Экономическая эффективность специализации на примере СПК «Каменный ключ» Вавожского района Удмуртской Республики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

В рыночных условиях каждое предприятие, для того чтобы успешно развиваться и конкурировать с другими организациями должно заботится о повышении экономической эффективности своей работы.
Специализация играет важную роль для экономической эффективности предприятия и экономики в целом.
Специализация сельского хозяйства представляет собой форму общественного разделения труда. Она характеризует степень обособленности и выделения различных видов труда в обществе и зависит, прежде всего, от уровня производительных сил.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Раздел 1
Понятие специализации. Особенности специализации сельского хозяйства…………………………………………………………………..…..5
Факторы, влияющие на специализацию предприятия………………...……6
Формы и показатели специализации сельского хозяйства…………...…….7
Эффективность специализации сельского хозяйства………………..……10
Экономическое значение специализации………………………….………11
Раздел 2
2.1 Краткая характеристика предприятия СПК «Каменный ключ» Вавожского района………………………………………………………………………….…13
2.2 Товарность продукции……………………………………………………....15
2.4 Интенсификация и интенсивность……………………………………….…16
2.5 Трудовые ресурсы…………………………………………………………...18
2.6 Основные средства……………………………………………………….….21
2.7 Оборотные средства………………………………………….……………...23
2.8 Земельные ресурсы…………………………………………………………..25
2.9 Себестоимость продукции…………………………………………………..27
2.10 Финансовый результат. Рентабельность………………………………….30
Раздел 3
Предложения по совершенствованию специализации и концентрации производства.
3.1 Средняя цена реализации……………………………………………………33
3.2 Рентабельность продукции………………………………………………….34
3.3 Окупаемость затрат………………………………………………………….36
3.4 Факторный анализ прибыли………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 526.00 Кб (Скачать документ)

 

2.10 Финансовый результат. Рентабельность.

 

Финансовый результат — это  итог хозяйственной деятельности предприятия  за отчетный период.

Финансовый результат может выражаться в форме прибыли (превышения доходов над расходами) или в форме убытка (превышения расходов над доходами).

Прибыль, являясь важнейшим показателем  результативности производственно-хозяйственной  деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.

Для оценки эффективности производственно-хозяйственной  деятельности используются показатели рентабельности.

Рентабельность это показатель характеризующий эффективность  использования ресурсов предприятия. Показатели рентабельности позволяют  оценить эффективность деятельности предприятия вне зависимости  от его масштабов, отрасли. Показатели рентабельности характеризуют соотношение эффекта к затратам.

 

Таблица 21 Расчет финансового результата от реализации продукции.

 

 

 

Продукция

Полная

себестоимость реализованной продукции,

тыс. руб.

Выручка от

реализации продукции,

тыс. руб.

Финансовый результат

от реализации продукции,

тыс. руб.

прибыль

убыток

2007г.

Продукция всего

3222

4050

828

-

     в т.ч. продукция  растениеводства

282

201

-

81

               продукция животноводства

2940

3651

711

-

2008г.

Продукция всего

4709

4824

115

-

     в т.ч. продукция  растениеводства

436

309

-

127

               продукция животноводства

4260

4500

240

-

2009г.

Продукция всего

5464

6063

599

-

     в т.ч. продукция  растениеводства

61

38

-

23

               продукция животноводства

5358

5980

622

-


 

Рассчитав финансовый результат от реализации продукции, мы видим, что  прибыльными являются отрасли продукции  животноводства.

От реализации продукции растениеводства  организация получает только убытки, хотя если сравнивать убытки 2007 и 2009 года, можно сказать, что они значительно снизились.

 

 

 

Расчет значения отдельных  показателей рентабельности, %

 

Таблица 22

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

Рентабельность продукции

5,36

2,44

10,96

Рентабельность продаж

5,09

2,38

9,88

Рентабельность собственного капитала

200

200

200

Рентабельность совокупных активов

164,97

11,36

241,39

Рентабельность производства

13,17

7,39

30,25


Проанализировав показатели рентабельности, можно сказать:

    • рентабельность продукции на 1 руб. затрат в 2007 году составляла 5,36%, а в 2009 – 10,96%;
    • рентабельность продаж в 2005 была 5,09%, а в 2007 году – 9,88%;
    • рентабельность собственного капитала оставалась неизменной и составляла 200%;
    • рентабельность совокупных активов в 2005 году составляла 164,97%, а к 2009 году выросла до 241,39%;
    • рентабельность производства в 2007 году была 13,17%, а к 2009 году выросла до 30,25%.

Таким образом показатели рентабельности увеличиваются, а следовательно  предприятие прибыльное.

Раздел 3. Предложения  по совершенствованию специализации  и концентрации производства.

Наряду со специализацией большое  значение имеет концентрация. Она  представляет собой сосредоточение средств производства, рабочей силы и получении продукции в одном  предприятии, отрасли или производственном объединении, а так же зоне, области, районе.

Концентрация производства является отражением научно-технического прогресса. Усиление концентрации сельскохозяйственного производства выступает важнейшей предпосылкой дальнейшего развития научно-технического прогресса в отрасли и повышении его экономической эффективности.

Для того чтобы оценить специализацию СПК «Каменный ключ», рассмотрим более подробно некоторые из показателей, влияющих на эффективность специализации.

3.1 Средняя цена реализации.

При правильной специализации  средняя цена реализации продукции всегда должна превосходить производственную себестоимость, иначе данная сфера производства не будет окупаться. Следовательно, организация понесет убытки.

Для того, чтобы определить какие отрасли приносят доход, а  какие убытки, рассморим таблицу 23.

Таблица 23 – Расчет средней цены реализации.

Продукция

2007 г.

2008г.

2009г.

Реализовано продукции

 

Средняя цена реализации, руб.

Производственная себестоимость, руб.

Реализовано продукции

 

Средняя цена реализации, руб.

Производственная себестоимость, руб.

Реализовано продукции

 

Средняя цена реализации, руб.

Производственная себестоимость, руб.

всего, ц.

на сумму, тыс. руб.

всего, ц.

на сумму, тыс. руб.

всего, ц.

на сумму, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.Зернов. и зернобоб

897

39

43,48

209,21

1599

165

103,19

203,19

212

17

80,19

231,02


Продолжение таблицы 23

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2.карто-фель

345

136

394,20

197,91

464

139

299,57

228,1

40

21

525

300

3. молоко

3853

2088

541,91

460,57

4997

2922

584,75

513,35

5635

3748

665,13

639,39

4.прирот КРС

345

1557

4513

3340,5

476

1557

3271

3521,4

597

2231

3737,02

2819,2


 

После расчета средней  цены реализации продукции и сравнения  ее с производственной себестоимостью, можно сразу сказать, что затраты  на производство продукции зерновых и зернобобовых культур себя не окупают. Видно, что в 2007 году производственная себестоимость 1 центнера зерна и зернобобовых культур превышает среднюю цену реализации на 165,73 рублей, в 2008 году на 100 рублей, в 2009 году на 150,83 рублей.

Таким образом, получается, что данная отрасль растениеводства  является убыточной, и наверняка  не стоит ее развивать в дальнейшем, а если и стоит, то только для обеспечения  кормовой базы, а не для продажи.

3.2 Рентабельность  продукции.

Для более точного  определения той сферы, в которую должно углубиться наше предприятие, сравним продукции зерна и молока по полной себестоимости, рентабельности их продукции. Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости. Данные наглядно представлены в таблице 24.

Таблица 24 – Полная (коммерческая) себестоимость, рентабельность производства зерна и молока.

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

зерно

молоко

зерно

молоко

зерно

молоко

1

2

3

4

5

6

7

1. Полная себестоимость 1 ц продукции, руб.

188

1152

325

1676

49

1754

2. Средняя цена реализации 1 ц продукции, руб.

43,48

541,91

103,19

584,75

80,19

665,13


 

 

Продолжение таблицы 24

1

2

3

4

5

6

7

3. Прибыль (убыток) от  реализации 1 ц продукции, руб.

-149

405

-160

-119

-32

477

4. Уровень рентабельности, %

-

0,35

-

-

-

0,27


 

По результатам донной таблицы мы еще раз можем убедиться, что продукция растениеводства  данного предприятия  в период 2007-2009гг. абсолютно не рентабельна.

Это связано с тем, что полная себестоимость продукции  слишком высока, хотя к 2009 году она значительно снизилась – до 49 руб. за 1ц.

Что же касается производства молока, то видим, что уровень рентабельности снижается, а в 2008 году продукция молока вообще понесла убытки. Полная себестоимость растет намного быстрее, чем цена продукции, что снижает уровень рентабельности.

Таким образом, получается, что данной организации не стоит  заниматься производством зерна, а  больший упор делать повышение рентабельности продукции молока, путем снижения полной себестоимости.

Величина себестоимости  не только характеризует затраты, которые несет предприятие на создание и реализацию продукции и услуг, она оказывает непосредственное влияние на конечные результаты его деятельности.

Снижение себестоимости  продукции, лежащей в основе формирования цен, является предпосылкой для их уменьшения, что делает продукцию более доступной для широкого круга потребителей.

Для предприятий всех отраслей резервом снижения себестоимости  является:

-повышение производительности  труда;

-ресурсосбережение;

-уменьшение доли затрат  живого труда за счет повышения производительности труда;

-разработка мероприятий  по экономии эксплуатации материалов, запчастей, электроэнергии.

-экономия затрат на  оплату труда (зависит от средней  заработной платы одного работника  и средне годовой численности  производственного персонала). Зарплата не должна снижаться т. к. ухудшится материальное положение работника. Сокращение затрат - за счет сокращения численности штата или за счет увеличения объема продукции;

-улучшение использования  средств труда, при этом снижаются амортизационные отчисления;

-сокращение общехозяйственных  и административных расходов  за счет совершенствования структуры  управления;

 

3.3 Окупаемость затрат.

 Данный показатель экономической эффективности капитальных вложений; определяется отношением капитальных вложений к экономическому эффекту, обеспечиваемому ими.

Если более подробно рассматривать выручку от реализации и полную себестоимость по всем основным видам продукции, то можно определить окупаемость затрат на производство продукции изучаемого СПК. Для этого рассмотрим таблицу 25.

 

Таблица 25 Рентабельность производства отдельных видов продукции

Вид продукции

Выручка от реализации, тыс. руб.

Полная себестоимость, тыс. руб.

Результат реализации, тыс. руб.

Уровень

рентабельности, %

Окупаемость затрат, %

прибыль

убыток

2007г.

Зерно

39

188

-

149

-

20,74

Картофель

136

68

68

-

100

200

Молоко

2088

1775

313

-

17,63

117,63

Информация о работе Экономическая эффективность специализации на примере СПК «Каменный ключ» Вавожского района Удмуртской Республики)