Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ движение и использование основных средств.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- определить понятие, содержание и виды основных средств;
- провести анализ движения и использования основных средств;
- рассмотреть пути улучшения основных средств.
В данной курсовой предлагается рассмотреть вопросы, связанные с эффективностью использования основных производственных средств. Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования зависят важные показатели деятельности предприятия, такие как финансовое положение, конкурентоспособность на рынке.
Объектом курсовой работы является предприятие ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат».
Предметом исследования является результаты производственно хозяйственной деятельности предприятия.
Данная курсовая работа состоит из трёх частей: теоретической,
аналитической частей и пути по улучшения использования основных средств.
В теоретической части дается понятие основных средств предприятия, а
также их классификация, принятая в экономике. В этой части дается
методика проведения анализа основных средств с использованием метода
цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
В аналитической части в качестве примера рассматривается
конкретное предприятие и анализируется использование его основных
средств в анализируемом году 2009 г. по сравнению с базисным 2008 г . В
процессе анализа рассчитываются показатели использования основных
средств, производится факторный анализ. Полученные результаты
сопоставляются и выявляются те причины, повлекшие их изменению. В конце
аналитической части курсовой работы даются рекомендации и пути по-вышения
эффективности использования основных средств. В последней главе приводятся способы по улучшению основных средств. В конце курсовой работы приводится заключение, кратко отражающее полученные результаты и выводы.
Хлебозавод N 3 специализируется на выпуске булочно-бараночной продукции. Удельный вес этого производства в общем объеме выпускаемой продукции в натуральном выражении составляет 17,7%, в стоимостном – 23,1%. В ассортиментный перечень входят 12 наименований батонов, 15 наименований сдобных изделий и 10 наименований бараночных изделий.
Хлебозавод N 1 – специализируется на выпуске кремовых изделий. Удельный вес этого производства в общем объеме в натуральном выражении составляет 3,5%, в стоимостном – 19,9%. В ассортиментный перечень входят 40 наименований тортов, 30 наименований пирожных, рулеты, зефир, мармелад.
Основной задачей производственных структур является своевременный выпуск качественной продукции по заявке отдела сбыта в ассортименте и количестве.
Отдел сбыта является самостоятельной структурой предприятия, выполняющей функции реализации выпускаемой продукции, которая осуществляется двумя путями: через фирменную розничную сеть (46% общего объема реализации) и по договорам поставки оптовым покупателям. Поставка продукции торговым предприятиям производится транспортом предприятия.
Сбор заявок осуществляется диспетчерами отдела сбыта по телефону. Транспорт по заявке отдела сбыта предоставляет автотранспортный участок.
Автотранспортный участок – подразделение, выполняющее функции содержания, ремонта и предоставления по заявкам структурных подразделений комбината автотранспорта. В состав участка входят: гаражное хозяйство, состоящее из 6 отапливаемых гаражей, ремонтного бокса и помещения для зарядки аккумуляторов; 24 единицы автотехники. Ремонт и содержание транспорта осуществляется силами специалистов предприятия.
Основной функцией отдела снабжения является обеспечение предприятия сырьем и материалами. Снабжение осуществляется по заявкам структурных подразделений с учетом норм расхода.
В службу главного инженера входят отдел главного механика (ОГМ), отдел главного энергетика (ОГЭ) и ремонтно-строительная группа (РСГ). Функциями этих структур являются обеспечение работоспособности, ремонта и обслуживания технологического оборудования, инженерных сетей и коммуникаций.
Производственно-
Розничная фирменная торговля комбината состоит из 10 передвижных киосков типа Коробейник, 9 стационарных точек и одного автомагазина. Объем реализации составляет 3,5 млн. рублей в месяц или 46% от общего объема продаж. Основная часть стационарных точек расположена на арендованных площадях.
Все
производственные структуры предприятия
имеют законченный
Производственные фонды предприятия сформированы в период высокого спроса на хлебобулочную и кондитерскую продукцию.
2004-2007 годы были критическими. Хлебокомбинат снизил свои объемы производства в несколько раз. Предприятие стало резко терять объемы ввиду ряда причин:
Медленно предприятие выходило из кризиса, привыкая работать в условиях конкуренции.
Финансовый
результат деятельности предприятия
выражается в измерении величины его
собственного капитала за отчетный период.
Способность обеспечить неуклонный рост
собственного капитала предприятия может
быть оценена системой показателей финансовых
результатов.
2.2. Анализ
показателей движения и использования
основных средств на предприятия ОАО «Стерлитамакский
хлебокомбинат»
Анализ приложения к бухгалтерскому балансу
Показатель | Наличие на начало года | Поступило за год | Выбыло за год | Наличие на конец года | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.Здания | 32137 | 37,54 | 11263 | 59,6 | 47 | 6,8 | 43353 | 41,8 |
2.Сооружения | 4614 | 5,4 | 288 | 1,52 | - | - | 4902 | 4,72 |
3.Машины и оборудование | 36225 | 42,32 | 4126 | 21,8 | 266 | 38,5 | 40085 | 38,6 |
4.Транспортные средства | 5435 | 6,35 | 3036 | 16,04 | 119 | 17,22 | 8352 | 8,04 |
5.Производственный и хозяйственный инвентарь | 1707 | 2 | - | - | 53 | 7,7 | 1654 | 1,6 |
6.Другие виды основных средств | 5485 | 6,41 | 211 | 1,11 | 206 | 29,8 | 5490 | 5,3 |
Итого основных средств | 85604 | 100 | 18924 | 100 | 691 | 100 | 103837 | 100 |
Вывод: в начале года сумма основных средств составляла 85604 тыс. руб.;
в конце года – 103837 тыс. руб. За год удельный вес зданий в структуре основных средств увеличился с 37,54% до 41,8%; сооружений уменьшилось – с 5,4% до 4,72%;
доля машин и оборудования уменьшилась – с 42,32% до 38,6%;
транспортных средств увеличелось – с 6,35% до 8,04%; производственного и хозяйственного инвентаря стало меньше – с 2% до 1,6%;
других видов основных средств уменьшилось – с 6,41% до 5,3%.
Показатели
движения и состояния ОС
|
Показатели финансового результата Таблица 3
Показатели | Абсолютные величины | Изменение | ||
2008 | 2009 | в абс. величинах | темп роста, % | |
Выручка | 478480 | 627972 | 149492 | 131 |
Себестоимость проданных товаров | 430522 | 553641 | 123119 | 128 |
Прибыль(убыток) от продаж | 16183 | 34519 | 18336 | 213 |
Фондоотдача | 5,58 | 6,047 | 0,467 | 108 |
Фондоёмкость | 0,083 | 0,078 | -0,005 | 94 |
Среднесписочное число рабочих | 250 | 275 | 25 | 110 |
Рентабельность продукции | 0,111 | 0,134 | 2,286 | 120 |
Валовая прибыль | 47958 | 74331 | 26373 | 155 |
Коэффициент оборачиваемости средств | 8,490 | 14,674 | 6,184 | 173 |
Материалоотдача | 1,111 | 1,134 | 0,023 | 102 |
Фондовооружённость | 171,176 | 204,935 | 33,759 | 120 |
Рентабельность продаж | 3,382 | 5,497 | 2,115 | 162 |
Фондорентабельность | 18,87% | 33,24% | 14,37% | 176% |
Среднегодовая стоимость ОС | 85604 | 103837 | 9688,5 | 124 |
Фондоотдача показывает какая стоимость продукции приходится на каждый рубль стоимости основных производственных фондов. Данный показатель рассчитывается как:
Фо = В / Сср,
где Фо – фондоотдача;
В – годовой выпуск продукции в стоимостном или натуральном выражении;
Сср – среднегодовая стоимость основных средств.
Фоб = 478480/85604=5,58;
Фо0 = 627972/103837= 6,047.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (основных средств) рассчитывается следующим образом:
Сср = (Сн.г.+Ск.г.)/2,
где Сн.г. - стоимость основных средств на начало года;
Ск.г. - стоимость основных средств на конец.
Ссро = (36980+42794)/2 = 39887
Ссрб = (56357+42794)/2 = 49575,5
Фондоемкость продукции – величина, обратная фондоотдаче. Если фондоотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоемкость к снижению. Фондоёмкость рассчитывается как:
Фё = Сср / В, (2.3)
Фё – фондоёмкость;
В – годовой выпуск продукции в стоимостном или натуральном выражении;
Сср –
среднегодовая стоимость
Фё0 = 39887/478480 = 0,083
Фёб = 49575,5/627972 = 0,078
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Этот показатель рассчитывается как:
Р = Пр/СС, (2.4)
где Пр – валовая прибыль,
СС – полная себестоимость продукции.
Рб = 47958/430522=0,111;
Р0 = 74331/553641 = 0,134.
Вычислим валовую прибыль:
Валовая
прибыль = Выручка – Себестоимость. (2.
Валовая прибыль0=627972-553641=74331,
Валовая прибыльб=478480-430522=47958.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств рассчитывается как:
Коб = Р / ОбС, (2.7)
где Р – объем реализованной продукции,
ОбС – основные средства.
Коб0 =627972/42794=14,674;
Коб б=478480/56357=8,490.
Материалоотдача рассчитывается как:
Мо = О /СС, (2.8)
где О - объем выпуска продукции за год,
СС – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Мо0 =627972/553641=1,134;
Моб =478480/430522=1,111.
Фондовооружённость рассчитывается как:
Фв= СО.Ф/Ч
СО.Ф
– стоимость
основных производственных фондов
Ч - численности производственного персонала
Фгб=42794/250=171,176
Фго=56357/275=204,935
Рентабельность продаж рассчитывается как:
ROS
= Прибыль от продаж/Выручка *
ROSб=16183/478480*100%=3,
ROSо=34519/627972*100%=5,
Анализ производственной и финансовой деятельности предприятия показал, что предприятие находится в стабильном финансовом положении.
Экономический кризис в стране, снижение покупательской способности населения нашли незначительное отражение и в работе данного предприятия.