Эффективность лизинговых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:07, доклад

Описание

Для подтверждения эффективности применения лизинговых схем для получателя строительного оборудования были проведены условные финансовые расчеты. При расчетах исполь¬зовались одинаковые исходные данные: сумма кредита, годовая процентная ставка по кредиту, сумма на приобретение новой техники, норма амортизации, срок кредитования, выручка стро¬ительного предприятия за период кредитования. В расчете также учте¬на оплата и постановка на учет строительного оборудо¬вания, и его амортизация. Порядок налогообложения предприя¬тия одинаков в обоих случаях. Лизинговая компания для приоб¬ретения строительного оборудования также использует привле¬ченные средства в той же сумме и под те же проценты

Работа состоит из  1 файл

1.3 Эффективность лизинговых операций.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)


1.3 Эффективность лизинговых операций

 

Следует отметить, что в строительной отрасли России лизинговые операции, к сожалению, еще не получили широкого распространения. Одной из причин является то, что строительные предприятия недостаточно осведомлены о преиму­ществах лизингового финансирования приобретения строитель­ного оборудования.

Проведем сравнительный анализ различных механизмов финансирования приобретения строительного оборудования.

Любое приобретение должно оцениваться предприятием не с позиции цены (очевидно, что если брать за основной критерий стоимостной показатель, например, стоимость объекта или ве­личину расхода, то лизинг для приобретателя в этом случае будет дороже другого варианта финансирования, поскольку в структу­ре лизингового платежа всегда присутствует комиссионное воз­награждение лизингодателя, которое, естественно, отсутствует при иных формах приобретения имущества), а с позиции реаль­ного движения средств у предприятия в результате осуществле­ния сделки.

   Для обновления оборудования следует учитывать особенности их налогообложения. Так, лизинговый платеж, с одной стороны, влечет за собой отток соответствую­щей суммы денежных средств, но с другой стороны, налог на добавленную стоимость, входящий в состав платежа, при этом в полном объеме предъявляется бюджету и тем самым у платель­щика на сумму «входящего» налога уменьшаются реальные выплаты в бюджет.

Для подтверждения эффективности применения лизинговых схем для получателя строительного оборудования были проведены условные финансовые расчеты. При расчетах исполь­зовались одинаковые исходные данные: сумма кредита, годовая процентная ставка по кредиту, сумма на приобретение новой техники, норма амортизации, срок кредитования, выручка стро­ительного предприятия за период кредитования. В расчете  также учте­на оплата и постановка на учет строительного оборудо­вания, и его амортизация. Порядок налогообложения предприя­тия одинаков в обоих случаях. Лизинговая компания для приоб­ретения строительного оборудования также использует привле­ченные средства в той же сумме и под те же проценты.

     Результаты расче­тов представлены в таблице.

 

 

Структура затрат при различных схемах финансирования в %

 

Схема  финансирования

Кредит

Проценты по кредиту

НДС

Налог на имущество

Косвенные налоги

Налог на имущество

Налоги и вознаграждение лизингодателя

 

Итого

Экономия

(+), перерасход (-)

Кредитование

35,71

28,57

10,71

20,6

3,33

1,5

-

100,42

-0,42

Лизинг

35,71

28,57

0,74

3,33

        -

13,25

85,34

14,66

14,66

 

Расчеты показывают, что приобретение строительного обо­рудования по лизингу позволяет уплачивать в бюджет меньшую сумму налогов, чем при прямом кредитовании. Предопределяю­щим фактором здесь является то, что возврат кредита и процен­тов по нему при использовании заемных средств осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в то время как лизинговые платежи, как указывалось выше, в полном объеме относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя.

Сравнение структуры выплат налогов показывает, что налог на добавленную стоимость при использовании лизинга ниже, чем при кредитной схеме. То же самое можно сказать и о налоге на прибыль. Необходимо так же учитывать, что налог на имуще­ство, который уплачивается в обоих случаях, входит в структуру лизингового платежа.

Так же следует что при лизинговой схеме строительное предприятие по сравнению со схемой банковского кредитования имеет экономию затрат в размере 15,08 %. В це­лом, как показывают расчеты, 65% экономического эффекта от применения предприятиями лизинга обеспечивается за счет на­логовых преимуществ (27% по налогу на прибыль и 38% по налогу на имущество), 16% — за счет залоговых преимуществ лизинга, 11% — за счет платежей по страхованию и 8% за счет платежей по погашению задолженности (кредитной и лизинго­вой).

Таким образом, при лизинговых схемах финансирования строительных предприятий очевидно наличие у них явной нало­говой экономии. Кроме того, практика заключения лизинговых сделок свидетельствует, что для предприятий с невысокой нор­мой прибыли на свой капитал (например, предприятий, выпол­няющих дорожно-строительные работы) весьма важным аспек­том управления финансами является возможность максималь­ного использования предоставляемых государством налоговых льгот.

На рисунках 1 и 2 приведены графики, иллюстрирующие изменение размера налоговых льгот, получаемых строительны­ми предприятиями при.лизинговой схеме финансирования, по сравнению с кредитной. На них отражена наиболее типичная ситуация: при лизинге применяется ускоренная амортизация с коэффициентом ускорения, равным трем, при кредитовании —

норма дисконта

Рис. 1. Чистые косвенные доходы организаций по налогу на прибыль от применения ускоренной амортизации в зависимости от нормы

дисконта

норма дисконта

Рис. 2. Зависимость косвенных доходов по налогу на имущество предприятий от нормы прибыли дорожной организации

нелинейное начисление амортизации. Размер получаемых льгот по налогу на прибыль с увеличением нормы дисконта, исполь­зуемого предприятием, возрастает, а по налогу на имущество — убывает.

Для объективной оценки экономической эффективности ли­зинговой схемы финансирования необходимо учитывать все ус­ловия ее реализации. На практике все параметры лизинговой сделки могут колебаться в связи с воз­действием на них различных факторов риска и неопределенно­сти.

Риски, сопровождающие лизинговые сделки, могут быть свя­заны как с применением самой лизинговой схемы (налоговый риск, финансово-кредитный риск, риск юридической неадекват­ности и т. п.), так и с владением предметом лизинга (техноген­ный риск, риск от стихийных бедствий, риск от противоправных действий третьих лиц, риск от ошибок, допущенных в процессе монтажа, риск непредвиденных расходов, риск ответственности перед третьими лицами и др.).

Рассматривая группу рисков, связанных с применением ли­зинговой схемы финансирования, мы имеем в виду, что она оз­начает отказ от другой (кредитной), схемы фи­нансирования. Этот риск рассматривается как альтернативная издержка строительных предприятий. Естественно, что строи­тельное предприятие должно определить степень данного риска, так как в какой-то момент применение кредитная схема мо­жет оказаться более выгодной. Как следствие возникают издержки строительных предприятий, связанные с применением лизинговой схемы финансирования. Поэтому вто­рую группу рисков можно трактовать и как риски упущенной выгоды, под которыми понимаются риски наступления косвен­ного финансового ущерба в результате отказа в свое время от кредитной схемы финансирования.

При анализе этой группы рисков необходимо рассматривать все факторы, оказывающие влияние на показатели лизинговых и кредитных схем финансирования или экономическую эф­фективность лизинга. В зависимости от вида этих факторов, вторую группу рисков подразделяют на четыре подгруппы: на­логовую, финансово-кредитную, инновационную и информаци­онную.

Налоговые риски заключаются в возможности снижения эффективности лизинга в результате изменения налоговой политики (появление новых или отмена старых налогов, ликвида­ция или сокращение налоговых льгот и т. п.).

Финансово-кредитный риск — это наиболее непредсказуемый и сложный для оценки фактор. Здесь могут оказывать влияние колебания валютных курсов, государственное регулирование учетной банковской ставки, рост стоимости ресурсов на рынке капитала, слабость и неустойчивость экономики, инфляцион­ный рост цен, дефицит бюджета и т. д.

Инновационный риск связан с недостаточным знанием спе­циалистами строительных предприятий относительно нового для хозяйственной практики финансового инструмента —лизин­га. Отсюда возможно появление и использование при расчете ложных или неточных сведений (риск оригинальности и риск юридической неадекватности).

Конечно, приведенные выше расчеты и их комментарии дале­ко не в полной мере учитывают все аспекты проблемы лизинга. Поэтому строительному предприятию, чтобы определиться, ка­кую схему финансирования использовать для приобретения необходимого для производственной деятельности оборудования, надо тщательно изучить все условия и предложения и тогда можно будет сделать правильный выбор.

 



Информация о работе Эффективность лизинговых операций