Экономика организации. Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 12:01, курс лекций

Описание

краткий курс лекций

Работа состоит из  1 файл

конспект.docx

— 46.74 Кб (Скачать документ)
Качество  продукции — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.

Качество  продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например, технический уровень продукции), а полезность — способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя.

Качество  продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.Требования: 1текущие и перспективные 2общие и специфические (определяются преимущественно условиями их использования). Факторы, влияющие на качество продукции. Общественные ожидания, субъективные настроения потребителей; Качество проекта (совершенство конструкции); Качество исполнения (совершенство технологий); Уровень конкурентности рынка. Необходимость учитывать субъективную сторону восприятия свойств продукции делает проблему оценки качества достаточно сложной.

Факторы, влияющие на сохраняемость продукции: влажность; свет; состав воздуха; механические факторы; биологические. В результате этих воздействий происходят различные изменения.Оценка качества

Для оценки качества необходимо разрабатывать  показатели качества, т.е. выделить измеримые  свойства продукции, важные для потребителя. Оценкой качества продукции занимаются разные науки, экономика, квалиметрия. Для измерения качества продукции применяются статистический анализ данных и экспертное оценивание.

Контроль  качества. Основная цель контроля качества — гарантировать, что продукция (услуга, процесс) соответствуют конкретным требованиям и являются надежными, удовлетвор. и устойчивыми в финансовом отношении.

Зачастую  контроль качества путают с обеспечением качества. 

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:Функции стратегического, тактического и оперативного управления.

Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные. Функции специализированные и общие  для всех стадий жизненного цикла  продукции. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и  социальным факторам и условиям. Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования) в целях обеспечения: безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;.качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;. единства измерений; Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации. Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Перечень  нормативных документов по стандартизации, применяемых на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом Российской Федерации «О стандартизации.Нормативный документ по стандартизации — документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:государственные стандарты Российской Федерации — ГОСТ Р; применяемые в установленном порядке (ГОСТ Р 1.5—92) международные (региональные) стандарты; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;стандартыотраслей;стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других , общественных объединений; нормы и правила по стандартизации.

Cертификация продукции  служит для подтверждения соответствия качества того или иного товара, изделия установленным требованиям и осуществляется независимой от изготовителя и потребителя организацией - например, центром сертификации "Ростест".

В результате проведенной работы, сертификационная организация удостоверяет соответствие продукции нужным требованиям и  выдает сертификат соответствия.

Сертификация  продукции проводится для создания условий нормальной конкуренции  организаций и предпринимателей на рынке России. Кроме того, она подтверждает заявленные изготовителем качественные характеристики и призвана содействовать потребителям в выборе продукции, защищать от недобросовестных изготовителей и продавцов,  контролировать безопасност продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.  
Данная операция может иметь обязательный и добровольный характер и подтверждается обязательным или добровольным сертификатом желтого либо синего цвета.Законодательная основа сертификации в России: 
Закон о сертификации продукции и услуг 
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации 
Федеральный закон "О техническом регулировании"

 
 
Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими  конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров  связаны не только с качеством  и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут  быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень  обслуживания. Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. Управлять  конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение  качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности  и уровня обслуживания. Движущей силой  конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся  повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым  добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение  конкурентоспособности товара требует  новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и  реализация инноваций. Существует  несколько факторов, побуждающих  к созданию нового продукта. Первый — это реально существующая или  потенциальная потребность в  новшестве данного типа. Изобретение, а затем и новая продукция  появляются как следствие запросов общества, как реакция на его экономические  и социальные потребности. Задача руководства  предприятия — выявить и осознать эти потребности, материализовав их в требуемый продукт.

Второй  фактор — это научнотехнический прогресс. Он не позволяет останавливаться на достигнутом, надолго задерживаться

на выпуске  одной и той же продукции. Задача менеджмента предприятия — постоянно  отслеживать достижения науки и  техники в данной сфере деятельности, обеспечивать соответствие этим достижениям  продукции, выпускаемой предприятием.

Третьим фактором является конкуренция. Напряженная  борьба хозяйствующих субъектов  за покупателя, за выживание в условиях жесткого соперничества делает неизбежным процесс исчезновения с рынка  некачественных или несовременных  товаров и услуг.

Под инновациями  в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов  продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. 
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Понятие и классификация. Всю совокупность процессов (явлений), совершающихся на предприятиях различных  отраслей народного хозяйства, можно  условно разделить на две группы — традиционные и инновационные. В общем понимании инновационные  процессы, которые имеют место  в любой сложной производственно  хозяйственной системе, представляют собой совокупность прогрессивных, качественно новых изменений  непрерывно возникающих во времени  и пространстве. Результатом инновационных  процессов являются новшества, а  внедрение их в хозяйственную  практику принято называть нововведениями. Инновационные процессы инициируются отдельными отраслями науки, а завершаются  в сфере производства, способствуя  прогрессивным изменениям последнего. Первичными импульсами внедрения новшеств (нововведений) на предприятиях являются не только общественные потребности  и результаты фундаментальных научных  исследований, но и использование  зарубежного прогрессивного опыта  в сферах технологии и организации  производства, современных форм хозяйствования.
Эффективность инвестиционного  проекта – показатель, отражающий соответствие проекта целям и интересам его участников.

С точки зрения законодательства, оценка эффективности инвестиционных проектов не является обязательной, однако каждый инвестор заинтересован в том, чтобы обезопасить себя от потери вложенных средств и получить достаточную для компенсации рисков прибыль.

Оценка  инвестиционного  проекта сводится в общем случае к построению и исследованию некоторой экономико-математической модели процесса реализации проекта. Необходимость моделирования обусловлена тем, что при оценке проекта сложный и многоплановый процесс его реализации приходится упрощать, отбрасывая малозначащие факторы и акцентируя внимание на более существенных. В результате объектом анализа становится не сам проект, а связанные с ним материальные и денежные потоки. Таким образом, проблема сводится к тому, чтобы «перевести» проектную документацию на язык денежных потоков, а интересы участников проекта отразить в расчетных формулах, позволяющих оценивать денежные потоки относительно этих интересов.

Как правило, при оценке эффективности  инвестиционных проектов ключевыми  вопросами являются следующие: рентабельность вложения средств в данный проект; сроки окупаемости инвестиций; степень и факторы риска, оказывающие определяющее влияние на результат. Мы поможем вам ответить на них. Квалифицированные специалисты нашей фирмы проведут анализ инвестиционного проекта с использованием профессиональных оценочных методик. Это позволит получить объективное представление о различных аспектах эффективности данного проекта и в конечном итоге принять обоснованное решение о перспективах его окупаемости.

Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин  «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. По размеру предприятия принято делить на крупные, средние и малые.           Крупные предприятия специализируются, главным образом, на производстве стандартных продуктов в массовом количестве, добиваясь за счет этого лидерства на издержках в конкурентной борьбе. 

Средние предприятия специализируются на производстве продукции, удовлетворяющей узкоспециал. спрос (дифференцированная продукция), удерживают конкурентные позиции за счет обладания уникальными технологиями.Малые предприятия специализируются на производстве новой продукции, в которой реализуются научно-технические нововведения.

Слово “инвестиция” буквально означает: долгосрочные вложения капитала с целью  получения прибыли.

Понятие “капиталовложения” уже понятия  “инвестиции”, т.к. оно:

а) не включает средства, направленные, например, на приобретение оборотных средств;

б) имеет  в виду только денежные средства.

Инвестициями  могут быть:

-денежные  средства;-акции, паи, ценные бумаги, банковские вклады и др.;

-имущественные  права;-права пользования землёй и другими природными ресурсами;

-технологии;-лицензии;-кредиты.

Инвестиционная  деятельность включает в себя совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестиционный цикл - это  полностью осуществлённые инвестиции с конкретным конечным результатом. В мировой практике различают 6 этапов инвестиционного цикла:1.поиск объектов вложений 2оценка рентабельности и риска проекта 3разработка схемы финансирования 4заключение взаимоувяз. Соглашений 5выполнение произв. Коммерч. Финансовой программы проекта 6оценка финансового результата

Инвестиции  — это долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли. В  более узком смысле инвестиции означают капитальные вложения. Различают  финансовые и реальные инвестиции. К финансовым инвестициям относится  приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложение денег на депозитные счета  в банках под проценты и пр. Реальные инвестиции — это вложение денег  в капитальное строительство.

Нововведение  — это изменение с целью  внедрения и использования новых  видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рычагов и форм организации  производства и управления. Понятие  «инновация» идентично понятию  «нововведение». Под инновацией подразумевается  объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога и приносящий прибыль. Необходимо различать также понятия «новшества» и «инновации». Под новшеством понимается оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, связанный с повышением ее эффективности, а инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического и других видов эффекта. Новшество — это предмет инновации, они имеют различный жизненный цикл. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Техническая подготовка производства включает в себя конструкторскую, технологическую, организационную  подготовку производства, а также  освоение серийного выпуска новых  изделий. На этом этапе новое изделие  проходит различные стадии его освоения от опытного образца, полученного в  результате НИОКР, через опытную  и установочную партии до серийного  производства на конкретном действующем  предприятии. Основная цель технической  подготовки – не просто освоение серийного  производства нового изделия, а решение  этой задачи с максимальным учетом специфики предприятия-изготовителя и с минимальными затратами на это освоение. Цель конструкторской подготовки серийного производства (КПП) - адаптировать конструкторскую документацию ОКР к условиям конкретного серийного производства предприятия-изготовителя. Задача ТПП - это обеспечение полной технологической готовности фирмы к производству новых изделий с заданными технико-экономическими показателями (высоким техническим уровнем, качеством изготовления, а также с минимальными трудовыми и материальными издержками - себестоимостью при конкретном техническом уровне предприятия и планируемых объемах производства). Отработка изделий на технологичность. Технологичность - это экономичность изготовления изделия в конкретных организационно-технологических и производственных условиях при заданных масштабах выпуска. Инвестиционная  политика предприятия представляет собой сложную, взаимосвязанную  и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на свое дальнейшее развитие, получение  прибыли и других положительных  эффектов в результате инвестиционных вложений. Разработка инвестиционной политики предполагает: определение  долгосрочных целей предприятия, выбор  наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов  в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов. Инвестиционная политика выступает как часть реформирования предприятия и нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, на достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта и в целом – на экономически целесообразные направления развития производства. В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа: на первом этапе определяют необходимость развития предприятия и экономически выгодные направления этого развития. на втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия; на третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации. Инвестиционную политику предприятия классифицируют в зависимости от ее направленности. С этой точки зрения, выделяют инвестиционную политику, направленную на:   повышение эффективности;       модернизацию            технологического            оборудования, технологических процессов; создание новых предприятий;  внедрение принципиально нового оборудования и выход на новые рынки сбыта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой  совокупность методов и средств  торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и  кредитных отношений с зарубежными  странами. Важнейшей частью ВЭД выступает  внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией  и результатами интеллектуальной деятельности. Предприятие-участник ВЭД - это самостоятельное  юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Субъектами  внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации  и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные  объединения, поддерживать прямые международные  контакты, заключать соответствующие  соглашения.

При существующей самостоятельности участников ВЭД  государство оставляет за собой  право регулировать важнейшие аспекты  этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально  определены в Федеральном законе «О государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование  ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

Природоохранная деятельность предприятий строится с учетом единства цели и основных интересов охраны окружающей среды  на всех уровнях хозяйствования - от предприятия до народного хозяйства  в целом. Основной целью природоохранной  деятельности нефтегазодобывающих  объединений и входящих в его  состав предприятий и организации  является снижение отрицательного воздействия  производственных процессов на окружающую среду.Природоохранную деятельность предприятий оценивают по достигаемой степени очистки вредных выбросов ( ПДК, остаточным концентрациям); уровню загрязнения окружающей среды; капитальным и эксгагутационным затратам на экобиозащитную технику [1, 3, 5, 6] и другим показателям.Для анализа природоохранной деятельности предприятий наиболее перспективным нам представляется экологический подход с использованием натуральных показателей эффекта.Приступая к анализу природоохранной деятельности предприятия, необходимо прежде всего составить себе общее представление о его объектах и задачах. Это зависит от профиля и объема основной производственной деятельности, а также от наличия, совершенства и правильной эксплуатации природоохранных сооружений и оборудования.

Основой контроля за природоохранной деятельностью предприятия являются разработанные им и утвержденные соответствующим контролирующим органом экологические нормативы. Государственный контроль за природоохранной деятельностью предприятий осуществляется в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшения экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.Рассмотренный подход к стимулированию природоохранной деятельности предприятий и формализованное отображение взаимосвязи между экологией, экономикой и технологией на уровне предприятия позволяет перейти к количественному определению, а, соответственно, и к согласованию интересов региона и конкретного предприятия в части снижения нагрузки на окружающую среду на базе рассматриваемой имитационной модели.

ПЛАНИРОВАНИЕ - Это функция, связанная с определением целей и задач организации, а  также ресурсов, необходимых для  достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.Понятие "планирование" имеет 2 смысла:1. Общеэкономический с точки зрения общей теории фирмы.Управленческий (одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей достижения этих целей).Принципы планирования. Принцип единства. Поскольку организация это целостная система, то составные её части должны развиваться в едином направлении. Это означает, что планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации. Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется "парситипативным".  Принцип непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений. Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности какая только возможна. Процесс планирования на предприятии осуществляется поэтапно. В соответствии с этими этапами выделяют три вида планирования – стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое  планирование – это планирование на перспективу, которое указывает  направление действий для обеспечения  реализации миссии предприятия. Главное  отличие стратегического планирования от других методов планирования заключается  в следующем:1) плановая работа нацелена на будущее, а не описывает текущую ситуацию;2) стратегический план не является детерминированным, то есть в нем нет жесткой регламентации по ресурсам, исполнителям и срокам, он обосновывает общие перспективные направления деятельности и развития фирмы;3) в системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее можно предусмотреть только по результатам прошлого.Тактическое планирование – это планирование на средние промежутки времени, в рамках которых происходит реализация конкретного управленческого решения относительно выпуска продукции или освоения нового рынка или укрепления позиций на старом с указыванием необходимых для этого ресурсов. Содержание этих планов охватывает обычно отрезок времени в 1-2 года.Оперативное планирование – это планирование работы на короткие промежутки времени, в процессе которого детализируются планы подразделов и служб предприятия и происходит их коррекция в связи с изменением обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении такт. Пл.

Стратегическое  планирование — это алгоритм действий, увязанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

В последнее  время в бизнесе и государственном  управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под  которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Такое представление  о планировании пришло к нам из западного менеджмента. Однако стратегическое планирование есть результат расчета  плана (траектории) наилучшего использования  национальных ресурсов сейчас для максимального  ускорения движения в желаемом направлении.Без применения конкретного научно-обоснованного механизма согласования действий потребителей и производителей различных форм собственности во времени и пространстве стратегическое планирование превращается не более чем в прогнозирование или декларацию о желаниях.

Оперативно-производственное планирование представляет собой завершающий  этап внутрипроизводственного планирования. Оно органически связано с  технико-экономическим планированием, являясь его продолжением, осуществляемым в ходе выполнения годового плана. Оперативное  планирование призвано обеспечить своевременное  и качественное выполнение годовых  заданий, предусмотренных планами  социально-экономического развития предприятия или фирмы.Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т. п.

Оперативное планирование производства заключается  в разработке важнейших объемных и календарных показателей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Всякий процесс  оперативного планирования предусматривает  выполнение экономистами-менеджерами  таких этапов деятельности, как выбор  стратегии развития предприятия, обоснование  формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений, организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства.

Главная задача оперативно-производственного  планирования состоит в обеспечении  на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов, в организации слаженной работы всех подразделений предприятия (объединения) для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных  объёмах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся  экономических и производственных ресурсов с целью наибольшего  удовлетворения основных потребностей рынка, и максимизации получаемой прибыли.

Бизнес-план - это  документ, в котором описываются  все основные аспекты предпринимательской  деятельности, анализируются главные  проблемы, с которыми может столкнуться  предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит  думать, что бизнес-план необходим  только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как пока зывает мировая практика, он нужен для всех предприятий. И, прежде всего, для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости  от конкретного характера и условий  предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура  бизнес-плана могут существенно  различаться, но содержательная сторона  должна быть одной и той же. Как  правило, бизнес-план состоит из следующих  разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный и финансовый планы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В качестве показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности. Как общий показатель деятельности предприятия прибыль отражает все стороны его производственно-хозяйственной деятельности: уровень использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, технический уровень производства и конкурентоспособность производимой продукции. Предприятие должно стремиться к получению такого объема прибыли, который позволил бы ему не только удерживать свои позиции на рынке выпускаемых предприятием товаров и оказываемых услуг, но и обеспечивать развитие производства и устойчивое финансовое положение в условиях конкуренции. Необходимо иметь полное представление о возможных источниках получения прибыли. Прибыль предприятия представляет собой финансовый показатель, отражающий все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, и рассчитывается как сумма:- прибыли (убытка) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;- прибыли (убытка) от реализации имущества и имущественных прав предприятия;- внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой финансовый результат, полученный от основной деятельности промышленного предприятия, и поэтому является основной частью прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов (то есть выручкой в оптовых ценах предприятия) и расходами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации продукции в целях налогообложения перечень расходов, включаемых в себестоимость продукции, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При реализации амортизируемого имущества (объектов основных средств и нематериальных активов) прибыль от его реализации определяется как разность между выручкой от реализации и остаточной стоимостью амортизируемого имущества. Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком предприятия.

При реализации прочего имущества (за исключением  ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) прибыль  от его реализации определяется как  разность между выручкой от реализации и ценой приобретения этого имущества.

При реализации покупных товаров (например, сырья, материалов, топлива) прибыль от их реализации определяется как разность между выручкой от их реализации и стоимостью приобретения данных товаров.

Оценка эффективности  хозяйственной деятельно- сти включает анализ: 1) предварительный; 2) финансовой устойчивости; 3) ликвидности баланса; 4) финансовых коэффициентов; 5) финансовых результатов; 6) коэффициентов рентабельности и деловой актив- ности. Анализ проводится на основе ряда экономических показателей. Набор экономических показателей, характеризующих финансовое положение предприя- тия и его эффективность, зависит от глубины ис- следования, однако большинство методик анализа финансового положения и эффективной деятельно- сти предполагают расчет следующих групп индика- торов: финансовой устойчивости, платежеспособно- сти, деловой активности, рентабельности. Результат предварительного анализа - общая оценка финансового состояния, определение платеже- способности и удовлетворительной структуры баланса предприятия. Для выявления причин сложившейся финансовой ситуации, перспектив и конкретных путей выхода из нее проводится детальный и комплексный анализ деятельности предприятия. Анализируются ди- намика валюты баланса, структура пассивов, источни- ки формирования оборотных средств и их структура, основные средства и прочие внеоборотные активы, результаты финансовой деятельности предприятия. При анализе структуры пассивов реализуются следующие цели: . 1) определяется соотношение между заемными и соб- V ственными источниками средств предприятия; 2) выявляется обеспеченность запасов и затрат предприятия собственными источниками, а также с учетом долгосрочного, а затем и краткосрочно- го кредитов; этот анализ дает наиболее полное представление об обеспеченности запасов и за- трат собственными источниками финансирования; 3) рассматриваются причины образования кредитор- ской задолженности, ее удельный вес в обязатель- ствах предприятия, динамика, структура, доля просроченной задолженности. По типу финансовой устойчивости и его измене- нию можно судить о надежности предприятия с точ- ки зрения платежеспособности. В соответствии с показателем обеспеченности за- пасов и затрат собственными и заемными источни- ками выделяют типы финансовой устойчивости: 1) абсолютная устойчивость финансового состояния: собственные оборотные средства полностью обес- печивают запасы и затраты; 2) нормально устойчивое финансовое состояние: за- пасы и затраты обеспечиваются суммой собствен- ных оборотных средств и краткосрочными заем- ными источниками; 3) неустойчивое финансовое состояние: запасы и за- траты обеспечиваются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных заемных источников и крат- косрочных кредитов и займов, т. е. за счет всех ос- новных источников формирования запасов и затрат; 4) кризисное финансовое состояние: запасы и затраты не обеспечиваются источниками их формирования, предприятие находится на грани банкротства. Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, т. е. способность рассчитаться по своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения об. В принципе, на стратегическом уровне можно выделить три основные и неразрывно связанные компоненты любого предприятия, непосредственно влияющие на конечный результат его деятельности:

Система управления предприятием

КадрыОрганизационная структура управления предприятием

1. Система  стратегического управления предприятиемЦель предприятия, поставленная перед ним собственником - отправная точка системы управления.

Миссия, - с одной стороны, это предназначение предприятия в обществе, с другой, это определение продукции и  потребителей, которые и принесут предприятию его прибыль. Очевидно, что для исполнения миссии и получении  прибыли необходима клиент ориентированность  предприятия, пронизывающая всю  его деятельность.

Видение, стратегические цели для реализации видения, программа действий по достижению целей и  практической реализации видения, вытекающие стратегические бизнес-процессы.

Система показателей эффективности предприятия  по поставленным стратегическим целям, позволяющая контролировать действенность  реализации программы.Системы планирования, бюджетирования, мотивации

Система мониторинга и анализа деятельности предприятия

Система корректирующих и предупреждающих  действий Повышение эффективности  деятельности за счет совершенствования  системы управления предприятием 2. Кадры Необходима не просто группа способных и талантливых людей, а их слаженный, сплоченный коллектив. Коллектив, сплоченный объединяющей идей - общественно полезной, высокой, но достижимой целью, которая поставлена перед коллективом, - миссией предприятия.

 Система  мотивации

Система повышения квалификации

Наличие взаимозаменяемости и кадрового резерва3.  Организационная структура предприятия, обеспечивающая систему мотивации и управления от руководителя и до каждого конкретного работника (декомпозиция миссии и стратегии предприятия).

 Организационная  структура и оргштатная расстановка

Положения о структурных подразделениях

Должностные инструкции руководителей и работников.Тут тоже надо отметить, что не только стратегия определяет структуру, но есть и некоторое обратное влияние структуры на стратегию.

Ну, еще  можно отметить корпоративную информационную систему предприятия, без которой  реализовать систему управления предприятием практически невозможно.

Информация о работе Экономика организации. Лекции