Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:34, доклад
Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к осени 1992 г., правительство самоустранилось от какой-либо активной экономической политики, ссылаясь на то, что без государства и, соответственно, без правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим местам.
Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян.
Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически не изменилась.
Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания — 43,2%; в строительстве и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МП как сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе МП за эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г. Доля строительных предприятий также увеличилась — с 13,8 до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. — 44,5%.
Занятость на малых предприятиях
Общая численность занятых на малых предприятиях уменьшилась за период с 01.01.1995 г. по 01.01.1998 г. в 1,8 раза. Сокращение численности занятых было обусловлено главным образом сменой критериев отнесения предприятий к категории малых. Сокращению же числа работающих способствовали такие факторы, как интенсификация предпринимательской деятельности и переключение бизнеса на ресурсосберегающий режим функционирования.
По итогам 1997 г, однако, впервые (начиная с 1995 г.) был зарегистрирован прирост общей численности занятых в МП — темп прироста составил 1,8%. Правда, численность работающих на постоянной основе на малых предприятиях всех отраслей за три года все же в целом уменьшилась в 1,3 раза, но это сокращение затронуло постоянный персонал в меньшей степени, чем занятых по совместительству и на условиях краткосрочного найма. Это — результат кадровой политики руководителей малых предприятий, стремившихся в относительно стабильной ситуации сохранить, прежде всего, основной состав работников. Немаловажно и то, что с 1995 г. перестал действовать прогрессивный налог на превышение фонда оплаты труда.
На начало 1998г. на малых предприятиях России работали 8 638,7 тыс. человек. Преобладала занятость на постоянной основе, которая отражается в статистике как среднесписочная численность. Доля среднесписочной численности (6 514,3 тыс. человек) в общей численности работников составила 75,4%.
В
целом средняя численность
Самыми крупными были строительные предприятия, на каждом из которых в среднем работали 15 человек. По 14 человек работающих было на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Самые малочисленные предприятия — в сферах торговли и общественного питания, информационно-вычислительного обслуживания, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: в среднем на них работало по б человек.
Численность постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям составила 7 человек.
По итогам 1998г. наибольшая занятость наблюдалась в трех отраслях народного хозяйства: на промышленных предприятиях работали 22,1%, на строительных — 25,3%, на предприятиях торговли и общественного питания — 28,3% от общей численности работающих на малых предприятиях
Численность работающих на промышленных малых предприятиях сократилась за указанный период в 1,8 раза, в торговле и общественном питании — в 1,5 раза. В наибольшей мере, в 2,4 раза, уменьшилось число работающих на строительных предприятиях. Увеличилось число занятых лишь в двух отраслях: в сельском хозяйстве (темп прироста — 26%) и на транспорте (темп прироста — 28%). Отраслевая структура постоянно занятых на малых предприятиях с начала 1995 г. изменилась следующим образом. Уменьшилась доля постоянно работающих на предприятиях основных отраслей материального производства: в промышленности — с 28,1 до 22,9%, в строительстве — с 31,0 до 24,1%. Доля торговли и общественного питания в обеспечении постоянной занятости в МП, напротив, возросла с 24,8 до 31,7% (прежде всего, это обусловлено сменой критериев отнесения предприятий к категории малых).
Период 1999 – 2001 гг. характеризуется спадом в развитии. Учитывая стабильность численности занятых на малых предприятиях, их численность неизменно сокращалась. Кажущееся повышение социальной эффективности вызвано именно спадом количества малых предприятий.
В период спада (1999 – 2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год.
Минимум малых предприятий, который пришелся на первую половину 2001 года, составил 841,2 тысяч предприятий
В период подъема (2002 – 2006 гг.) количество малых предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч предприятий в год. Прирост этот имел линейный характер, то есть число новых предприятий увеличивалось в арифметической прогрессии. 2002 год стал переломным годом в развитии малого предпринимательства. При этом в 2003 году новая тенденция была несколько замедлена и восстановлена вновь уже в 2004 году. Основной причиной данного перелома предположительно послужили события, связанные со вступлением в силу пакета законов так называемой «1-ой волны дебюрократизации», во многом определившие его продолжительность и характер.
В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн человек. Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах.
Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объем инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики — в среднем на 15,6 %). Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие — уменьшение покупательной способности населения) повлекли за собой негативные тенденции.
Настроения малых предпринимателей в первые месяцы кризиса оцениваются экспертами как наиболее пессимистичные. В новых экономических условиях для многих компаний ставится вопрос о выживании. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян в 2009 году не намерены заниматься бизнесом. По сравнению с 2008 количество нежелающих заниматься предпринимательством выросло с 44 % до 55 %.
Среди малых предприятий в первую очередь от кризиса пострадали турфирмы, торговые и строительные компании. Так, например, обороты в сфере туризма упали на 40—50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. В сфере торговли и услуг банкротами объявили себя около 15 % малых предприятий. Падение строительного рынка достигло 40 % в среднем по регионам России.
Также по сокращению количества малых предприятий лидируют сфера образования (57,1 %), сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). До кризиса данные виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса, после его начала же услуги частных клиник или, например, обучение иностранным языкам оказались менее востребованы.
Значимое число малых предпринимателей в условиях кризиса принимают решения о выходе из бизнеса, либо о его замораживании. По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % — по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей — в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше.
Последствия кризиса сказались на всех сферах общественной жизни. Для деятельности многих компаний 2008 год стал переломным — слабые игроки ушли с рынка, наиболее сильные, пережив кризис, стали еще сильнее. Индекс предпринимательской активности (Total entrepreneurship activity index, TEA) в России в 2009 году был существенно ниже, чем в других восточно-европейских странах с развивающейся экономикой — 3,9%. По этому показателю Россию обогнали даже такие страны как Венгрия (9,1%), Румыния (5%) и Латвия (10,5%). Однако столь низкий уровень для России был ожидаем — за все время участия в проекте, самый высокий показатель TEA был зафиксирован в 2006 году — 4,9%. Предпринимательская активность измеряется не только количеством созданных компаний, но и количеством вышедших из бизнеса. Число вышедших из бизнеса в России превысило количество начинающих свое дело. Однако выход из бизнеса не всегда предусматривает закрытие компании. В России 20% предпринимательских фирм, собственники которых покинули компанию, продолжили существовать с другими собственниками или в другой форме. Основной причиной закрытия бизнеса стала его нерентабельность. 36% опрошенных признали, что основная проблема 2008 года — нехватка оборотных средств, отошла на второй план.
Кризис принес России всплеск такого явления, как «вынужденное предпринимательство», когда люди идут в бизнес по необходимости, не имея другой возможности найти средства к существованию. В основном, к таким видам бизнеса относится уличная торговля и мелкие бытовые услуги. Однако подобная деятельность не приносит никакой пользы экономике — не создает новых рабочих мест и отличается крайне низкой производительностью.
Напрямую определяют предпринимательскою активность и личностные и социально-демографические характеристики — пол, возраст и уровень образования.
Среди молодых предпринимателей в 2009 году наиболее активными в России стали люди в возрасте от 25 до 34 лет. Однако эта возрастная группа существенно сократилась (с 41% до 28%), что в целом существенно выше, чем в других странах.
Одной из характерных черт российского бизнеса является то, что возраст и знания предпринимателей не связаны напрямую. В более молодых возрастных группах уверенность в знаниях увеличивается. В возрастной группе 18–24 лет об уверенности в своих знаниях заявляет каждый третий предприниматель, тогда как в группе 25-44 год так считает только каждый пятый.
Что
касается технологической составляющей
российского
Участвовавшие в мониторинге эксперты сходятся во мнении, что проблемы предпринимательства в России обусловлены рядом социально-политических факторов. Кроме высокого бюрократического барьера, мешающего выходу на рынок новых компаний, они отметили отсутствие необходимого образования, а также недостаточность поддержки идеи личного успеха в обществе. Российская культура не поощряет предпринимательский риск и стремление к новому. Кроме того, согласно экспертной оценке, российские фирмы имеют наихудший доступ к финансированию — ниже, чем во всех остальных 35 странах-участницах исследования.
В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 30 %. Во многих развитых странах малый бизнес является своеобразным локомотивом экономики, частные предприятия работают не только в сфере обслуживания, но и в производственной, финансовой и научно-технической среде. Большинство малых предприятий России ориентировано на продажу товаров или предоставление услуг населению, место малого бизнеса среди предприятий, занимающихся научно-техническими разработками, в нашей стране крайне мало. По мнению государственных деятелей, малый бизнес должен играть не только значительную роль в экономике России, но и помочь снять социальную напряженность, создавая новые рабочие места для населения. К сожалению, в России очень много моногородов, экономическое процветание которых зависит от работы одного крупного предприятия. Развитие малого бизнеса в таких городах практически невозможно, так как частный предприниматель вынужден искать рынки сбыта за пределами своего региона.