Искусство и наука прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:01, реферат

Описание

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о воз¬можных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.
Прогнозирование — одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе развития событий, невозможно принятие эффективного управленческого решения.

Работа состоит из  1 файл

ИСКУССТВО И НАУКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.docx

— 79.94 Кб (Скачать документ)

ИСКУССТВО И НАУКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Введение

Процесс разработки прогнозов  называется прогнозированием. Под прогнозом  понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.

Прогнозирование — одна из основных составляющих управленческого  процесса. Без прогнозирования, без  представления об ожидаемом ходе развития событий, невозможно принятие эффективного управленческого решения.

Государственные деятели  прошлого, полководцы, бизнесмены принимали  подчас блестящие управленческие решения. При этом, как правило, использовались элементы прогнозирования, относящиеся  скорее к искусству прогнозирования. Ведь науки о прогнозировании, как  и науки управления, вообще не существовало.

Прогнозирование как наука  начало формироваться лишь в середине XX в., до второй мировой войны грань между прогнозированием возможного управленческого решения, ведущего к будущему, и обыкновенной фантазией была малоразличима.

К основным задачам прогнозирования  относятся:

  • разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
  • выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
  • выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
  • выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
  • прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
  • прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;
  • оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;
  • обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы прогнозирования, их классификация.

Процесс прогнозирования  достаточно актуален в настоящее  время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении.

Термин «метод прогнозирования» является достаточно общим и позволяет понимать его весьма широко: от простейших экстраполяционных расчетов до сложных процедур многошаговых экспертных опросов.

В настоящее время наряду со значительным числом опубликованных методов прогнозирования известны многочисленные способы их классификации. Тем не менее, считать этот вопрос удовлетворительно решенным нельзя, так как единой, полезной и полной классификации сейчас еще не создано. Вероятно, прогностика, как молодая  наука, еще не достигла такого уровня развития, когда возможно создание классификации, удовлетворяющей всем этим требованиям. Можно указать две основные цели классификации методов прогностики. Это, во-первых, обеспечение процесса изучения и анализа методов и, во-вторых, обслуживание процесса выбора метода при разработке прогнозов объекта. На современном этапе трудно предложить единую классификацию, в равной степени удовлетворяющую обеим из указанных целей.

В литературе приводятся различные  классификации методов прогнозирования. Практическое применение того или иного  метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.

 

 

 

 

    1. Нормативный метод

Одной из функций стратегического  менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности перспективных моделей товаров, которые будут выпускаться в будущем. Для разработки этих нормативов проводятся глубокие маркетинговые исследования рынков, на которых могут быть представлены товары фирмы, строится дерево показателей конкурентоспособности товаров фирм-конкурентов, прогнозируются показатели качества и ресурсоемкости товаров, условий их применения.

Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда  норм и нормативов в качестве регуляторов экономики.

Сущность нормативного метода заключается в обосновании плановых показателей по технически обоснованным нормам, применительно к конкретным условиям работы (внутренней и внешней среде). Однако этот метод планирования предусматривает наличие технически обоснованных норм по каждому виду работ с учетом детально складывающихся ситуаций по производству и сбыту продукции (услуг). Это, в большинстве случаев, создает нереальную обстановку на предприятии, т.к учесть ежедневные (квартальные, месячные и т.п.) изменения в условиях работы практически невозможно. В этой связи, качество норм может быть недостаточным для улучшения планирования. В конечном счете, этот метод планирования не гарантирует совпадения на рынке интересов производителей продукции и интересов ее потребителей. 

Однако достоинство метода заключается  в учете местных условий (внутренних и, отчасти, внешних факторов). Это  достоинство в сочетании с планированием от достигнутого уровня производства с учетом выявленных значений по спросу на конкретный вид продукции (услуг) предприятия позволяет применить пофакторный метод планирования, являющийся наиболее совершенным, так как он сочетает точное отражение действительности с увязкой интересов предприятий-потребителей (рынка). 

 

2. Экспериментальный метод.

Экспериментальный метод применяется  для прогнозирования эффективности  и сроков замены проектируемого оборудования, сроков выпуска продукции, возможности  и сроков насыщения проектируемой  продукцией рынков сбыта, нетрадиционных объектов массового производства, не имеющих аналогов на стадии завершения рабочего проектирования. Например, нормативы полезного расхода конкретных материалов и других ресурсов на освоение, производство, техническое обслуживание или ремонты товара, нормативы потерь, нормативы показателей качества, организации процессов и т. д.

Экспериментальный метод прогнозирования  дорогой, т. к. требует строительства (реконструкции) опытно-экспериментальных установок, полигонов и других объектов. Поэтому для его применения необходимо провести тщательное технико-экономическое обоснование, обеспечить высокий уровень организации работ. Но такой метод позволяет получить достаточно точные прогнозы. Срок упреждения до 10—15 лет.

 

3. На стадиях разработки технического задания и технического проекта по объекту массового производства отсутствуют сведения по каждой детали и сборочной единице. Объекты еще не прошли опытно-промышленных испытаний. Поэтому на этих стадиях нет возможности выполнить детальные расчеты затрат на освоение, изготовление, обращение, эксплуатацию и ремонт проектируемых объектов.

А по продукции единичного и мелкосерийного производства нецелесообразно применять описанные выше точные методы прогнозирования.

В этих случаях рекомендуется применять  параметрические методы прогнозирования полезного эффекта и затрат, основанные на установлении зависимостей между параметрами объекта и организационно-технического уровня производства, с одной стороны, и полезным эффектом или элементом затрат — с другой.

Срок прогнозирования до 10 лет.

4. Метод экстраполяции применяется  когда оцениваются отдельные  виды ресурсов в целом по  предприятию, объединению, а также  полезный эффект продукции мелкосерийного  производства. Срок прогнозирования  до 5 лет.

5. Индексный метод применяется  при прогнозировании полезного  эффекта, мощностей оборудования  каждого вида. Виды укрупненных  затрат ресурсов в целом по  предприятию. Срок прогнозирования  до 5 лет.

6. Экспертный метод применяется  при проведении прогнозирования  возможных рынков сбыта по  данному виду полезного эффекта,  сроков обновления выпускаемой  продукции, по прочим вопросам  маркетинга и технического уровня  продукции. Срок прогнозирования  не ограничен.

7. Метод оценки технических стратегий  применяется для формирования  требований к разрабатываемому  изделию в виде набора целей  и определения средств, способов  и путей, необходимых для достижения  поставленных целей.

8. Функциональный метод применяется  при прогнозировании возможности  появления на данном рынке  сбыта новых материальных носителей  данного вида полезного эффекта.  Срок прогнозирования не ограничен.

9. Комбинированный метод применяется  для всех видов прогнозирования  полезного эффекта. Срок прогнозирования  неограничен.

 

5.2. Методы экстраполяции

На  практике на ранних стадиях разработки объекта часто ограничено количество известных параметров будущего объекта и показателей организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя объекта. В этих условиях рекомендуется применять более простые, но и менее точные методы прогнозирования — методы экстраполяции, основанные на прогнозировании поведения или развития объектов в будущем по тенденциям его поведения в прошлом. Применение методов экстраполяции, как правило, не требует моделирования частных параметров объекта и показателей организационно-технического уровня производства.

Наиболее  распространенными являются методы экстраполяции по математическим моделям  и графический (от руки, на глазок). Оба метода требуют наличия информации о прогнозируемом параметре объекта за период в 2 и более раза больше прогнозируемого периода. Для учета изменений качества объекта в прогнозируемом периоде и организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя объекта применяются корректирующие коэффициенты.

Рассмотрим  пример. Допустим, нам необходимо спрогнозировать  себестоимость выработки сжатого  воздуха в 2000 г. в условиях станкостроительного завода. Воздух на этом заводе сжимается воздушными поршневыми компрессорами типа ВП. На заводе не ведется учет себестоимости выработки сжатого воздуха каждым компрессором, но ведется учет всех элементов затрат по эксплуатации и ремонтам компрессорной станции в целом, а также ее годовой производительности. Поделив сумму годовых затрат по компрессорной станции на годовую производительность (годовой объем сжатого воздуха), получим себестоимость выработки единицы объема сжатого воздуха.

Себестоимость одной тысячи м3 сжатого воздуха на заводе по годам за период с 1992 по 1999 гг. составила соответственно 2,10 у.е.; 2,03; 1,95; 2,02; 1,86; 1,87; 1,83; 1,80 у.е. Нанесем эти данные на график (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Динамика себестоимости выработки 1 тыс. м3 сжатого воздуха на станкостроительном заводе

По  имеющимся данным, себестоимость  выработки сжатого воздуха на 2000 г. можно спрогнозировать методом наименьших квадратов на ЭВМ и графически. Для разработки модели прогнозирования по первому методу составляется матрица исходных данных по следующей форме:

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

Y

2,10

2,03

1,95

2,02

1,86

1,87

1,83

1,80


 

В этой таблице X — год (1992 г. — 1, 1993 г. — 2 и т.д.), Y — себестоимость сжатого  воздуха, у.е/тыс. м3.

После решения матрицы на ЭВМ по стандартной  программе, статистической обработки  данных методом наименьших квадратов  были получены следующие модели для  прогнозирования себестоимости:

Y = 2,10 — 0,0373Х и Y = 2,095 Х–0.059.

Уравнение регрессии по степенной форме  зависимости не отвечает требованиям по критерию Фишера: расчетное значение критерия равно 4,26, а табличное — 5. Поэтому было принято уравнение по линейной зависимости, отвечающее требованиям: коэффициент парной корреляции равен 0,78, ошибка аппроксимации ± 1,5%, критерий Стьюдента — 4,68 при табличном, равном 2, критерий Фишера — 4,95.

Подставляя  в линейное уравнение регрессии  вместо Х соответствующую цифру (1 — для 1992 г., 2 — 1993, 7 — 1998, 8 — 1999 г.), получим следующие теоретические или расчетные значения себестоимости:

Y1992 = 2.10 – 0.0373·1 = 2,06,

Y1998 = 2.10 – 0.0373·7 = 1,86,

Y1999 = 2.10 – 0.0373· 8 = 1,80.

По  полученным точкам построим теоретическую  линию снижения себестоимости выработки сжатого воздуха в условиях данного завода. Участок от 2000 до 2002 г. является прогностическим, и он обозначен пунктирной линией. За год в среднем себестоимость снижается на 1,8%.

Линию снижения себестоимости можно построить  также графически, без нахождения математической модели, на глазок. Однако он по сравнению с предыдущим менее точен, рекомендуется только для предварительного определения тенденции изменения функции.

В этом примере корректирующие коэффициенты не учтены, так как до 2002 года на анализируемом  заводе не намечаются изменения организационно-технических факторов производства сжатого воздуха. Также не учтена инфляция.

Информация о работе Искусство и наука прогнозирования