Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:06, курсовая работа
Целью работы является изучение экономического состояния СПК “Брусна” и его производственного потенциала, анализ реализации сельскохозяйственной продукции и полученных финансовых результатов, а также резервов увеличения объема реализованной продукции. Исходными данными для написания явились: годовые отчеты (2010-2011 г.г.), литературные и справочные источники.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: экономико-математический, монографический, табличный, метод сравнения.
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Анализ факторов и ресурсов производства и эффективность использования производственного потенциала…….…………………………..5
1.1 Местоположение и маркетинговый анализ товаров и ресурсов производства………………………………………………………………............5
1.2 Анализ эффективности использования производственного потенциала….6
Глава 2. Анализ реализации сельскохозяйственной продукции и финансовых результатов………………………………………………………………..….......10
2.1 Размер и состав товарной продукции предприятия, товарность отраслей и продуктов…………………………………………………..…………………….12
2.2 Анализ каналов использования и реализации продукции………………...13
2.3 Влияние отдельных факторов на общие показатели реализации продукции (количества, качества и цен)…………………………………….....15
2.4 Анализ финансовых результатов реализации и их влияние на финансовую деятельность хозяйства………………………………………….........................19
Глава 3. Резервы увеличения объема реализации продукции..…………….....27
Заключение…………………………………………………………………….....29
Литература…………………………………………………………………….....30
Процентное отношение товарной продукции данного вида к валовой продукции этого же вида является показателем товарности продукции. При определении показателя товарности всей сельскохозяйственной продукции предприятия объемы товарной и валовой продукции берутся в денежной форме в единых ценах.
При исчислении показателя средней товарности продукции по сельскохозяйственному предприятию обычно не принимают во внимание (не включают ни в товарную, ни в валовую продукцию) нетоварные в основном виды продукции (сено, солому, силос, зеленый корм и др.).
Цена – это денежное выражение стоимости товаров. Она выступает важнейшим инструментом конкурентного процесса. Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен на отдельные виды товаров. Государственное регулирование цен осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением.
Цены формируются под
Цена определяется на основе затратного метода:
Ц=С+П+Н,
где С – себестоимость единицы продукции, П – прибыль полученная производителем, Н – косвенные налоги и отчисления в цене товара.
Рыночный механизм определения цены определяется под воздействием спроса и предложения.
Себестоимость – это сумма затрат в денежном выражении на производство и реализацию продукции. Себестоимость является одним из основных показателей работы предприятия. Она показывает, во что обошелся производителю произведенный продукт. Себестоимость может быть высчитана и по отрасли в целом. Себестоимость единицы продукции определяют как отношение производственных затрат к объему валовой продукции.
Показатель себестоимости необходим для обоснования рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства, определения его экономической эффективности, установления уровня цен на сельскохозяйственную продукцию.
На себестоимости отражаются результаты всей деятельности предприятия: уровень урожайности культур и продуктивности животных, производительность труда, экономное расходование материальных ресурсов, степень специализации и концентрации производства, использование достижений научно-технического прогресса. Однако себестоимость не показывает, как изменяется доходность производства, и не может служить синтетическим показателем его эффективности.
Чтобы охарактеризовать экономическую эффективность сельскохозяйственного производства, используют ряд показателей. Наиболее значимым из них является рентабельность, которая в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия.
Различают показатели рентабельности: рентабельность реализованной продукции, рентабельность конкретного вида продукции.
Показатель рентабельности реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат. Он исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализационной продукции.
Рентабельность конкретного
Рентабельность – важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Уровень рентабельности показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции.
Динамика основных финансовых результатов реализации показана в табл. 9.
Анализ вышепредставленных данных показывает, что наиболее эффективным для СПК «Брусна» является производство зерна. Зерно является наиболее рентабельной продукцией СПК «Брусна». Хотя реализация зерна идет не вполне успешно, данная отрасль приносит прибыль предприятию. Рост рыночных цен на зерно обеспечивает его высокую рентабельность.
Производство КРС, наоборот, является убыточным и не выглядит перспективным, несмотря на успешную реализацию. Это связано, в первую очередь, с высокой себестоимостью выращивания и откорма КРС и относительно невысокими ценами его реализации.
Производство молока остается рентабельным, хотя его рентабельность упала. Возможно, его реализация идет не очень успешно.
Важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности организации, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства, определения величины чистой прибыли и других показателей является отчет о прибылях и убытках. Глубокий анализ этой формы можно провести с помощью вертикального и горизонтального анализа.
Вертикальный анализ (табл.10) позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статей затрат и прибылей в общей выручке, предполагая определение структуры основных финансовых показателей с целью более подробного их изучения. Ценность данного анализа заключается в возможности исследования во временном аспекте тенденций изменения результатов деятельности.
Таблица 10. Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках СПК «Брусна» за 2009-2011гг.
Показатели |
Год | |||||
2009 |
2010 |
2011 | ||||
Тыс. руб |
% |
Тыс. руб |
% |
Тыс. руб |
% | |
Выручка(нетто) от продаж |
3536 |
100 |
4915 |
100 |
5475 |
100 |
Себестоимость |
3834 |
108,4 |
4872 |
99,1 |
5327 |
97,3 |
Валовая прибыль |
-298 |
-8,4 |
43 |
0,9 |
148 |
2,7 |
Прибыль от продаж |
-298 |
-8,4 |
43 |
0,9 |
148 |
2,7 |
Прочие доходы |
409 |
11,6 |
346 |
7,0 |
275 |
5,0 |
Прочие расходы |
0 |
0,0 |
137 |
2,8 |
0 |
0,0 |
Прибыль до налогооблажения |
111 |
3,1 |
252 |
5,1 |
423 |
7,7 |
Иные платежи из прибыли |
3 |
0,1 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чистая прибыль |
108 |
3,1 |
252 |
5,1 |
423 |
7,7 |
Как показывает табл.10, чистая прибыль СПК “Брусна” формируется в основном из валовой прибыли (совпадающей с прибылью от продаж) и из разницы между прочими доходов и прочими расходами. При этом прочие доходы оказывают значительное влияние на формирование чистой прибыли.
В 2009 г. предприятие потерпело убыток от продаж (-8,4% от выручки), который, тем не менее, был покрыт прочими доходами, и предприятие имело 3,1% чистой прибыли. В 20010 г. предприятие имело незначительную (0,9%) прибыль от продаж, однако чистая прибыль возросла за счет прочих доходов до 5,1%. В 2011 г. прибыль от продаж возросла до 2,7%, а чистая прибыль до 7,7%. Разница между прочими доходами и прочими расходами составила 11,6% (от выручки) в 2009 г., в 2010 г. сократилась до 4,2% и в 2011 г. составила 5,0%. Несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является горизонтальный анализ формы № 2, предполагающий сравнение финансовых показателей с предыдущими периодами времени с целью определения тенденций в развитии предприятия. Горизонтальный анализ является дополнением вертикального анализа. При его проведении необходимо учитывать влияние инфляции на результаты прошлой деятельности.
Таблица 11. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках СПК “Брусна” за 2009-2011гг.
Показатели |
Год | |||||
2009 |
2010 |
2011 | ||||
Тыс. руб |
% |
Тыс. руб |
% |
Тыс. руб |
% | |
Выручка(нетто) от продаж |
3536 |
100 |
4915 |
139,0 |
5475 |
154,8 |
Себестоимость |
3834 |
100 |
4872 |
127,1 |
5327 |
138,9 |
Валовая прибыль |
-298 |
-100 |
43 |
14,4 |
148 |
49,7 |
Прибыль от продаж |
-298 |
-100 |
43 |
14,4 |
148 |
49,7 |
Прочие доходы |
409 |
100 |
346 |
84,6 |
275 |
67,2 |
Прочие расходы |
0 |
0, |
137 |
100 |
0 |
0,0 |
Прибыль до налогооблажения |
111 |
100 |
252 |
227,0 |
423 |
381,1 |
Иные платежи из прибыли |
3 |
100 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Чистая прибыль |
108 |
100 |
252 |
233,3 |
423 |
391,7 |
Уровень рентабельности по прибыли от продаж (к себестоимости) % |
-7,77 |
-100 |
0,88 |
11,4 |
35,7 | |
Уровень рентабельности по чистой прибыли (к себестоимости) % |
2,82 |
100 |
5,17 |
183,6 |
281,9 |
Судя по табл. 11, как выручка от продаж, так и себестоимость продукции возрастают, однако рост выручки (54,8% за два года) опережает рост себестоимости (38,9%), вследствие чего наблюдается рост прибыли от продаж (149,7%), совпадающей с валовой прибылью. В то же время происходит снижение прочих доходов (32,8%). Прочие расходы имелись только в 2010 году. Иные платежи из прибыли пренебрежимо малы, вследствие чего чистая прибыль практически совпадает с прибылью до налогообложения. За рассматриваемый период наблюдается значительный рост чистой прибыли (в 3,9 раза). Что касается динамики изменений данных показателей, рост выручки, себестоимости и валовой прибыли замедляется, а уменьшение прочих доходов и рост чистой прибыли происходят почти линейно. Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Некоторые инвесторы рассматривают показатели рентабельности как основополагающие при рассмотрении вопросов вложения капитала, как имеющие даже большее значение, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Если в течение нескольких лет показатели рентабельности улучшаются, это свидетельствует об эффективности управления, способности предприятия получать прибыль в настоящем и будущем. За рассматриваемый период уровень рентабельности СПК “Брусна” по прибыли от продаж относительно вырос на 135,7% (с -7,77% до 2,78%). В то же время уровень рентабельности по чистой прибыли относительно вырос на 181,9% (с 2,82% до 7,94%). При этом рентабельность по прибыли от продаж росла замедленно, а рентабельность по чистой прибыли почти линейно. Итак, вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках СПК “Брусна” позволяет сделать вывод о том, что данное предприятие развивается в целом успешно. Реализация продукции в целом приносит прибыль предприятию. В то же время наблюдается равномерное сокращение прочих доходов, но поскольку они составляют порядка 10% от выручки и их роль заключалась, в основном, в покрытии убытков, чистая прибыль и уровень ее рентабельности в течение рассмотренного периода равномерно возрастают. Полученная прибыль, в частности, позволила СПК впервые за несколько лет приобрести трактор.
Глава 3.Резервы увеличения объема реализации продукции
Как было показано выше, основным резервом увеличения объема реализации продукции является расширение и улучшение каналов ее реализации, особенно зерна. Совершенствование каналов реализации зерна позволит получать стабильную прибыль от реализации зерна и избегать его длительного хранения, что, безусловно, будет являться стимулом для дальнейшей интенсификации и увеличения объемов производства и реализации зерновых. Совершенствование каналов реализации молока также представляется необходимым.
С проблемой совершенствования каналов реализации продукции тесно связана проблема повышения ее качества. Для этого необходимо не только повышение эффективности труда на предприятии, но и совершенствование его материально-производственной базы. Также следует избегать затоваривания продукции, поскольку длительное хранение снижает ее качество.
С проблемой совершенствования каналов реализации продукции также связана и проблема совершенствования отраслевой структуры предприятия. Для получения максимальной прибыли предприятие должно специализироваться на производстве продукции, пользующейся максимальным спросом, производство которой обладает наибольшей рентабельностью. Основной резерв СПК ”Брусна” в данном направлении – расширение растениеводства за счет отвода ресурсов из животноводства, разумеется, при отлаженных каналах реализации зерна.
При отлаженных каналах реализации продукции значимым резервом увеличения объема ее реализации является интенсификация ее производства. Этот резерв активнее всего используется в СПК ”Брусна”, однако плохое состояние каналов реализации значительно снижает пользу от интенсификации производства, поскольку производимую продукцию, во-первых, не всегда удается реализовать и, во-вторых, приходится ее реализовывать по более низким ценам, что значительно снижает прибыль от производства соответствующего вида продукции.
В этой связи можно дать следующие рекомендации по повышению эффективности производства:
не расширять производство по достижении его наибольшей прибыльности и насыщению имеющихся каналов реализации производимой продукции;
использовать прибыль в
Заключение
В данной работе был проведен анализ реализации с/х продукции СПК «Брусна» и полученных финансовых результатов, а также мер по их улучшению. Реализация с/х продукции, работ и услуг играет важнейшую роль в деятельности любого предприятия, поскольку является основным источником получения прибыли и поступления денежных средств и, следовательно, формирования конечных финансовых результатов деятельности предприятия. Каждое предприятие заинтересовано в повышении эффективности реализации своей продукции, работ и услуг.
Непосредственное влияние на объемы реализации с/х продукции оказывают объемы ее производства. В сельском хозяйстве существует два пути их повышения: экстенсивный и интенсивный. Как показывает практика, на современном этапе развития с/х наиболее эффективным является интенсивный путь развития с/х, подразумевающий активное внедрение в производство последних научно-технических достижений, повышение производительности и эффективности труда работников, его механизацию, рациональное использование ресурсов.
Информация о работе Эффективность использования производственного потенциала СПК