Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:07, доклад
Для подтверждения эффективности применения лизинговых схем для получателя строительного оборудования были проведены условные финансовые расчеты. При расчетах исполь¬зовались одинаковые исходные данные: сумма кредита, годовая процентная ставка по кредиту, сумма на приобретение новой техники, норма амортизации, срок кредитования, выручка стро¬ительного предприятия за период кредитования. В расчете также учте¬на оплата и постановка на учет строительного оборудо¬вания, и его амортизация. Порядок налогообложения предприя¬тия одинаков в обоих случаях. Лизинговая компания для приоб¬ретения строительного оборудования также использует привле¬ченные средства в той же сумме и под те же проценты
1.3 Эффективность лизинговых операций
Следует отметить, что в строительной отрасли России лизинговые операции, к сожалению, еще не получили широкого распространения. Одной из причин является то, что строительные предприятия недостаточно осведомлены о преимуществах лизингового финансирования приобретения строительного оборудования.
Проведем сравнительный анализ различных механизмов финансирования приобретения строительного оборудования.
Любое приобретение должно оцениваться предприятием не с позиции цены (очевидно, что если брать за основной критерий стоимостной показатель, например, стоимость объекта или величину расхода, то лизинг для приобретателя в этом случае будет дороже другого варианта финансирования, поскольку в структуре лизингового платежа всегда присутствует комиссионное вознаграждение лизингодателя, которое, естественно, отсутствует при иных формах приобретения имущества), а с позиции реального движения средств у предприятия в результате осуществления сделки.
Для обновления оборудования следует учитывать особенности их налогообложения. Так, лизинговый платеж, с одной стороны, влечет за собой отток соответствующей суммы денежных средств, но с другой стороны, налог на добавленную стоимость, входящий в состав платежа, при этом в полном объеме предъявляется бюджету и тем самым у плательщика на сумму «входящего» налога уменьшаются реальные выплаты в бюджет.
Для подтверждения эффективности применения лизинговых схем для получателя строительного оборудования были проведены условные финансовые расчеты. При расчетах использовались одинаковые исходные данные: сумма кредита, годовая процентная ставка по кредиту, сумма на приобретение новой техники, норма амортизации, срок кредитования, выручка строительного предприятия за период кредитования. В расчете также учтена оплата и постановка на учет строительного оборудования, и его амортизация. Порядок налогообложения предприятия одинаков в обоих случаях. Лизинговая компания для приобретения строительного оборудования также использует привлеченные средства в той же сумме и под те же проценты.
Результаты расчетов представлены в таблице.
Структура затрат при различных схемах финансирования в %
Схема финансирования | Кредит | Проценты по кредиту | НДС | Налог на имущество | Косвенные налоги | Налог на имущество | Налоги и вознаграждение лизингодателя
| Итого | Экономия (+), перерасход (-) |
Кредитование | 35,71 | 28,57 | 10,71 | 20,6 | 3,33 | 1,5 | - | 100,42 | -0,42 |
Лизинг | 35,71 | 28,57 | 0,74 | 3,33 | - | 13,25 | 85,34 | 14,66 | 14,66 |
Расчеты показывают, что приобретение строительного оборудования по лизингу позволяет уплачивать в бюджет меньшую сумму налогов, чем при прямом кредитовании. Предопределяющим фактором здесь является то, что возврат кредита и процентов по нему при использовании заемных средств осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в то время как лизинговые платежи, как указывалось выше, в полном объеме относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя.
Сравнение структуры выплат налогов показывает, что налог на добавленную стоимость при использовании лизинга ниже, чем при кредитной схеме. То же самое можно сказать и о налоге на прибыль. Необходимо так же учитывать, что налог на имущество, который уплачивается в обоих случаях, входит в структуру лизингового платежа.
Так же следует что при лизинговой схеме строительное предприятие по сравнению со схемой банковского кредитования имеет экономию затрат в размере 15,08 %. В целом, как показывают расчеты, 65% экономического эффекта от применения предприятиями лизинга обеспечивается за счет налоговых преимуществ (27% по налогу на прибыль и 38% по налогу на имущество), 16% — за счет залоговых преимуществ лизинга, 11% — за счет платежей по страхованию и 8% за счет платежей по погашению задолженности (кредитной и лизинговой).
Таким образом, при лизинговых схемах финансирования строительных предприятий очевидно наличие у них явной налоговой экономии. Кроме того, практика заключения лизинговых сделок свидетельствует, что для предприятий с невысокой нормой прибыли на свой капитал (например, предприятий, выполняющих дорожно-строительные работы) весьма важным аспектом управления финансами является возможность максимального использования предоставляемых государством налоговых льгот.
На рисунках 1 и 2 приведены графики, иллюстрирующие изменение размера налоговых льгот, получаемых строительными предприятиями при.лизинговой схеме финансирования, по сравнению с кредитной. На них отражена наиболее типичная ситуация: при лизинге применяется ускоренная амортизация с коэффициентом ускорения, равным трем, при кредитовании —
норма дисконта
Рис. 1. Чистые косвенные доходы организаций по налогу на прибыль от применения ускоренной амортизации в зависимости от нормы
дисконта
норма дисконта
Рис. 2. Зависимость косвенных доходов по налогу на имущество предприятий от нормы прибыли дорожной организации
нелинейное начисление амортизации. Размер получаемых льгот по налогу на прибыль с увеличением нормы дисконта, используемого предприятием, возрастает, а по налогу на имущество — убывает.
Для объективной оценки экономической эффективности лизинговой схемы финансирования необходимо учитывать все условия ее реализации. На практике все параметры лизинговой сделки могут колебаться в связи с воздействием на них различных факторов риска и неопределенности.
Риски, сопровождающие лизинговые сделки, могут быть связаны как с применением самой лизинговой схемы (налоговый риск, финансово-кредитный риск, риск юридической неадекватности и т. п.), так и с владением предметом лизинга (техногенный риск, риск от стихийных бедствий, риск от противоправных действий третьих лиц, риск от ошибок, допущенных в процессе монтажа, риск непредвиденных расходов, риск ответственности перед третьими лицами и др.).
Рассматривая группу рисков, связанных с применением лизинговой схемы финансирования, мы имеем в виду, что она означает отказ от другой (кредитной), схемы финансирования. Этот риск рассматривается как альтернативная издержка строительных предприятий. Естественно, что строительное предприятие должно определить степень данного риска, так как в какой-то момент применение кредитная схема может оказаться более выгодной. Как следствие возникают издержки строительных предприятий, связанные с применением лизинговой схемы финансирования. Поэтому вторую группу рисков можно трактовать и как риски упущенной выгоды, под которыми понимаются риски наступления косвенного финансового ущерба в результате отказа в свое время от кредитной схемы финансирования.
При анализе этой группы рисков необходимо рассматривать все факторы, оказывающие влияние на показатели лизинговых и кредитных схем финансирования или экономическую эффективность лизинга. В зависимости от вида этих факторов, вторую группу рисков подразделяют на четыре подгруппы: налоговую, финансово-кредитную, инновационную и информационную.
Налоговые риски заключаются в возможности снижения эффективности лизинга в результате изменения налоговой политики (появление новых или отмена старых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т. п.).
Финансово-кредитный риск — это наиболее непредсказуемый и сложный для оценки фактор. Здесь могут оказывать влияние колебания валютных курсов, государственное регулирование учетной банковской ставки, рост стоимости ресурсов на рынке капитала, слабость и неустойчивость экономики, инфляционный рост цен, дефицит бюджета и т. д.
Инновационный риск связан с недостаточным знанием специалистами строительных предприятий относительно нового для хозяйственной практики финансового инструмента —лизинга. Отсюда возможно появление и использование при расчете ложных или неточных сведений (риск оригинальности и риск юридической неадекватности).
Конечно, приведенные выше расчеты и их комментарии далеко не в полной мере учитывают все аспекты проблемы лизинга. Поэтому строительному предприятию, чтобы определиться, какую схему финансирования использовать для приобретения необходимого для производственной деятельности оборудования, надо тщательно изучить все условия и предложения и тогда можно будет сделать правильный выбор.