Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:01, реферат

Описание

Понятие предприятия,фирмы,корпорации
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Работа состоит из  1 файл

Эк-ка предприятия.docx

— 57.14 Кб (Скачать документ)

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес  аттестованной и неаттестованной  продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

В процессе анализа  качества продукции решаются следующие задачи:

- оценивается  технический уровень продукции;

- выявляются  отклонения этого уровня в  разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется  структура выпуска продукции  по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

- выявляются  факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;

- обосновываются  возможности повышения качества  продукции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны  анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д. Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на схеме №2

К экономическим  показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений  от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.6

Необходимым элементом  аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.

Ассортимент - перечень наименовании изделий с указанием  количества по каждому из них. Различают  полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.7

Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле

 

К=ВП/ВП0*100

 

где, К - выполнение плана по ассортименту, %;

ВП - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпушенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.

Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированное  соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Ритмичность —  это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Для оценки ритмичности  используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (табл. 3):

 

Критм=ВП1/ВП0

 

где, ВП1, ВП0 - фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.8

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:

 

 

где п - число суммируемых плановых заданий.

Ритмичность выпуска  зависит от ритмичности работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.

В заключение анализа  ритмичности целесообразно определить упущенную возможность в связи  с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время.

На основании  данных анализа ритмичности разрабатывают  конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др.

Реализация продукции  является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.

На изменение  объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в схеме  №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3. Износ основного капитала

 

Основной капитал фирмы, участвуя в процессе производства, под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации постепенно изнашивается.

Различают два вида износа основного капитала – физический и моральный.

Под физическим износом понимают постепенную утрату основными фондами  своей первоначальной потребительной стоимости, происходящую не только в  процессе их функционирования, но и  при их бездействии (разрушение от внешних  воздействий, атмосферного влияния, коррозии). Физический износ основных фондов зависит  от их качества, их технологического совершенствования (конструкции, вида и качества материалов, качества постройки зданий и монтажа  станков); особенностей технологического процесса (величины скорости и силы резания, подачи и тому подобное); времени  их действия (количества дней работы в  году, смен в сутки, часов работы в смену); степени защиты основных фондов от внешних условий; качества ухода за основными фондами и  их обслуживания, от квалификации рабочих  и их отношения к основным фондам.

Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам  основных фондов. Различают полный и частичный износ основных фондов. При полном износе действующие фонды  ликвидируются и заменяются новыми (капитальное строительство или  текущая замена изношенных основных фондов). Частичный износ возмещается  путем ремонта.

Основные фонды, подвергаясь в процессе производства физическому износу, ежегодно теряют часть своей стоимости, равную той ее величине, которая перенесена на изготовленную в течение этого года продукцию. Например, при сроке службы машины восемь лет после второго года ее эксплуатации величина износа составит 25%. Эта величина определяется по следующей формуле:

 

, (2)

 

где И – износ основных фондов, выраженный в процентах;

С – фактический срок эксплуатации основных фондов (лет);

А – нормативный срок службы (амортизационный период) основных фондов (лет).

Хотя наиболее правильный метод – это обследование состояния  объекта в натуре.

Наряду с физическим износом  основные фонды претерпевают моральный  износ (обесценивание). Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость  до их физического износа, до окончания  срока своей физической службы.

Моральный износ основного  капитала представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют  современным требованиям развития науки и техники, то есть, связан с техническим прогрессом, совершенствованием и обновлением методов производства. Совершенствование техники и  технологий способствует удешевлению  производства аналогичных действующих  основных фондов. В связи с этим основные фонды, находящиеся в эксплуатации, как бы обесцениваются, теряя часть  своей стоимости. С созданием  и внедрением в производство принципиально  новых, более совершенных и экономичных  видов машин, оборудования, зданий и сооружений, новых или улучшенных более продуктивных пород животных, видов и сортов многолетних насаждений становится экономически нецелесообразным дальнейшее использование действующего основного капитала.

Моральный износ основного  капитала определяют следующие факторы: новшества в производстве или  обновлении оборудования (замена старых машин новыми, более производительными); совершенствование технологического процесса - при новой технологии невозможно использовать действующие  машины и оборудование; обновление и изменение номенклатуры выпускаемой  продукции (при этом старые машины и  оборудование не пригодны для выпуска  новой продукции); сокращение спроса на отдельные товары, требующее от субъекта сокращения количества машин  и оборудования для производства этих товаров; изменения в занятости  рабочей силы, квалификации персонала, географии размещения производства, которые могут потребовать уменьшения производства и количества используемых машин и оборудования.

В результате действия морального износа до наступления срока физического  износа объекты основного капитала заменяют новыми, более экономичными. С целью устранения морального износа проводят реконструкцию и модернизацию объектов основного капитала. Воздействию  морального износа подвержены все объекты  основного капитала, кроме музейных и художественных ценностей, книг фундаментальных  библиотек, фильмофондов, зданий и сооружений, являющихся памятниками архитектуры  и искусства.

На каждом предприятии  процесс физического и морального износа основных фондов должен управляться. Основная цель этого управления –  недопущение чрезмерного физического  и морального износа основных фондов, особенно их активной части, так как  это может привести к негативным экономическим последствиям для предприятия. Управление этим процессом происходит через проведение определенной политики воспроизводства основных фондов.

В современных условиях все  большее значение приобретает учет морального износа. Появление новых, более совершенных видов оборудования с повышенной производительностью, лучшими условиями обслуживания и эксплуатации часто делает экономически целесообразным замену старых основных фондов еще до их физического износа. Несвоевременная замена морально устаревшей техники приводит к тому, что на ней производится более дорогая  и худшего качества продукция  по сравнению с производимой на более  совершенных машинах и оборудовании. Это совершенно недопустимо в  условиях рыночной конкуренции.

Решить проблему морального износа можно с помощью осуществления  ряда хозяйственно-организационных  мероприятий. Прежде всего, машины и  механизмы должны использоваться с  максимальной загрузкой, чтобы ускорить отдачу их полезного эффекта до наступления  момента устаревания. Вот почему так важно сокращать сроки  строительства новых объектов и  сроки эксплуатации машин и оборудования, добиваться, чтобы выпущенные машины не задерживались на складах или  в монтаже.

Информация о работе Экономика предприятия