должен превышает полугода. Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают государственные ценные бумаги.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного  кредита принимаются лишь самые  надежные ценные бумаги. Сюда входят государственные  облигации и некоторые виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список которых утверждается органами Центрального банка.

Центральный банк может устанавливать  и изменять учетную ставку. С точки  зрения коммерческих банков, учетная  ставка представляет собой издержки, которые приносит приобретение резервов у Центробанка. Следовательно, падение учетной ставки поощряет банки второго уровня к заимствованию резервов у Центрального банка. Опирающиеся на эти новые резервы кредиты коммерческих банков увеличат денежное предложение. Увеличение государственными денежными властями официальной процентной ставки приведет к сокращению заимствований со стороны банков второго уровня у национальных банков.

Среди инструментов монетарного регулирования  в странах с развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по значению инструментом после операций на открытом рынке. А в некоторых странах именно учетная политика является основной составляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализировать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учетная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного регулирования.

В случае, когда Центральный банк пытается сократить денежное предложение  путем продаж государственных облигаций  на открытом рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции будут действовать в противоположном направлении, нежели операции на открытом рынке, а не усиливать последние. Необходимо координировать действия на открытом рынке с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении монетарного регулирования.

При продаже государственных облигаций  на открытом рынке в целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный  банк устанавливает высокую учетную  ставку. При реализации экспансионистской расширительной политики денежные власти понижают процент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность операций на открытом рынке.

Информация о работе Инструменты кредитно – денежной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки и нормы банковского резерва