Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:51, реферат
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
1. Общее понятие эластичности.
2. Эластичность спроса.
а) Эластичность спроса по цене.
б) Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
3. Эластичность предложения.
4. Эластичность предложения с учетом фактора времени.
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическая теория»
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выполнила:
студентка гр.
Принял:
Преподаватель
Томск-2007
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общее понятие эластичности.
2. Эластичность спроса.
а) Эластичность спроса по цене.
б) Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.
3. Эластичность предложения.
4. Эластичность предложения с учетом фактора времени.
5. Заключение
6. Список используемой литературы
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
Для определения «скорости изменения» спроса и предложения товаров на рынке экономистами введено понятие «эластичность». Концепция эластичности впервые была введена в экономическую науку Альфредом Маршаллом (1842-1924 г.г)
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.
Способность потребления и спроса изменяться в определенных рамках под влиянием экономических факторов носит название эластичности потребления и спроса. Эластичность спроса и предложения необходима для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Без этого сейчас не функционирует ни одна рыночная (смешанная) экономическая система.
Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.
Под эластичностью предложения следует понимать относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
Существуют следующие виды эластичности спроса:
Эластичный спрос считается таковым, если при незначительном повышении цен существенно вырастает объем продаж
Спрос единичной эластичности когда 17%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение цен на товар.
Неэластичный спрос проявляется в том, что при существенном изменении цены объем продаж меняется незначительно.
Бесконечно эластичный спрос имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар
Совершенно неэластичный спрос когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Эластичность спроса возрастает при наличии товаров-заменителей – чем больше заменителей, тем более эластичным является спрос, и понижается при повышенном спросе потребителя на данный товар, т.е. степень эластичности тем ниже, чем более необходим товар.
Если обозначит цену за P, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:
где - изменение величины спроса в %, - изменение цены в %, «р» в индексе означает, это эластичность рассматривается по цене.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
,
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
Рис. 1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Существует два крайних случая:
1. Существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.
Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен
2. Изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.
Существует еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса – к ее уменьшению. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных.
Изменения эластичности по доходам показывают, относится ли данный товар к категории «нормальных» или «низших». На эластичность проса большое влияние оказывает наличие на рынке товаров, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, т.е. товаров – заменителей. Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше у покупателя возможность возможностей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае роста его цены. С увеличением доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, бытовой техники. Но существуют товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей: вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т.д.) На товары первой необходимости, такие, как, например, хлеб, спрос относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба относительно эластичный. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные товары тоже относительно неэластичен.
При наличии на рынке значительного количества конкурентов спрос на продукцию фирм, выпускающих аналогичную или близкую по значению продукцию, будет относительно эластичен. При росте конкурентоспособности фирм, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.
Для определения степени влияния изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар, используется понятие перекрестной эластичности. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.
Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б. Значение коэффициента зависит от того, какие товары рассматриваются – взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Коэффициент перекрестной эластичности положителен, если товары взаимозаменяемые; и отрицателен, если товары взаимодополняемые, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет меняться в направлении, противоположном изменению цен.
Таким образом, определив значение коэффициента перекрестной эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми, и соответственно, как изменились цены на один вид продукции, который производится фирмой, может отразиться на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут фирме при принятии решений по ценовой политике на выпускаемую продукцию.
На ценовую эластичность большое влияние оказывает фактор времени. Спрос менее эластичен в коротком промежутке времени и более эластичен в длительном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется возможностью потребителя с течением времени изменить свою потребительскую корзину, найти товар – заменитель. Различия в эластичности спроса объясняются так же значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Эластичность предложения – это чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары. На эластичность предложения оказывают влияние наличие или отсутствие резервов производства – если меняются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.
Существуют следующие виды эластичности предложения:
Эластичное предложение – 1%-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров.
Предложение единичной эластичности – 1%-ное увеличение цены ведет к 1%-ому увеличению предложения товаров на рынке.
Неэластичное предложение – увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже.
Эластичность предложения в мгновенный период – т.е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения; предложение фиксировано.
Эластичность предложения в долгосрочный период – отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей; предложение фиксировано.
Для того чтобы определить, как производство той или иной продукции влияет на изменение цены, измеряется эластичность предложения по цене. Эластичность предложения измеряется относительным (в процентах или долях) изменением величины предложения при изменении цены на 1%. В отличии от спроса, предложение менее связано с изменениями производственного процесса и более адаптируется к изменению цены.
Поскольку кривая предложения обычно имеет положительный наклон (величина предложения растет по мере роста цены и снижается вместе с ее падением), эластичность предложения по цене положительна.
Подобно эластичности спроса, эластичность предложения по цене бывает не
только прямой, но и перекрестной. Последняя показывает, на сколько процентов изменяется предложение одного товара при изменении цены другого товара на 1%. Например, на сколько процентов вырастет предложение природного газа (добываемого попутно с нефтью) при возрастании цены нефти на 1%.
В отношении прямой эластичности предложения по цене возможны три случая:
1. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в большей степени, чем цена, то предложение эластично по цене. В этом случае: .
2. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в меньшей степени, чем цена, то предложение неэластично по цене. В этом случае: .
3. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в той же степени, что и цена, то предложение характеризуется единичной эластичностью по цене. В этом случае: Ерs =1
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике.