Экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:34, доклад

Описание

Год 1992-й, первый год официально провозглашенных рыночных реформ, вошел в историю страны как период грандиозных, но так и не оправдавшихся надежд. Курс «младореформаторов», возглавивших Правительство Российской Федерации, на «шоковую терапию» открыл шлюзы для частнопредпринимательской деятельности, пробудив надежды значительной части российского населения на быстрое достижение Россией западных стандартов уровня жизни и других атрибутов общества потребления и свободного предпринимательства. Обещая выход из кризиса уже к осени 1992 г., правительство самоустранилось от какой-либо активной экономической политики, ссылаясь на то, что без государства и, соответственно, без правительства рыночная стихия (саморегулирование) сама все расставит по своим местам.

Работа состоит из  1 файл

эо.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

     Численность индивидуальных предпринимателей, по данным Госналогслужбы России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян.

     Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически не изменилась.

     Непроизводственная  сфера остается для малых предприятий  более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть  малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания — 43,2%; в строительстве и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МП как сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе МП за эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла — с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г. Доля строительных предприятий также увеличилась — с 13,8 до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. — 44,5%.

     Занятость на малых предприятиях

     Общая численность занятых на малых  предприятиях уменьшилась за период с 01.01.1995 г. по 01.01.1998 г. в 1,8 раза. Сокращение численности занятых было обусловлено главным образом сменой критериев отнесения предприятий к категории малых. Сокращению же числа работающих способствовали такие факторы, как интенсификация предпринимательской деятельности и переключение бизнеса на ресурсосберегающий режим функционирования.

     По  итогам 1997 г, однако, впервые (начиная  с 1995 г.) был зарегистрирован прирост  общей численности занятых в  МП — темп прироста составил 1,8%. Правда, численность работающих на постоянной основе на малых предприятиях всех отраслей за три года все же в целом уменьшилась в 1,3 раза, но это сокращение затронуло постоянный персонал в меньшей степени, чем занятых по совместительству и на условиях краткосрочного найма. Это — результат кадровой политики руководителей малых предприятий, стремившихся в относительно стабильной ситуации сохранить, прежде всего, основной состав работников. Немаловажно и то, что с 1995 г. перестал действовать прогрессивный налог на превышение фонда оплаты труда.

     На  начало 1998г. на малых предприятиях России работали 8 638,7 тыс. человек. Преобладала занятость на постоянной основе, которая отражается в статистике как среднесписочная численность. Доля среднесписочной численности (6 514,3 тыс. человек) в общей численности работников составила 75,4%.

     В целом средняя численность занятых на одном малом предприятии составила 10 человек.

     Самыми  крупными были строительные предприятия, на каждом из которых в среднем  работали 15 человек. По 14 человек работающих было на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Самые  малочисленные предприятия — в сферах торговли и общественного питания, информационно-вычислительного обслуживания, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: в среднем на них работало по б человек.

     Численность постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям составила 7 человек.

     По  итогам 1998г. наибольшая занятость наблюдалась  в трех отраслях народного хозяйства: на промышленных предприятиях работали 22,1%, на строительных — 25,3%, на предприятиях торговли и общественного питания — 28,3% от общей численности работающих на малых предприятиях

     Численность работающих на промышленных малых предприятиях сократилась за указанный период в 1,8 раза, в торговле и общественном питании — в 1,5 раза. В наибольшей мере, в 2,4 раза, уменьшилось число работающих на строительных предприятиях. Увеличилось число занятых лишь в двух отраслях: в сельском хозяйстве (темп прироста — 26%) и на транспорте (темп прироста — 28%). Отраслевая структура постоянно занятых на малых предприятиях с начала 1995 г. изменилась следующим образом. Уменьшилась доля постоянно работающих на предприятиях основных отраслей материального производства: в промышленности — с 28,1 до 22,9%, в строительстве — с 31,0 до 24,1%. Доля торговли и общественного питания в обеспечении постоянной занятости в МП, напротив, возросла с 24,8 до 31,7% (прежде всего, это обусловлено сменой критериев отнесения предприятий к категории малых).

   Период 1999 – 2001 гг. характеризуется спадом в развитии. Учитывая стабильность численности занятых на малых предприятиях, их численность неизменно сокращалась. Кажущееся повышение социальной эффективности вызвано именно спадом количества малых предприятий.

     В период спада (1999 – 2001 гг.) количество малых  предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год.

     Минимум малых предприятий, который пришелся на первую половину 2001 года, составил 841,2 тысяч предприятий

   В период подъема (2002 – 2006 гг.) количество малых предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч предприятий в год. Прирост этот имел линейный характер, то есть число новых предприятий увеличивалось в арифметической прогрессии. 2002 год стал переломным годом в развитии малого предпринимательства. При этом в 2003 году новая тенденция была несколько замедлена и восстановлена вновь уже в 2004 году. Основной причиной данного перелома предположительно послужили события, связанные со вступлением в силу пакета законов так называемой «1-ой волны дебюрократизации», во многом определившие его продолжительность и характер.

   В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн человек. Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах.

   Но  положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической  ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объем инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики — в среднем на 15,6 %). Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие — уменьшение покупательной способности населения) повлекли за собой негативные тенденции.

   Настроения малых предпринимателей в первые месяцы кризиса оцениваются экспертами как наиболее пессимистичные. В новых экономических условиях для многих компаний ставится вопрос о выживании. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян в 2009 году не намерены заниматься бизнесом. По сравнению с 2008 количество нежелающих заниматься предпринимательством выросло с 44 % до 55 %.

   Среди малых предприятий в первую очередь  от кризиса пострадали турфирмы, торговые и строительные компании. Так, например, обороты в сфере туризма упали на 40—50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. В сфере торговли и услуг банкротами объявили себя около 15 % малых предприятий. Падение строительного рынка достигло 40 % в среднем по регионам России.

   Также по сокращению количества малых предприятий лидируют сфера образования (57,1 %), сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). До кризиса данные виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса, после его начала же услуги частных клиник или, например, обучение иностранным языкам оказались менее востребованы.

   Значимое  число малых предпринимателей в  условиях кризиса принимают решения  о выходе из бизнеса, либо о его  замораживании. По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % — по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей — в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше.

   Последствия кризиса сказались на всех сферах общественной жизни. Для деятельности многих компаний 2008 год стал переломным — слабые игроки ушли с рынка, наиболее сильные, пережив кризис, стали еще сильнее. Индекс предпринимательской активности (Total entrepreneurship activity index, TEA) в России в 2009 году был существенно ниже, чем в других восточно-европейских странах с развивающейся экономикой — 3,9%. По этому показателю Россию обогнали даже такие страны как Венгрия (9,1%), Румыния (5%) и Латвия (10,5%). Однако столь низкий уровень для России был ожидаем — за все время участия в проекте, самый высокий показатель TEA был зафиксирован в 2006 году — 4,9%. Предпринимательская активность измеряется не только количеством созданных компаний, но и количеством вышедших из бизнеса. Число вышедших из бизнеса в России превысило количество начинающих свое дело. Однако выход из бизнеса не всегда предусматривает закрытие компании. В России 20% предпринимательских фирм, собственники которых покинули компанию, продолжили существовать с другими собственниками или в другой форме. Основной причиной закрытия бизнеса стала его нерентабельность. 36% опрошенных признали, что основная проблема 2008 года — нехватка оборотных средств, отошла на второй план.

   Кризис принес России всплеск такого явления, как «вынужденное предпринимательство», когда люди идут в бизнес по необходимости, не имея другой возможности найти средства к существованию. В основном, к таким видам бизнеса относится уличная торговля и мелкие бытовые услуги. Однако подобная деятельность не приносит никакой пользы экономике — не создает новых рабочих мест и отличается крайне низкой производительностью.

Напрямую  определяют предпринимательскою активность и личностные и социально-демографические характеристики — пол, возраст и уровень образования.

     Среди молодых предпринимателей в 2009 году наиболее активными в России стали люди в возрасте от 25 до 34 лет. Однако эта возрастная группа существенно сократилась (с 41% до 28%), что в целом существенно выше, чем в других странах.

     Одной из характерных черт российского бизнеса является то, что возраст и знания предпринимателей не связаны напрямую. В более молодых возрастных группах уверенность в знаниях увеличивается. В возрастной группе 18–24 лет об уверенности в своих знаниях заявляет каждый третий предприниматель, тогда как в группе 25-44 год так считает только каждый пятый.

     Что касается технологической составляющей российского предпринимательства, то 81% предпринимателей используют технологии, существующие более пяти лет. Доля предпринимателей, занятых в высокотехнологичных отраслях, составила всего 3%.

     Участвовавшие в мониторинге эксперты сходятся во мнении, что проблемы предпринимательства в России обусловлены рядом социально-политических факторов. Кроме высокого бюрократического барьера, мешающего выходу на рынок новых компаний, они отметили отсутствие необходимого образования, а также недостаточность поддержки идеи личного успеха в обществе. Российская культура не поощряет предпринимательский риск и стремление к новому. Кроме того, согласно экспертной оценке, российские фирмы имеют наихудший доступ к финансированию — ниже, чем во всех остальных 35 странах-участницах исследования.

     В настоящее время малый бизнес в экономике России  занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 30 %. Во многих развитых странах малый бизнес является своеобразным локомотивом экономики, частные предприятия работают не только в сфере обслуживания, но и в производственной, финансовой и научно-технической среде. Большинство малых  предприятий России ориентировано на продажу товаров или предоставление услуг населению, место малого бизнеса среди предприятий, занимающихся научно-техническими разработками, в нашей стране крайне мало. По мнению государственных деятелей, малый бизнес должен играть не только значительную роль в экономике России, но и помочь снять социальную напряженность, создавая новые рабочие места для населения. К сожалению, в России очень много моногородов, экономическое процветание которых зависит от работы одного крупного предприятия. Развитие малого бизнеса в таких городах практически невозможно, так как частный предприниматель вынужден искать рынки сбыта за пределами своего региона.  

Информация о работе Экономическое развитие России