Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Мировой опыт свидетельствует, что рост инвестиций в инновационные сферы экономики способствует ускоренному развитию народнохозяйственного комплекса страны и повышению уровня жизни. Однако вложение инвестиций в инновационные секторы не всегда способствует росту прибыли и доходов. Как известно, в фундаментальной науке вложение средств зачастую не только не окупалось, но и приводило к негативным результатам. Например, существенные инвестиции в нанотехно
ИНВЕСТИЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА |
Статьи - Инвестиции |
К.
Павлов,
д-р экон. наук,
профессор Мировой опыт свидетельствует,
что рост инвестиций в инновационные
сферы экономики способствует ускоренному
развитию народнохозяйственного На наш взгляд, кроме социально-экономической оценки эффективности инвестиций и инноваций необходим анализ их влияния на процессы интенсификации общественного воспроизводства. В этой связи предлагаем выделять инвестиции и инновации интенсивного или экстенсивного типов в зависимости от того, способствуют ли они интенсификации или, наоборот, экстенсификации. Важно также в общей структуре инвестиций и инноваций выделять удельный вес, долю каждой из этих двух групп. Целесообразность такой классификации инвестиций и инноваций определяется усилением актуальности использования интенсивных методов хозяйствования. Прежде всего, это связано с демографическим кризисом последних лет - на 1 тыс. жителей России умерших сейчас приходится в 1,5 раз больше, чем родившихся (приблизительно 15 человек против 10). Поэтому осуществление мероприятий трудосберегающего направления интенсификации представляется весьма своевременным и эффективным. В других странах могут быть актуальными и иные направления интенсификации. Так, в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии исключительно важным является водосберегающее направление интенсификации общественного производства. В Японии, которая небогата природными ресурсами, весьма актуально материалосберегающее направление интенсификации, а при крайне ограниченных земельных ресурсах большое значение приобретает землесберегающее направление интенсификации. В большинстве стран мира актуальны энерго- и фондосберегающие направления. Более того, даже в различных регионах одной и той же страны актуальными могут быть разные направления интенсификации. Так, на Дальнем Востоке и на севере России большое значение по-прежнему имеет трудосберегающее направление, а в старопромышленных регионах Урала - в Свердловской области, Удмуртской Республике, Челябинской области - фондосберегающее направление. В Белгородской области, где значительно развиты металлургическая и горнодобывающая отрасли промышленности эффективно осуществляются мероприятия материалосберегающего направления. Таким образом, кроме выделения двух групп инвестиций и инноваций, способствующих интенсификации, в первой из них целесообразно выделить несколько групп, соответствующих разным направлениям интенсификации (трудо-, фондо-, материалосберегающему) и региональной, отраслевой и структурной специфики экономики страны. Интенсификацию производства целесообразно определять как реализацию мероприятий, имеющих своим результатом экономию стоимости совокупности применяемых ресурсов. Ресурсосберегающим направлением интенсификации производства является реализация мероприятии, способствующих экономии конкретного ресурса, например живого труда. Предложенный подход позволяет рассматривать интенсификацию производства и интенсификацию использования отдельных производственных факторов, не отождествляя их. Интенсификация, важнейшим
фактором которой является научно-технический
прогресс, представляет обязательное
условие и материально- Однако в последнее время не только не произошло усиления интенсивного характера производства, существенного повышения темпов его роста, но и значительно снизился уровень интенсификации. Об этом свидетельствуют следующие факты. Важнейший показатель интенсификации, производительность труда, существенно снизился (в сельскохозяйственных предприятиях, например, более чем на 20% за десятилетний период рыночных реформ. При этом затраты труда на производство центнера зерна за это же время возросли с 1,6 человеко-часа до 2,4). Почти во всех отраслях существенно уменьшились коэффициенты обновления основных фондов. В результате на многих предприятиях степень их износа приближается к 100%. Тенденция замедления
темпов интенсификации производства в
условиях рыночной реформы проявляется
в разных регионах страны. В итоге
средний уровень Важнейшим условием ускорения
интенсификации является государственное
регулирование экономики, осуществляемое
в двух основных формах. Возможно прямое
государственное финансирование или
же создание льготных условий для
тех предприятий, которые расширяют
научно-исследовательскую Для повышения В настоящее время важным аспектом государственного регулирования является формирование системы методов стимулирования НТП. Это связано с тем, что в переходный период в условиях роста нестабильности и неопределенности без сильных централизованных мер возможно резкое снижение эффективности НТП. Так, анализ показывает, что многие предприятия нередко используют поступающие от производственной деятельности доходы на личное потребление своих сотрудников, а в развитие же производства средства не вкладываются. В значительной мере такое экономическое поведение объясняется неустойчивостью как общей экономической ситуацией в стране, так и положением самих предприятий, а также высоким уровнем цен, недостаточно рациональной налоговой системой, необходимостью осуществления значительных затрат на приобретение новой техники, эффект от использования которой будет получен в лучшем случае лишь через некоторое время и пр. Чтобы хоть в какой-то мере нивелировать снижение эффективности внедрения научно-технического прогресса, необходимо осуществить ряд регулирующих мер, в том числе льготное налогообложение предприятий, выпускающих и использующих новую технику (а для северных районов большое значение имеет выпуск специальной техники, пригодной для экстремальных условий), создание различного рода стабилизационных и рисковых фондов поддержки и пр. В новую систему управления НТП, которая формируется при переходе к рынку, должны включаться следующие компоненты: разработка общей стратегии НИОКР; финансирование крупных программ; система научно-технической информации, аккумулирующая мировой опыт; льготы и субсидии, стимулирующие инновационную активность предприятий и их подразделений, и ряд других. В развитых странах государство в значительной мере контролирует и определяет применение новых форм НТП, причем его функции не сводятся только к микроэкономическому регулированию рынка, хотя и это весьма важная сфера его деятельности, ибо именно контролирующие функции центральных органов власти, например, уберегают отрасли производства от чрезмерной монополизации, способствуя тем самым более быстрому развертыванию НТП. Особенно велика роль государства в поддержке и стимулировании развития сферы НИОКР, причем в последнее время это прежде всего проявляется в формировании государственной научно-технической политики, основанной на учете приоритета общеэкономических целей развития и включающей систему определенных мероприятий, таких как прямое финансирование НИОКР, развитие инфраструктуры обеспечения этой сферы, использование контрактной системы для осуществления крупных научных проектов и программ и ряд других. Но представляется, что особенно большие возможности в системе регулирования и государственного стимулирования НТП имеются в осуществлении разумной налоговой и амортизационной политики. Например, в Японии промышленным компаниям, осуществляющим капиталовложения в передовое оборудование, используемое для исследований и разработок новых технологий, налоговое законодательство предоставляет право вычесть из налога на прибыль 7% величины таких инвестиций. В Великобритании еще 50 лет назад были введены налоговые скидки по инвестициям, которые предоставляются компаниям в первый год эксплуатации машин и оборудования. В Ирландии размер скидок, получаемых компаниями в первый год эксплуатации оборудования, достигает 100%. Налоговые льготы по инвестициям в новые производственные фонды в той или иной форме используются почти во всех развитых странах. Правда, в ряде стран - Великобритании, Франции, ФРГ - решающую роль в стимулировании инвестиций в отраслях промышленности играют не налоговые скидки, а амортизационная политика. В большинстве ведущих
стран государство покрывает
около половины расходов на НИОКР, соблюдая
при этом определенные экономические
и научно-технические Особенно активно
государство в этих странах содействует
осуществлению комплексной Источниками финансирования НТП в развитых капиталистических странах служат государственные бюджеты, государственные специальные фонды, собственные средства промышленности фирм, частных некоммерческих организаций и вузов, а также иностранный капитал. Государственное стимулирование
НТП в развитых странах осуществляется
в двух основных формах: прямое государственное
финансирование и поощрение созданием
льготных условий для тех частных
и государственных предприятий,
которые расширяют научно- Тем более должна быть
значимой роль государственного регулирования
интенсификации производства и, прежде
всего, главного фактора - развития НТП
в период перехода к конкурентным
отношениям, когда неизмеримо возрос
уровень изменчивости и нестабильности
организационно-экономической Формы и методы государственного стимулирования и регулирования процесса интенсификации в переходный период могут быть самыми разнообразными. Это могут быть: финансирование из бюджета разных уровней, из специальных финансовых фондов - инновационных, инвестиционных, научных; ускоренная амортизация основных фондов; льготный порядок отнесения затрат, связанных с усилением интенсивного характера производства на себестоимость продукции; дифференцированное кредитование и налогообложение с учетом источников получаемых доходов и направлений расходования прибыли; дифференцированное ценообразование и целевые дотации на научно-техническую продукцию; таможенные и валютные льготы для экспортно-импортных операций, содействующих дальнейшей интенсификации; предоставление консультационных, информационных и других услуг государственными организациями и т. д. В настоящее время, пожалуй, особое внимание следует уделить эффективности косвенных методов государственного стимулирования, прежде всего в налоговой и амортизационной политике. |