Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:47, лекция
Если покупателя при покупке товара интересует его полезность, то предпринимателя, производителя, продавца – издержки производства.
Издержки производства – это расходы, связанные с производством товаров и услуг, т.е. расходы на привлечение и использование ресурсов для создания материальных и нематериальных благ. Издержки производства также можно определить как затраты.
1.Издержки производства: сущность, себестоимость и прибыль.
2.Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3.Равновесие фирмы.
Однако, с увеличением масштабов производства, также действуют факторы, которые приводят к росту издержек производства и отрицательному эффекту масштаба. Основная причина отрицательного эффекта масштаба заключается в том, что управление фирмой по мере ее роста становится все более трудным делом. При расширении масштабов деятельности наблюдается рост управленческих расходов, усложняется система управления, возрастают издержки передачи информации, необходимой для принятия решений и т.п.
Когда экономия от увеличения масштаба производства больше ущерба, обусловленного той же причиной, то имеет место возрастающая отдача от масштаба; когда меньше, – отрицательная; когда экономия и ущерь равны, – имеет место постоянная отдача от масштаба.
В долгосрочном периоде для большинства фирм эффект масштаба сначала возрастающий, затем – постоянный, наконец, убывающий. Соответствующий вид имеет и кривая долгосрочных переменных издержек.
Максимизация прибыли, которая является целью деятельности фирмы, предполагает определение оптимального объема производства продукции, при котором эта прибыль будет получена. При этом производителя интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли.
Поэтому необходимо рассмотреть условия,
при которых фирма получает прибыль,
зависимость между уровнем
Всякая фирма, которая стремится к максимизации прибыли, должна ответить на три основные вопроса:
Хотя фирма стремится к
Можно выделить два подхода к определению оптимального объема производства:
Модель «совокупный доход – совокупные издержки».
Совокупный доход (выручка от реализации) – это доход, получаемый фирмой от продажи всего объема произведенной продукции, он равен произведению цены на количество проданной продукции. Таким образом, совокупный доход – это всегда функция от цены и объема производства. При этом, в зависимости от модели рынка, на котором функционирует фирма, цена представляет собой либо постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма-«ценополучатель»), либо величину переменную, на которую фирма может повлиять (фирма-«ценоделатель»).
В условиях совершенной конкуренции совокупный доход фирмы представляет собой прямую, восходящую из начала координат, поскольку доход конкурентной фирмы зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции (Рис. 9).
Анализ графиков показывает, что при разных объемах производства соотношение между совокупными издержками и совокупным доходом различны:
Возможные результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства представлены в следующей таблице:
Модель «предельный доход – предельные издержки».
Предельный доход – это доход, полученный от реализации дополнительной единицы продукции, то есть это прирост совокупного дохода при увеличении объема производства на единицу.
MR = DTR / DQ или MR = TRn – TRn-1
В условиях совершенной конкуренции предельный доход фирмы равен среднему доходу и равен цене, т.е.
M = AR = P
Для конкурентной фирмы кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая среднего дохода совпадают. Они представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем цене продаваемого товара. Предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции меньше цены, т.е. MR<P.
До тех пор, пока предельный доход
фирмы превышает предельные издержки,
фирме следует расширять
Точка оптимального производства находится там, где предельные издержки и предельный доход равны: MC = MR. Фирма, производящая в объемах, при которых MR = MC, получит максимально возможную при данных ценах прибыль. При этом надо помнить, что фирму интересует прибыль на всю массу выпуска, а не только на предельную единицу.
Равенство MR и MC является условием максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная и несовершенная конкуренция). В условиях совершенной конкуренции это равенство преобразуется: MR = MC = P. Совершенно конкурентная фирма достигает оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, при условии, что цена равна предельным издержкам (Рис. 10).
Только производя продукцию в объеме Qopt, при котором MR (для конкурентной фирмы – цена) равен MC, фирма максимизирует прибыль на весь объем выпуска. Если фирма производит Q1, то она получит прибыль меньшую, чем при Qopt. Если фирма будет производить в объеме, равном Q2, то ее прибыль также будет снижаться, так как MC больше MR, и каждая дополнительная единица будет приносить убытки.
Соотношение предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнал, который информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако, нельзя точно определить получаемую фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку как уже отмечалось, предельные издержки не учитывают постоянных издержек.
При объеме производства, соответствующем равенству предельных издержек и предельного дохода, фактически результаты деятельности фирмы будут зависеть от соотношения рыночной цены и средних издержек производства. Рассмотрим три возможных рыночных ситуации.
Все эти ситуации могут быть представлены в виде таблицы:
Итак, ответы на основные вопросы, стоящие перед любой фирмой таковы:
Да, если цена выше минимума средних переменных издержек. Нет, если цена ниже данного минимума.
Такой, при котором разница между совокупным доходом совокупными издержками максимальна, т.е. предельный доход равен предельным издержкам.
Фирма получает прибыль, производя такое количество продукции, при котором совокупный доход больше совокупных издержек (при объеме, когда предельные издержки уравниваются с предельным доходом и цена выше минимума средних совокупных издержек). Фирма несет убытки, производя такое количество продукции, при котором ее совокупные издержки больше совокупного дохода (предельные издержки уравниваются с предельным доходом, а цена ниже минимума средних совокупных издержек).
1 Следует отметить, что прибыль как финансовый результат хозяйственной деятельности, отражаемый в балансе предприятия за отчетный период, (так называемая балансовая прибыль) складывается из 3 элементов:
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции:
Пр.пр. = В р.п. – С/С
где В р.п.. — выручка от реализации продукции без НДС, акцизов; С/С — себестоимость.
2. Прибыль (убыток) от реализации имущества:
Пр.пр. = В р.им. – ОС
где Вр.им. — выручка от реализации имущества (без НДС); ОС — остаточная стоимость имущества.
3. Внереализационные доходы и убытки (ВДУ).
К внереализационным доходам относят:
К внереализационным убыткам относят:
Таким образом, балансовая прибыль (Пб) определяется
Пб = Пр.пр. + П р.им. ± ВДУ